Четверг, 25.04.2024, 04:31
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

048 - Глава 48.
14.01.2012, 05:36

Иаков усыновляет Ефремя и Манассию

Десятое и последнее родословие Книги Бытие, родословие Иакова стремительно приближается к завершению. Начинаясь насилием, предательством и нечестием, это родословие заканчивается двумя сценами, исполненными нежности и красоты. Первая из них описана в главе 48.

1 После того Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема [и пошел к Иакову]. 2 Иакова известили и сказали: вот, сын твой Иосиф идет к тебе. Израиль собрал силы свои и сел на постели.

Иаков сам, возможно, понимал, что это смертельная болезнь, и послал известить Иосифа. Иосиф взял с собой двух сыновей, и это наталкивает на мысль, что патриарх заранее уведомил Иосифа о намерении усыновить двоих своих внуков. Маловероятно, чтобы столь важное решение Иакова было сиюминутным.

Тот факт, что Иосиф привел своих сыновей, чтобы они были усыновлены Иаковом и стали сонаследниками наравне с другими сыновьями Иакова, говорит нам кое-что о шкале ценностей Иосифа. Его сыновья могли, по всей видимости, ожидать почетных и влиятельных постов в египетском правительстве. Однако Иосиф предпочел, чтобы судьба его сыновей была связана с тем, что они дети Божьи.

Когда приблизились его сын и внуки, ветхий патриарх, собравшись с силами, сел на постели. Он хотел совершить предстоящий важный обряд достойным образом.

3 И сказал Иаков Иосифу: Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня, 4 и сказал мне: вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю сию потомству твоему после тебя, в вечное владение. 5 И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; 6 дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе. 7 Когда я шел из Месопотамии, умерла у меня Рахиль [мать твоя] в земле Ханаанской, по дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил ее там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем.

Вначале Иаков вспомнил семейную историю. Много лет тому назад, когда он бежал от своего брата, Бог Всемогущий явился ему в Лузе (более известном как Вефиль). Тогда Бог обещал, что от одинокого беглеца произойдет великий народ, который некогда овладеет землей, в то время населенной хананеями. Иаков употребил соответствующее данному случаю имя Божье. Он - Эль-Шаддай, Бог Всемогущий, Который может заставить повиноваться Ему все творение. Через немощного, находящегося при смерти человека Господь народов объявил некоторые Свои замыслы относительно будущего народа израильского. Тот, Кто правит историей, верша суд и даруя милость, лишит земли нынешних владельцев Ханаана за их великую развращенность. И исключительно по благодати Своей Он дарует эту землю потомкам Иакова.

Двое сыновей Иосифа, которым, вероятно, было лет по двадцати, услышали, как дед называет их по именам. Сыновья, родившиеся до переселения Иакова в Египет, будут отныне называться детьми Иакова, равными по положению Рувиму и Симеону, старшим его сыновьям. Это означало, что Иосиф будет представлен среди двенадцати колен израильских не одним племенем, носящим его имя, но от Ефрема и Манассии произойдут отдельные колена, каждое из которых получит отдельную часть обещанной земли. Иосиф, таким образом, получит двойную долю, которая обычно принадлежала первенцу.

Исторические свидетельства первых глав 1-ой Книги Паралипоменон подтверждают это: "Первенство его (Рувима) отдано сыновьям Иосифа" (1 Паралипоменон 5:1). Все остальные дети, рожденные Иосифом, не будут считаться отдельными коленами, но станут наследовать через Ефрема и Манассию.

Мы не знаем, почему Иаков в своей речи неожиданно упомянул о Рахили. Возможно, предстоящая смерть напомнила ему о ее ранней смерти, когда дом Иакова находился на пути из Паддан-арама в Ханаан. Или то, что он оговаривал условия для двоих ее внуков, натолкнуло его на мысли о ней. Она не дожила, не увидела возвышения своего сына до положения правителя Египта и спасителя семьи. Следовало почтить память Рахили, когда двое ее внуков стали равными Рувиму и Симеону, первенцам Лии. Теперь три колена Израиля (Ефрем, Манассия и Вениамин) будут вести свое родословие от Рахили, хотя родила она только двоих сыновей.

8 И увидел Израиль сыновей Иосифа и сказал: кто это? 9 И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь. [Иаков] сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их. 10 Глаза же Израилевы притупились от старости; не мог он видеть ясно. Иосиф подвел их к нему, и он поцеловал их и обнял их. 11 И сказал Израиль Иосифу: не надеялся я видеть твое лице; но вот, Бог показал мне и детей твоих. 12 И отвел их Иосиф от колен его и поклонился ему лицем своим до земли. 13 И взял Иосиф обоих [сыновей своих], Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. 14 Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец.

