Среда, 23.08.2017, 15:54
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Святые » Православные святые

Афанасий Афонский
13.03.2013, 04:20
Афанасий Афонский [Греч. ὁ ̓Αθωνίτης] (ок. 925 или 930, Трапезунд - 5.07. ок. 1000, Афон), прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных), основатель Великой лавры на Афоне, названной впоследствии в его честь.

В Крещении получил имя Авраамий. Происходил от благородных и знатных родителей: отец был родом из Антиохии, мать - из Колхиды. Они рано умерли, и мальчик воспитывался в семье родственницы матери. Для продолжения обучения в 945 г. он прибыл в Константинополь, где поступил в школу к известному ритору Афанасию. Вскоре Авраамий превзошел своего наставника и был назначен учителем, но, тяготясь славою, оставил преподавание.

Однажды он сопровождал в поездке своего родственника на остров Лемнос и впервые проплыл мимо Афона. Вернувшись в Константинополь, Авраамий познакомился с прп. Михаилом Малеином, игуменом Киминского монастыря в Вифинии, и встретился с Никифором II Фокой, выдающимся военачальником, впоследствии императором Византии (963-969). Авраамий вслед за Михаилом отправился на Кимин и принял в его монастыре постриг с именем Афанасий. В этой обители он прожил 4 года, занимаясь переписыванием рукописей, потом он вступил на поприще безмолвия, удалившись в уединенное место.

Никифор Фока посетил Афанасия Афонского, долго беседовал с ним и открыл ему свое желание стать монахом. Когда прп. Михаил Малеин захотел сделать Афанасия Афонского игуменом своего монастыря, тот, считая себя недостойным начальствования и избегая мира, ушел на Афон (958/59).

Поскольку Никифор Фока повсюду разыскивал Афанасия, он решил скрыть свое настоящее имя, назвался Варнавой и стал учеником одного благочестивого старца. Вскоре ему пришлось открыть свое настоящее имя. 

Длительными постами, бдениями, коленопреклонениями, трудами нощными и денными Афанасий уже вскоре достиг такого совершенства, что святой игумен благословил его на подвиг безмолвия в уединенном месте недалеко от монастыря. Позже, покинув Кимин, он обошел много пустынных и уединенных мест и, наставляемый Богом, пришел на место, называемое Мелана, на самом краю Афона, далеко отстоящее от других иноческих жилищ. Здесь Преподобный построил себе келлию и стал подвизаться в трудах и молитве, восходя от подвига к подвигу к высшему иноческому совершенству.

Враг старался возбудить в святом Афанасии ненависть к избранному им месту, борол его непрестанными помыслами. Подвижник решил потерпеть год, а там, как Господь устроит, так и поступить. В последний день срока, когда святой Афанасий стал на молитву, внезапно осиял его Небесный Свет, исполнив неизреченной радости, все помыслы развеялись, а из глаз потекли благодатные слезы. С тех пор получил святой Афанасий дар умиления, а место своего уединения возлюбил с той же силой, как раньше ненавидел.


Когда Никифор Фока отправился освобождать Крит от арабских пиратов, он попросил Афанасия Афонского приехать к нему и молитвенно поддержать. Считая помощь мирянам обязанностью инока, Афанасий Афонский приехал на Крит в начале 961 г. После победы над арабами (961) Никифор Фока решил осуществить давно возникший у него план построить монастырь, где бы он смог подвизаться вместе с Афанасием Афонским.

В то время Никифор Фока, пресытившись воинскими подвигами, вспомнил свой обет стать иноком и просил преподобного Афанасия на его средства устроить монастырь, т. е. построить для него и братий келлии для безмолвия и храм, где бы братия приобщалась по воскресеньям Божественных Христовых Таин.

С иноком Мефодием в конце 962 - начале 963 г. Никифор прислал Афанасию Афонскому деньги, необходимые для постройки монастыря.

Избегая забот и попечений, блаженный Афанасий сначала не соглашался принять ненавистное золото, но, видя горячее желание и доброе намерение Никифора и узрев в этом волю Божию, приступил к устройству монастыря. Он воздвиг большой храм в честь святого Пророка и Предтечи Христова Иоанна и другой храм, у подножия горы, во имя Пресвятой Девы Богородицы. Вокруг храма появились келлии, возникла на Святой Горе чудная обитель. В ней были сооружены трапезная, больница и странноприимница и другие необходимые постройки.

