Иоанн Святогорец [Мтацмидели, Иверский, Великий; груз. იოანე მთაწმიდელი; греч. ᾿Ιωάννης ὁ ῎Ιβηρ] (ок. 930 - 14.06.1005), преподобный (пам. 12 июля, с прп. Гавриилом Иверским; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), один из основателей и игуменов (979/80-1005) грузинского Иверского монастыря на Афоне, отец прп. Евфимия Святогорца, сподвижник прп. Иоанна-Торникия (Чордванели). В Синаксаре прп. Георгия Святогорца и др. средневековых грузинских календарях память Иоанна Святогорца отмечалась 14 июня, в день кончины преподобного (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 497). Позже, вероятно ввиду ошибочного отождествления Иоанна Святогорца с прп. Иоанном-Торникием (пам. 12 июня), память перенесена на 12 июля, а годом кончины стал считаться 998-й.
Сведения об Иоанне Святогорце содержатся также в составленном Георгием Мцире в 1066-1068 гг. «Житии и подвижничестве святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца» (НЦРГ. S 353, XI в.; А 130, 1713 г.; 9 рукописей XVIII в.- Георгий Мцире. 1901. С. 279-351; Он же. 1946. C. 180-214; Он же // ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 101-207), в греч. Сказании об Иверской иконе Божией Матери (XVI в.), в принадлежащей Василию Багратисдзе синаксарной ред. Жития прп. Евфимия (НЦРГ. A 97, A 193, H 2211; Hieros. Patr. 24; Sinait. iber. 4; 11 рукописей XII-XIII вв.- ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 331-340), послужившей одним из источников для прп. Георгия при составлении им Жития Иоанна Святогорца и прп. Евфимия, а также в сочинении греческого автора «Повесть о Евфимии, Иоанне и Георгии Ивирах», дошедшем в 2 рукописях 1-й пол. XVIII в. (Ath. Iver. gr. 453 - Lambros. 1900. P. 147; Vat. gr. 2613 - BHG, N 2143; Греч. «Житие» Иоанна. 1982. С. 74-120) и впоследствии включенном в сборник «Неон Эклогион» прп. Никодима Святогорца. Ценным историческим источником является хранящееся в ризнице Иверского монастыря собрание документов (актов) монастыря X-XV вв., изданное франц. византинистами при участии грузинских ученых в 1985-1995 гг. в 4 томах (Actes d'Iviron) и снабженное очерками по истории монастыря франц. византиниста Жака Лефора. Иоанн Святогорец неоднократно упоминается в актах (№ 3 от 16 апр. 982 г.; № 4 и № 5 от 10 июля 982 г.; № 6 от 13 дек. 984 г.; № 7 от 13 янв. 985 г.; № 8 от 9 сент. 995 г.; № 9 от 9 дек. 995 г.; № 10 и № 11 от 10 нояб. 996 г.; № 12 от 14 апр. 1001 г.; № 15 от 22 мая 1008 г.; № 16 от 9 сент. 1010 г.; № 17 от 10 апр. 1012 г.; № 20 от 19 апр. 1015 г.; № 24 от 9 дек. 1020 г.; № 25 от 20 нояб. 1036 г.). Его имя также упомянуто в «Книге агап Афонского Иверского монастыря», содержащей 167 расположенных в круге календарного года поминальных записей X-XVII вв. (записи № 13 от 7 дек.; № 16 от 16 дек.; № 83 от 14 июня - Хаханашвили. 1901; Натроев. 1909. С. 313-331; Описание груз. рукописей. 1986. Т. 1; Бердзенишвили. 2007). Некоторые сведения об Иоанне Святогорце, основанные большей частью на указанных источниках, содержатся также в других письменных памятниках, связанных с историей Иверского монастыря.