Иосиф подвел сыновей к постели, чтобы они стояли прямо перед дедом, лицом к нему. Иаков обнял своих внуков и поцеловал их, прославляя благодать Божью, дарованную ему. Он никогда не надеялся, что снова увидит Иосифа, а теперь Бог позволил ему увидеть детей Иосифа.

Иосиф склонился до земли перед отцом в знак уважения и выражения признательности за ту честь, которую оказывал патриарх двоим внукам, вставшим на колени для принятия благословения. Иосиф сделал так, что Манассия, старший сын, был по правую руку от Иакова, поскольку правая рука указывала на большее благословение патриарха. Ефрем, младший сын, находился слева, Иосиф думал, что старший сын получит большее благословение.

Но произнося благословение, патриарх перекрестил руки, положив правую руку на голову Ефрема. Перекрестив свои руки, Иаков намеренно и пророчески поставил младшего сына над старшим. Здесь впервые в Библии мы встречаемся с обрядом возложения рук, символизирующим, что Святой Дух посылает особый дар этим двоим юношам, - дар, которого иначе они бы не имели.

15 И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, 16 Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли. 17 И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, 18 и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это - первенец; положи на его голову правую руку твою. 19 Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ. 20 И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии.

Слова: "(Иаков) благословил Иосифа" - следует понимать так, что Иосиф принял благословение не напрямую, но через своих сыновей. Интересно отметить в благословении Иакова и его речах, что воспоминания о ранних годах его жизни были лишены горечи, он вспоминал любовь и заботу Божью. "Ангел Божий", Второе Лицо Святой Троицы, явившийся Иакову в человеческом облике, направлял его, защищал, ободрял, спасал от всякого зла.

Когда Иосиф решил, что отец по ошибке собирается дать Божье благословение не тому сыну, он взял отца за руку, чтобы остановить. Но отец не ошибался. "Я знаю, сын мой, я знаю". Перекрещенные руки Иакова и особое благословение младшему сыну не были ошибкой старика со слабым зрением. Иаков был патриархом и, передавая благословение Господа, действовал с пророческой прозорливостью. Бог велел ему благословить младшего более, чем старшего. Столетиями позднее, после разделения царства, Ефрем примет главенство над десятью северными коленами. После Иуды колено Ефрема будет самым могущественным в Израиле. И оно обрело такую власть над остальными, что ветхозаветные пророки очень часто, говоря о северных племенах, называли их "Ефрем".

"(Иаков) поставил Ефрема выше Манассии". В этом благословении патриарха Бог изменил естественный порядок, - подобно тому, как Он сделал это в случае с сыновьями-близнецами Исаака и Ревекки, еще даже до их рождения (25:23). В последующие годы, когда израильтяне хотели благословить кого-нибудь, то обычно употребляли общеизвестное выражение: "Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии!"

21 И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших; 22 я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим.

Иаков закончил свое благословение напоминанием, что Ханаан, а не Египет будет постоянным домом детей Израиля. Таким образом Бог заставит даже нечестивых хананеев служить Своей славе, хотя они об этом даже не будут подозревать. Когда чаша их грехов наполнится, Бог войдет в их историю с судом и возмездием, использовав их грех как средство для исполнения обещания, дарованного Аврааму: "Потомки твои наследуют эту землю".

И наконец, Иаков имел особый дар для Иосифа: "Участок, который я взял из рук Аморреев". Эти слова не так просто объяснить. Существуют два предположения.

В первом случае слово "взял" понимается в историческом смысле. В ходе событий, не описанных в Библии, Иаков отвоевал некий участок земли у коренного населения Ханаана.

Однако некоторые ученые считают, что древнееврейский глагол, переводимый как "взял", указывает на так называемое "пророческое исполнение", когда предстоящее действие рассматривается как уже совершенное. Согласно этой точке зрения, Иаков в будущем должен был захватить землю у аморреев.

Какую прекрасную картину являет нам эта глава - верующее дитя Божье приближается к завершению жизни! Вместо того чтобы исполниться горечи, обозревая жизнь, полную разочарований, Иаков предпочел устремить свой взор на благодать Божью. Он не просто получил от Господа более, чем заслуживал, - Иаков знал, что он получил совершенно противоположное тому, что заслуживал:

Божье благословение вместо осуждения;

Божье обещание вместо проклятия;

Постоянное Божье руководство вместо наказания.

Жить как дитя Божье - это благословение. Умереть как дитя Божье - благословение еще большее.

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 1467 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "якореобразный".
Крест "буквенный".
Крест монограммный "доконстантиновский".
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест Т-образный "антониевский".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz