Похороны Иакова. Последняя воля Иосифа1 Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его. 2 И повелел Иосиф слугам своим - врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. 3 И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней. В отличие от более позднего простого иудейского обычая обмывания тела умершего и обмазывания его благовониями перед захоронением, древний египетский способ бальзамирования требовал сорока дней. Прежде всего удалялись мозг и внутренние органы. Внутренние полости заполнялись благовониями, и тело на несколько недель засыпалось солью, после чего его заворачивали в холст и помещали в гроб. Иосиф приказал сделать это ради сохранения тела отца, потому что его предстояло отвезти в Ханаан для захоронения. 4 Когда же прошли дни плача по нем, Иосиф сказал придворным фараона, говоря: если я обрел благоволение в очах ваших, то скажите фараону так: 5 отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня. И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться. [Слова Иосифа пересказали фараону.] 6 И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя. 7 И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, 8 и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. 9 С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик. 10 И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней. 11 И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане. 12 И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им; 13 и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре. 14 И возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все ходившие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего. Хотя голодные годы давно минули, и труд Иосифа по сохранению запасов продовольствия в Египте завершился, он по-прежнему был важным официальным лицом. Поэтому он просил у фараона разрешения покинуть страну на продолжительное время. Фараон не просто удовлетворил просьбу Иосифа. Он предоставил почетный эскорт из высокопоставленных египетских должностных лиц для сопровождения похоронной процессии в Ханаан, а также вооруженную охрану для обеспечения безопасности в пути через пустыню. Текст не содержит уточнений, каким путем направлялась в Ханаан похоронная процессия. Сказано лишь, что "дошли они до Горен-гаатада при Иордане". Буквальный перевод выражения: "При Иордане" - означает: "На другой стороне Иордана", однако это можно понимать двояко, в зависимости от точки зрения писавшего. Возможно, как во времена Исхода, семья Иакова отклонилась от прямого пути вдоль Средиземноморского побережья, поскольку этот путь пролегал через территорию филистимлян. Они могли предпочесть более протяженный маршрут, вокруг Мертвого моря, - и приблизиться к Ханаану с востока, как поступили их потомки несколькими столетиями позднее. Здесь снова египтяне, сопровождавшие похоронную процессию, продемонстрировали огромное уважение к Иосифу. Соблюдение ими скорбного ритуала было столь тщательным, что на это даже обратило внимание местное население. И память об этом событии была увековечена в наименовании того места - "Плач Египтян" (Авель Мицраим). Так завершилось земное странствование Иакова, "держащегося за пяту", человека, который когда-то полагал, будто своей сообразительностью он способен помочь Господу в осуществлении Его великого замысла. Благодаря терпеливому наставлению Господа и Его любви Иаков стал Израилем, - "человеком, боровшимся с Богом и победившим". В наши дни в мечети города Хеврон можно видеть традиционные места захоронения Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Лии. 15 И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за все зло, которое мы ему сделали? 16 И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря: 17 так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это. 18 Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе. 19 И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; 20 вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; 21 итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их. Нечистая совесть - ужасная вещь. Братья не могли избавиться от преследовавших их воспоминаний о том, что они совершили тридцать девять лет тому назад. И также им стало ясно, что поскольку их отца нет больше с ними, они полностью зависят от милости Иосифа. Не сведет ли он, наконец, счеты с братьями, которые обошлись с ним столь нечестиво? Потому они передали Иосифу, вероятно через Вениамина, два очень важных для них сообщения: "Перед смертью отец Иаков велел нам передать эту просьбу тебе: 'Прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло'. У нас один отец и мы служим одному Богу. Ради Него, прости нас". "И мы предаем себя тебе в пожизненное рабство. Можешь делать с нами все, что пожелаешь". Услышав это, Иосиф зарыдал. Он плакал слезами печали, сокрушаясь о страданиях, которые, должно быть, долгие годы претерпевали его братья, печалясь также и от того, что они не поверили ему, когда он уверял их в своем прощении. "Разве я Бог?" - вопрошал Иосиф своих братьев. Мстящий человек пытается выступать в роли Бога, а Иосиф не желал этого. Бог произвел перемену в братьях. Бог превозмог их злые дела и использовал их, чтобы спасти людей от голодной смерти. Мы видим, что Иосиф дважды убеждал своих братьев не бояться, поскольку отмщение не входило в его намерения. И теперь его добрые слова успокоили их. 22 И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет. 23 И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа. 24 И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. 25 И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. 26 И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте. После смерти отца Иосиф жил в Египте еще пятьдесят четыре года. Он достиг возраста ста десяти лет, прожив не так долго, как его отец и дед. Но этого было достаточно, чтобы подержать детей своих детей на собственных руках. Он прожил достаточно долго, чтобы увидеть собственными глазами, как Бог исполняет обещание об умножении семьи Иакова, подобно песку на берегу морском. Последним засвидетельствованным деянием Иосифа является расторжение им своих уз с Египтом и отождествление себя с народом Израиля. Веруя, он знал, что потомки Иакова не будут всегда жить в Египте. Иосиф верил в Божье обещание вывести Свой народ из Египта на новую родину, в Ханаан. Поэтому он заставил своих потомков поклясться, что покидая Египет, они возьмут его останки с собой. Он также хотел разделить с ними Землю Обетованную, даже если это произойдет после его смерти. Несколькими столетиями позднее воля его была исполнена. Когда израильтяне уходили из Египта (Исх. 13:19), Моисей забрал с собой мумифицированные останки Иосифа. Иисус Навин позднее похоронил эти останки в Сихеме, в самом сердце Земли Обетованной (Нав. 24:32). Глава 50 Книги Бытие - более чем просто интересная страница ветхозаветной истории. Она сообщает нечто, очень важное каждому из нас о пути избавления от греха. Грех разрушителен для человеческой жизни. После того как братья Иосифа отвратили свою любовь от Бога и от брата, осознание собственной греховности, подобно скрытой болезни, мучило их десятилетиями. Но переживания братьев были напрасны. Бог даровал нам избавление от того разрушения, к которому приводит грех. Это избавление включает следующее: 1. Честно исповедуйте грех. "Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха", - говорит нам Бог (Прит. 28:13). Проблему греха вы не решите, если просто откажетесь от него, либо станете его оправдывать или скрывать. Отнесите его к Голгофскому кресту и просите Спасителя смыть его Своей Кровью. Бог учит нас признавать: "Отче, я согрешил". 2. Верьте в прощение. Хотя Иосиф уверял своих братьев, что простил их (45:4-15), они никак не могли ему поверить. Бог обещал нам, что во Христе Он уничтожил беззакония наши и поверг в пучину морскую наши грехи (Мих. 7:19). Память о наших грехах болезненна, но она благотворна, если возвращает нас к исполненному Спасителем обещанию о прощении. Описанием смерти Иосифа завершается не только "Родословие Иакова", но также и ранняя история милостивых Божьих деяний. Теперь все готово для следующего действия в нашем искуплении - Бог выводит Свой избранный народ в Землю Обетованную.
- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".
|