Он был гигант, исполинской силы. Знаменитую Лавру, и ныне вздымающуюся соборами, стенами и башнями, строил собственноручно. Святой возводил храмы, стены и башни. Когда он велел рыть землю для фундамента церкви в честь Пресвятой Девы, дьявол, "бессильный доброненавистник, демонскими своими действиями ослабил руки строителей так, что они не могли коснуться даже уст своих". Св. Афанасий помолился, взял сам лопату, начал рыть и "к большой досаде демона" разрешил руки рабочих. Всегда с лопатой, топором, а то и просто с исполинской своей силой! Не раз случалось, что с одной стороны груз волокли трое, а с другой становится Афанасий, и трое едва успевали за ним. Или: везут тяжесть на паре волов. Один из них падает, захромав. Святой велит отпрячь его и сам впрягается.

В монастырь отовсюду стекалась братия не только из Греции, но и из других стран: простые люди и знатные вельможи, пустынники, подвизавшиеся долгие годы в пустыне, игумены многих монастырей и архиереи желали быть простыми иноками в Афонской Лавре святого Афанасия.

Святой игумен установил в обители общежительный устав по подобию древних палестинских обителей. Богослужения совершались со всей строгостью, никто не дерзал разговаривать во время службы, опаздывать или выходить без нужды из храма.

Святой был властен, не потакал слабостям (и поныне сохранился его железный посох).

От монахов требовал исполнительности и повиновения. Во время церковной службы один из братии обходил присутствующих и будил уснувших. Другой наблюдал, кто когда приходит в церковь. Поздно пришедшие должны были давать отчет. Строгая тишина во время трапезы. После повечерия не дозволялось никаких бесед и запрещалось также говорить "холодные слова: "м о е", "т в о е".

В то же время Афанасий Афонский принял великую схиму. 

16 авг. 963 г. Никифор Фока был провозглашен императором Византии. Афанасий Афонский, узнав об этом и поняв, что Никифор не сможет исполнить свой обет стать монахом, покинул Афон и отправился на Кипр, где подвизался в монастыре Агиа-Мони (около Пафоса). В это время в его лавре воцарилось безначалие, монахи стали разбегаться. По Божественному внушению Афанасий Афонский вернулся в лавру. 

Сама Пречистая Богородица, Небесная Владычица Афона, благоволила к святому. Много раз он удостаивался видеть Ее чувственными очами. Попущением Божиим, случился в монастыре такой голод, что иноки один за другим стали покидать Лавру. Преподобный остался один и в минутной слабости тоже помыслил уйти. Вдруг он увидел Женщину под воздушным покрывалом, идущую ему навстречу. "Кто ты и куда идешь?" - тихо спросила Она. Святой Афанасий с невольной почтительностью остановился. "Я здешний инок", - отвечал святой Афанасий и рассказал о себе и своих заботах. "И ради куска хлеба насущного ты бросаешь обитель, которой предстоит прославиться в роды и роды? Где твоя вера? Воротись, и Я помогу тебе". "Кто ты?", - спросил Афанасий. "Я Матерь Господа твоего", - отвечала Она и повелела Афанасию ударить жезлом в камень, так что из трещины пробился источник, который существует и ныне, напоминая о чудном посещении

В начале 964 г. Афанасий Афонский прибыл в Константинополь. Император Никифор убедил его продолжить строительство и  издал ряд хрисовулов, касавшихся лавры, из которых сохранился только один от 964 г. Император передал Афанасию Афонскому для лавры частицу Честного Древа, главу св. Василия Великого и мощи других святых. В древнем хрисовуле Никифор назначил Афанасия Афонского игуменом лавры с 80 монахами и постановил, что лавра должна навсегда оставаться независимым монастырем, не подчиняясь ни светским, ни церковным лицам.

Вернувшись на Афон, Афанасий Афонский продолжил строительство монастыря, возвел братский корпус, трапезную, кельи, больницу, мельницу и пристань, провел водопровод.

Однако деятельность Афанасия Афонского вызывала раздражение у других афонских отшельников.

К борьбе со скалами, природой, демонами прибавлялась и борьба с людьми. У святого оказалось множество врагов. Большинство безмолвников ("исихастов") Афона ненавидело его. Пустынники считали, что устройством великолепного монастыря, всеми банями, больницами, водопроводами и виноградниками он нарушает дух Афона. Его, не знавшего ни устали, ни минутного покоя, все могучие силы отдавшего творчеству, изображали чуть ли не афонским помещиком.

Они, воспользовавшись тем, что Никифор Фока, покровительствовавший Афанасию Афонскому, был убит (10 дек. 969) и императором провозглашен Иоанн I Цимисхий, отправили в Константинополь делегацию с жалобами на преподобного. Афанасий Афонский (по другой версии, это был Иоанн Мтацминдели, ученик Афанасия Афонского) также поехал в столицу империи. Новый император не только подтвердил все хрисовулы императора Никифора, но и приказал ежегодно выдавать лавре по 244 золотых номисмы. Чтобы разобраться в разногласиях между Афанасием Афонским и игуменами и старцами Афона, император отправил на Святую гору монаха Евфимия, игумена Студийского монастыря в Константинополе.

В результате проведенного Евфимием расследования и во избежание дальнейших споров между афонскими монахами был составлен афонский устав, т. н. Типикон Иоанна Цимисхия, или «Трагос» (971-972). Предположительно в 973-975 гг. Афанасий Афонский составил Устав лавры (τυπικόν, διαθήκη, κανονικόν).

Помощь императора позволила лавре возвыситься над остальными монастырями и стать крупнейшим, по-видимому первым, общежительным монастырем на Святой горе. Молва об Афанасии Афонском распространилась по всей Византийской империи и за ее пределами, и к нему стали приходить иноки, даже из таких отдаленных земель, как Грузия, Армения, Италия и Калабрия.

В конце своей жизни Афанасий Афонский написал «Завещание» (Διατύπωσις; см. Диатипосис прп. Афанасия), в котором содержатся предписания о порядке поставления игумена, о преемниках Афанасия Афонского, богослужебные указания, составленные на основе студийского «Ипотипосиса». Завещание дополняет положения Устава лавры.

Преподобный Афанасий, провидя время своего отхода ко Господу, пророчествовал о своей близкой кончине и просил братию не соблазниться о том, что произойдет. "Ибо иначе судят люди, иначе устрояет Премудрый". Братия недоумевала и размышляла над словами Преподобного. Преподав братии свои последние наставления и утешив всех, святой Афанасий зашел в свою келлию, надел мантию и священный куколь, который надевал только по великим праздникам, после продолжительной молитвы вышел. Бодрый и радостный, святой игумен поднялся с шестью братиями на верх храма осмотреть строительство. Вдруг, неведомыми судьбами Божиими, верх храма обрушился. Пятеро братий тотчас предали свой дух Богу. Преподобный же Афанасий и зодчий Даниил, заваленные камнями, остались живы. Все слышали, как Преподобный призывал Господа: "Слава Тебе, Боже! Господи, Иисусе Христе, помоги мне!". Молитвы преподобного братия слышала в течение нескольких часов. Братия с великим плачем начали откапывать своего отца из-под развалин, но нашли его уже скончавшимся. 

Мощи его находятся под спудом в приделе Севастийских мучеников кафоликона Великой лавры. Рядом стоит металлический жезл преподобного. Сохранился крест Афанасия Афонского (весом ок. 3 кг), который он не снимал даже когда спал. 

 Сохранилось 2 пространных греческих жития Афанасия Афонского. Одно написано монахом Афанасием (̓Αθανάσιος τοῦ Παναγίου) в 1-й четв. XI в. (BHG, N 187), другое - неизвестным монахом из Великой лавры во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (BHG, N 188).

Вскоре после смерти Афанасия Афонского его память была включена в греческие богослужебные книги: Канонник 1022 г. (ГИМ. Син. греч. 299) и Стишной синаксарь Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. Т. 2. Р. 345). 

 В русских календарях память Афанасия Афонского появляется в конце XIV в. с распространением Иерусалимского устава: Константинопольское Евангелие 1383 г. (ГИМ. Син. № 742. Л. 275 об.), Евангелие Кошки 1392 г. (РГБ. Троиц. Ризница. № 4. Л. 322). 

 В XIV в. на славянский язык было переведено анонимное житие Афанасия Афонского (BHG, N 188). Оно входит в состав агиографического Сборника прп. Нила Сорского (РГБ. МДА. № 207; кон. XV - нач. XVI в.), являющегося автографом преподобного. Известно, что это житие дважды копировалось в XVI в.: Гурием Тушиным (РНБ. Кир.-Бел. № 141/1218) и в Троице-Сергиевой лавре (РГБ. Троиц. № 685). Анонимное пространное житие помещено также в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 298-301 (2-я паг.)).


Иконография

Изображения Афанасия Афонского были особенно распространены во фресковых циклах на Афоне и в балканских странах, а также известны иконы и миниатюры в рукописях. Одним из наиболее ранних является фронтиспис кодекса из Великой лавры на Афоне (Ath. Lavr. K 122 (2060). Vol. 4v, сер. XI в.), где Афанасий Афонский представлен в монашеской мантии в молении (жест оранта).

Изображения преподобного в храмовой росписи: на фреске в церкве Богородицы монастыря Студеница (Сербия), 1208-1209 гг., - в рост, со свитком в руке, борода седая, овальной формы, по грудь, почти не раздваивается, лицо удлиненное, аскетическое, лоб высокий; в церкве св. Никиты в Чучере (Македония), до 1316 г., - Афанасий Афонский в монашеском одеянии, с поднятой в молении правой рукой и свитком в левой, с кудрявой бородой средней величины, разделенной на 2 пряди, на макушке отделившаяся прядь; в церкви Афендико в Мистре (Греция), 1311-1312 гг.; на южной стене диаконника церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.