Иоанн Святогорец (в миру Абулхерит) происходил из Тао-Кларджети и принадлежал к знатному княжескому роду, приближенному ко двору грузинского царя Давида III Куропалата († 1001). В Житии Иоанна Святогорец назван блистательным вельможей, прославленным в боях отважным воином, прекрасным внешне и «мудрым и разумным умом и разумением», богобоязненным, любимцем царя (в Сказании об Иверской иконе - 1-м советником царя). Однако в 60-х гг. X в., «поскольку огонь любви Христовой сильно возгорелся в его сердце», в возрасте ок. 30 лет Иоанн Святогорец оставил дом и семью (супруга Иоанна Святогорца происходила из княжеского рода Чордванели) и под видом простого странника пришел в монастырь Отхтаэклесиа в Кларджетской пустыни, где открылся подвижникам Моисею и Геласию и принял постриг. Согласно Сказанию об Иверской иконе, Иоанн Святогорец сначала подвизался в небольшой обители, где жили 6 монахов, а затем на горе Колпа. Вскоре он прославился как аскет и отшельник и, стремясь избежать людской славы, удалился в монастырь на горе Олимп в Вифинии, где, также скрыв свое высокое происхождение, «взял на себя подвиг служения при мулах и другие презренные и низкие служения исполнял в смирении». Узнав, что Тао-Кларджетское царство и Византия заключили союз, гарантом которого стали присланные в Константинополь дети грузинских вельмож, в т. ч. и его малолетний сын (впоследствии прп. Евфимий Святогорец), Иоанн Святогорец прибыл в византийскую столицу. В Житии уточняется, что, поскольку Иоанн Свчтогорец был зятем Абухарба Чордванели, которого «цари знали», византийский император Роман II (959-963) встретил преподобного с большими почестями. Между Иооанном Святогорцем и Абухарбом (вероятно, также находившимся в то время в Константинополе) «случилось продолжительное словопрение»: Иоанн Святогорец обвинил тестя в том, что тот пожертвовал своим внуком, «как сиротой», и попросил у императора разрешения забрать сына с собой. В греческой повести вместо тестя ошибочно говорится об отце Иоанна Святогорца, а также в повесть включен отрывок, в котором мальчик в присутствии царя выбирает, с кем он останется - с отцом или с дедом. Вернувшись в Вифинию, Иоанн Святогорец понял, что всем стало известно о его высоком происхождении - «воздавали ему почет и греки, и грузины». Взяв сына и нескольких учеников, преподобный пришел на Афон к основавшему в 963 г. Великую Лавру прп. Афанасию Афонскому. Согласно Житию, мать прп. Афанасия происходила из Колхиды, чем многие исследователи и объясняют быстро возникшую между преподобными духовную дружбу. Из источников известно, что Иоанн Святогорец встречался с посещавшим Афон византийским императором Никифором II Фокой, на основании этих сведений время появления преподобного в Великой Лавре датируют периодом между 963 и 969 гг. (по мн. источникам, 965). Иоанн Святогорец исполнял в Лавре послушание повара. Весть о нем быстро разнеслась по империи, и в Лавру стали приходить грузины, желавшие подвизаться под руководством такого подвижника. Грузинская община росла, Иоанн Святогорец не хотел, чтобы он и его соотечественники находились на иждивении прп. Афанасия. Согласно хрисовулу, полученному Иоанном Святогорцем после 969 г. от византийского императора Иоанна I Цимисхия, годовой доход от острова Лемнос (244 номисмы) передавался Великой Лавре на содержание грузин. Сведения об этом содержатся в акте пожертвования прп. Афанасия от 13 дек. 984 г. (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52; Actes d'Iviron. 1985. Vol. 1. N 6; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21).
В начале 70-х гг. X в. в обитель прибыл желавший последовать духовному примеру своего родственника грузинский полководец Ксанский эристав Торникий Чорчанели (Чордванели). По одной версии, он приходился Иоанну Святогорцу шурином, по другой - супруга Иоанна Святогорца была его племянницей по материнской линии. Преподобный постриг Торникия в монашество с именем Иоанн. По благословению прп. Афанасия в полутора километрах от Лавры, «в благолепной пустыни», были построены «келлии Иоанна Ивера» (ныне келлия ап. Иоанна Богослова Иверского монастыря) и церковь во имя св. Иоанна Предтечи; подвизавшиеся там под духовным руководством Иоанна Святогорца грузинские монахи по-прежнему подчинялись игумену Великой Лавры. В колофоне рукописи Ath. Iver. georg. 16 упомянуты Иоанн Святогорец и 7 грузинских монахов; к 979 г., возможно, они и составляли грузинскую общину, управляемую Иоанном Святогорцем (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 16-17, 21-22; ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52-54).
Жизнь грузинской общины изменило восстание Варды Склира (976-979): августа Феофано, мать малолетних византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII, обратилась за военной помощью к грузинскому царю, отправив летом 978 г. 3 письма преподобным Афанасию, Иоанну Святогорцу и Иоанну-Торникию и прося их посредничества. Прп. Иоанн-Торникий не желал покидать Афон и возвращаться на военное поприще, но прп. Афанасий и Иоанн Святогорец «с трудом» смогли убедить его, сказав, что «всю вину примут на себя». Прп. Иоанн-Торникий и грузинский полководец Джоджик были поставлены Давидом III во главе 12-тысячной грузинской армии и в составе войска Варды Фоки во 2-й битве при Панкалии 24 марта 979 г. победили Склира. Часть военных трофеев прп. Иоанн-Торникий передал царю и роздал войскам, а оставшуюся (свыше 1,2 тыс. литр золота) отдал Иоанну Святогорцу. Поскольку с прп. Иоанном-Торникием на Афон пришли и «многие рясофорные и прославленные монахи... множество немалое», а также стремившиеся подвизаться на Святой Горе воины и другие светские лица, было решено на имеющиеся средства возвести грузинский монастырь. Иоанн Святогорец, по-прежнему тяготеющий к отшельнической жизни, был против основания обители, средоточия грузинской общины на Афоне. Однако ради прп. Иоанна-Торникия и «ради покоя грузин» он благословил строительство. Иоанн Святогорец был избран игуменом (979/80-1005) и духовником новооснованного монастыря. Средства, полученные в качестве военных трофеев, были потрачены на возведение в 980 г. кафоликона монастыря, церкви Пресвятой Богородицы - одного из наиболее ранних зданий, появившихся на Афоне, а также на постройку монастырских помещений и освоение владений в Македонии. При Иоанне Святогорце Великой Лавре был отдан остров Неон вместе с подтверждающим право владения хрисовулом (979/80) имп. Василия II; в ответ в декабре 984 г. Лавра предоставила Иверскому монастырю право иметь мореходное судно. В 985 г. Иоанн Святогорец и прп. Евфимий получили от Протата разрешение построить в Галеагре убежище для моряков, где позже намеревались устроить порт (Порфирий (Успенский). История Афона. К., 1877. Ч. 3/1. С. 152; Аристакес Ластиверци. 1968. С. 19, 20, 64-67; Actes d'Iviron. 1985. Vol. 1. N 6; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21-23, 37).
Значительную роль Иоанн Святогорец сыграл в духовном развитии сына, прп. Евфимия. Мальчик получил хорошее грузинское и греческое образование. Иоанн Святогорец, рано заметив у сына литературный талант, всячески развивал его способности. В середине 70-х гг. X в. прп. Евфимий тяжело заболел, «уже и речи не осталось при нем, ни голоса». Иоанн Святогорец, потерявший надежду на выздоровление сына, горячо молился перед иконой Божией Матери о скором и безболезненном исходе его души, а священника попросил скорее причастить умирающего. Вернувшись в келью сына, Иоанн Святогорец застал его здоровым. Юноша рассказал, что перед ним предстала Пресвятая Богородица, Она взяла его за руку и сказала: «Нет у тебя никакой болезни... по-грузински молви свободно». После исцеления Иоанн Святогорец стал замечать, что речь прп. Евфимия, который до этого с трудом говорил по-грузински, стала «безостановочно, как источник, изливаться чище, чем у всякого грузина». Иоанн Святогорец понял замысел Божий и благословил юношу заняться переводом книг Священного Писания с греческого языка на грузинский, «ибо страна Картлийская в великом недостатке книг». Первые переводы прп. Евфимия относятся к периоду подвижничества грузинских монахов в Великой Лавре. В колофоне 1-го переведенного прп. Евфимием гомилетического сборника, содержащего Поучения свт. Василия Великого (Ath. Iver. georg. 32, 977 г.), указано, что Иоанн Святогорец был заказчиком рукописи.
После кончины прп. Иоанна-Торникия (ок. 984) Иоанн Святогорец, решив, что теперь он может покинуть монастырь, взял сына и нескольких учеников и хотел отправиться в Испанию, поскольку слышал, что «грузин немалые роды и племена упокоены там». В портовом городе Авидос их увидел архонт (здесь - правитель города), друг Иоанна Святогорца, который, узнав о планах святого, сообщил о них в Константинополь. Император вызвал преподобного в столицу. Иоанн Святогорец сказал ему: «Я был убогий мирской человек... и желал удалиться как-то на чужбину и спасать душу свою и пребывать в убожестве... Пришел родственник мой Торник, и через него впал я в великую борьбу и людские собрания, и желаю быть свободным от всего этого и позаботиться наконец о своей душе». Однако император убедил Иоанна Святогорца отказаться от своих намерений, указав на то, что без него грузинский монастырь придет в упадок. Преподобный был вынужден возвратиться на Афон и вновь принять управление обителью. Однако позже Иоанн Святогорец заболел подагрой «и многие годы, распростертый, лежал на одре и терпел сильнейшие боли». Как сказано в Житии, Иоанн Святогорец принял болезнь с радостью, как «сокровище весьма великое и дар царский», и передал управление делами монастыря сыну, который, несмотря на то что стремился все время посвящать переводам книг Священного Писания, «покорился ему и, покуда пребывал тот во плоти, с послушанием... управлял... и без его повеления не делал ничего». В Житии цитируется письмо Иоанна Святогорца и прп. Евфимия, адресованное ранее подвизавшимся в Великой Лавре и позже перебравшимся в Отхтаэклесиа грузинским монахам свт. Арсению Ниноцминдскому и прп. Иоанну (Грдзелисдзе). Преподобные просили их вернуться на Афон, чтобы помочь прп. Евфимию в переводах книг.
Сохранилась дарственная от 10 нояб. 996 г., которую на имя Иоанна Святогорца дал его духовный сын, бывший мандатор (офицер) Захария, сын Михаила. Преподобному, а также Великой Лавре были пожертвованы имения Захарии на острове Лемнос: ферма, 10 домов, мельница, виноградники, пахотная земля, пастбища, скот (Actes d'Iviron. 1985. Vol. 1. N 11). Прп. Афанасий Афонский перед кончиной (ок. 1000) назначил Иоанна Святогорца эпитропом Великой Лавры (Диатиносис прп. Афанасия см. в: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 240-243).
К 1005 г. братия монастыря насчитывала свыше 200 человек. По письменному завещанию преподобного (не сохранилось), которое цитируется в Житии, настоятелем Иверского монастыря должен был стать прп. Евфимий, а после его кончины - прп. Георгий Строитель, с тем чтобы традиция назначения уходящим настоятелем своего преемника не прерывалась. Иоанн Святогорец был погребен в кафоликоне Иверского монастыря: над его могилой прп. Евфимий выстроил церковь во имя св. Архангелов (ныне Всех святых). В предисловии к переводу Толкования свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Ath. Iver. georg. 13-4-10, 1008 г.) прп. Евфимий написал о роли отца в его образовании и избрании поприща, а также привел список переведенных им при жизни Иоанна Святогорца книг. Среди названий Иверского монастыря долгое время употреблялось и «Лавра Ивера» (Λαύρα τοῦ ῎Ιβηρος), т. е. Иоанна Святогорца.
Настоятель Иверского монастыря прп. Георгий Святогорец (1044-1056) перенес в южную часть нартекса кафоликона мощи Иоанна Святогорца, прп. Евфимия и прп. Иоанна-Торникия, а позже свт. Арсения Ниноцминдского и прп. Иоанна (Грдзелисдзе) и распорядился, чтобы возле рак горели 3 неугасимые лампады. Во время его настоятельства были зафиксированы случаи исцеления от мощей Иоанна Святогорца и преподобных.
Гимнография
Иоанну Святогорцу посвящены 2 гимнографических канона и несколько стихир, составленных Езрой Мтацминдели (XI в.), представителем афонской литературно-просветительской школы. Песнопения помещены в Афонском сборнике с агапами 1074 г. (НЦРГ. А 558) под 14 июня, днем памяти Иоанна Святогорца, впервые были опубликованы в 1901 г. В одном из канонов содержится акростих «Недостойный Езра ныне славит отца Иоанна».
По мнению академика прот. К. Кекелидзе, гимнограф при составлении песнопений использовал Житие преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, написанное прп. Георгием Святогорцем; заимствованы, по мнению ученого, «не только факты и некоторые мысли, но даже целые предложения и слова» (Кекелидзе. 1980. Т. 1. С. 235). На основании этого песнопения датируют периодом между 1044, конечной датой создания Жития, и 1074 гг.
В песнопениях гимнограф приводит биографические сведения Иоанна Святогорца и прп. Евфимия, часто использует метафоры, в т. ч. из евангельских текстов. Так, Езра пишет, что Иоанн Святогорец «склонил голову... под сладкое ярмо Иисуса Христа», что Господь «установил его на подсвечнике, как свечу, чтоб светил всем в доме, чтоб светил добродетелью до края земли»; его деяния «блестят, как свет небесный» (деятельность Иоанна Святогорца передается антиномией дня и ночи); преподобный сравнивается с «богоподобной блестящей звездой между двумя солнцами»; Царство Небесное названо «бесценным жемчугом», афониты - «созвездием святых».
Иоанн Святогорец и прп. Евфимий уподобляются библейским патриархам. Гимнограф отмечает, что прп. Евфимий был для Иоанна Святогорца «заветным сыном... значащим столько же, сколько Исаак для Авраама»; Иоанн Святогорец, как и Авраам, представлен в образе странника; прп. Евфимий, подобно Исааку, «не был заколот, но был избран Богом и наделен даром священника». Езра отмечает, что Иоанн Святогорец в отличие от библейского патриарха Иосифа, проданного братьями в Египет, «сам себя продал в чужую страну». Жизненный путь Иоанна Святогорца сравнивается со страданиями Иова: «Как очищается в плавильном горне золото... тяжело болевший в последние годы жизни святой Иоанн, подобно Иову, также очистился страданием от всего земного».
В песнопениях Езры упоминаются и сподвижники Иоанна Святогорца на Афоне прп. Иоанн-Торникий, свт. Арсений Ниноцминдский, прп. Иоанн (Грдзелисдзе), прп. Гавриил. Агиограф, прп. Георгий Святогорец, назван «работником мудрости», последователем и единомышленником Иоанна Святогорца и его современников, созданное им Житие сравнивается с «блестящим зеркалом».
Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...