В алтаре церкви свт. Николая в Рамаче (Сербия; ок. 1395) Афанасий Афонский представлен необычно: в святительском облачении, с омофором.

На Афоне его изображения известны в церкви Пантанассы монастыря Протат, начало XIV в., мастер Мануил Панселин; на фрагменте фрески из монастыря св. Павла, 1447 г.; в трапезной Великой лавры, 1512 г.,- несколько изображений в разных местах, среди преподобных; в трапезной монастыря Воскресения Христова, 1512 г.; в монастыре Протат, 1512-1540 гг., - седой, с разделенной надвое, повитой бородой, с залысинами, с прядью на макушке, с крестом и свитком в руках; в кафоликонах Великой лавры, 1535 г.; Хиландарского монастыря, 1535 г.; монастыря Дионисиат, 1547 г., мастер Зорзис Критянин; в капелле вмч. Георгия монастыря Ксиропотам, 1555 г.

Образ Афанасия Афонского представлен на обороте двухсторонней иконы «Спас Вседержитель», 60-80-е гг. XIV в., и на иконе «Прп. Афанасий Афонский», XV в. (монастырь Пантократор на Афоне), с развернутым свитком в руках; на прориси XVI в. (монастырь Симонопетра на Афоне).

Также в русских памятниках: на новгородской таблетке «Преподобные Афанасий Афонский, Варлаам, царевич Иоасаф», кон. XV в. (НГОМЗ), - Афанасий Афонский в монашеской мантии, концы которой внизу связаны узлом, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, с темными волосами и длинной клинообразной бородой, книзу раздвоенной; на таблетке «Преподобные Онуфрий Великий, Афанасий Афонский, Макарий Калязинский», сер. XVI в. (ГТГ); на иконе «Святые Николай Чудотворец, Антоний Великий, Афанасий Афонский», сер. XVI в. (ЦМиАР); иконе «О Тебе радуется», 2-я пол. XVI в. (ГТГ),- в группе преподобных. 

На иконе Божией Матери «Экономисса с преподобными Афанасием Афонским и Михаилом Синадским (?)», XVIII в. (ЦМиАР), написанной русским мастером с греческой гравюры, по сторонам от средника расположены 10 сюжетов из жития Афанасия Афонского, в т. ч. исцеления больного водянкой и мон. Антония, Афанасий Афонский превращает соленую воду в питьевую, явление Богородицы преподобному, изведение Ею источника из скалы, Афанасий Афонский изгоняет бесов из монастыря и др.; внизу - вид Великой лавры, подобное изображение Афанасия Афонского вместе с прп. Антонием Киево-Печерским - на гравюре сер. XVIII в., отпечатанной в Вене (Ровинский. Народные картинки. С. 455. № 1158).

Сохранился складень с образом преподобного и 10 клеймами жития, кон. XVIII в. (ГИМ). Существовали отдельные изображения на сюжет «Богородица изводит источник из скалы» (литография, в издании А. В. Морозова, 1868 (РГБ); икона 2-й пол. XIX в. из ц. вмч. Никиты за Яузой в Москве; ныне подворье Афонского Пантелеимонова монастыря). 

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., Афанасий Афонский описан как «старец плешивый, с остроконечною бородою, который напоминает о том, что «ничто столько не вредит монахам и не радует бесов, как утаение своих помыслов» (Ч. 3. § 13. № 8).

В Софийском иконописном подлиннике кон. XVI в. отмечено, что Афанасий Афонский «сед, плешив, брада Сергиева, ряска санкирь с белилы»; в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова, XVIII в.: «Подобием главою плешив, власы сед изтемна, брада аки Григория Богослова, мало поуже, ризы преподобническия, на главе имый священный куколь, в руке свиток» (Филимонов. С. 381); у С. Т. Большакова (XVIII в.): «сед, плешив, брада Сергиева, седина темна, риза багор, испод санкир, с белилом, в руке свиток, а в нем писано: поспешим, убо и потрудимся, да царствие небесное обрящем» (Подлинник иконописный. С. 113); подобное описание дано и в иконописном подлиннике XVIII в. (РНБ. Тит. 4765. 5 июля).
Добавил: Tatyana_Art | W | Теги: Афонский, преподобный, монах, Афанасий, святой
Просмотров: 1825 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "буквенный".
Крест "якореобразный".
Крест монограммный "доконстантиновский".
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест Т-образный "антониевский".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz