Избежавшие голода1 И пришел Иосиф и известил фараона и сказал: отец мой и братья мои, с мелким и крупным скотом своим и со всем, что у них, пришли из земли Ханаанской; и вот, они в земле Гесем. 2 И из братьев своих он взял пять человек и представил их фараону. 3 И сказал фараон братьям его: какое ваше занятие? Они сказали фараону: пастухи овец рабы твои, и мы и отцы наши. 4 И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем. 5 И сказал фараон Иосифу: отец твой и братья твои пришли к тебе; 6 земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом. Убедившись, что семья получила временное пристанище, Иосиф отправился во дворец для утверждения соглашения. "Мой отец и братья в Гесеме со своими стадами (овец, коз, волов и ослов). Они ожидают дальнейших указаний, где ты укажешь им поселиться?" - сказал он фараону. Иосиф взял пятерых из своих братьев и представил их фараону. Фараон спросил через переводчика: "Чем вы занимаетесь?" Они ответили, как научил их Иосиф: "Мы пастухи, как и отцы наши". Этот прямолинейный ответ, как надеялся Иосиф, убедит фараона, что лучшим для них будет место вдали от египетских поселений. Тот факт, что братья даже осмелились попросить: "Мы были бы рады остаться там, где мы сейчас, - в Гесеме", - позволяет предположить, что Иосиф ранее уже предлагал это фараону. Братья ясно дали понять, что они поселяются лишь на время. "Мы пришли сюда на время". Никоим образом не могли они знать, что Господь времени растянет их временное пребывание - около шести лет, пока не окончится голод - до четырех столетий. Братья были рады услышать, что фараон согласился: "Очень хорошо, оставайтесь в Гесеме". Давая свое согласие, фараон тем самым показал, как высоко он ценит Иосифа. Он предоставил семье Иосифа землю и пропитание в своей стране, хотя это и была пограничная область, стратегически важная для обороны Египта. 7 И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона. 8 Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей? 9 Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их. 10 И благословил фараона Иаков и вышел от фараона. 11 И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон. 12 И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства. Приглашенный фараоном Иаков также имел с ним особую встречу. Визит начался и закончился тем, что Иаков благословил фараона. Поскольку Иаков говорил как патриарх, получивший мессианское благословение, - слова его были более чем благочестивым пожеланием. Он, по сути дела, передал Божье благословение царственной особе и его стране, поскольку те были избраны Богом для благословения Его народа Завета. Мы также можем видеть доказательство Божьего благословения в том, что фараон и его страна обрели могущество и процветали под мудрым управлением Иосифа. В ответ на вопрос фараона: "Сколько тебе лет?" - патриарх ответил: "Дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей". Сто тридцать лет нам не кажутся "малыми", однако Иаков чувствовал, что ему не прожить столько, сколько прожили его дед Авраам и отец Исаак, достигшие возраста ста семидесяти пяти и ста восьмидесяти лет, соответственно. И годы его были "несчастны". Еще молодым человеком ему пришлось покинуть отчий дом из-за гнева брата-близнеца. В течение двадцати лет его обманывал тесть. Он видел, как его семья разрушается аморальностью, жаждой крови и ненавистью. И теперь, когда он мог бы надеяться на спокойную старость в окружении семьи, голод вынудил его лишиться корней и переселиться в чужую землю. Годы действительно оставили на Иакове свой след. Жизнь действительно была для него "несчастливой". Не знакомо ли это и нам? Жизнь детей Божьих часто трудна, их характеры формируются в испытаниях веры, и люди меняются, чтобы все более и более походить на тех, какими замыслил их Бог при сотворении. До продажи в рабство Иосиф в течение семнадцати лет жил в доме отца. Теперь Бог дал ему возможность предоставить убежище своему отцу на тот же срок (47:28). И обеспечив братьев пропитанием согласно нуждам каждой семьи, Иосиф отплатил добром за зло. 13 И не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская. 14 Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов. 15 И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас? 16 Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам [хлеб] за скот ваш, если серебро вышло у вас. 17 И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давал им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов; и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их. Это было особым чудом Божьим - семья Иакова имела все необходимое, в то время как все остальное население Египта испытывало тяжкую нужду. Люди покупали зерно, пока имели деньги. Когда деньги кончились, Иосиф объявил, что будет принимать скот в обмен на хлеб. Принимая скот в качестве оплаты, Иосиф позволил людям продержаться еще один голодный год. Конечно, он мог давать им еду, видя, что денег у них нет. Но впереди еще были голодные годы, и стране могло не хватить запасов хлеба. Иосиф также понимал, что полная зависимость от правительства могла развратить народ. 18 И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших; 19 для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим? купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля. 20 И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону. 21 И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого. 22 Только земли жрецов не купил [Иосиф], ибо жрецам от фараона положен был участок, и они питались своим участком, который дал им фараон; посему и не продали земли своей. 23 И сказал Иосиф народу: вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу; вот вам семена, и засевайте землю; 24 когда будет жатва, давайте пятую часть фараону, а четыре части останутся вам на засеяние полей, на пропитание вам и тем, кто в домах ваших, и на пропитание детям вашим. 25 Они сказали: ты спас нам жизнь; да обретем милость в очах господина нашего и да будем рабами фараону. 26 И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону, исключая только землю жрецов, которая не принадлежала фараону. На следующий год люди могли предложить в обмен на еду лишь землю и свои собственные тела. "Возьми нас и нашу землю в обмен на пищу, и мы с нашей землей будем рабами фараону". Моисей ясно дает понять, что земля была куплена Иосифом для фараона, - сам Иосиф не получил никакой прибыли от этих сделок. Он устоял перед искушением наложить свои руки на часть огромного богатства, текущего в государственную сокровищницу. Не один автор назвал поступок Иосифа "порабощением египетских крестьян" и "ужасающим доказательством бесчеловечности Иосифа". Полезно было бы помнить, что предложение исходило от самого народа: "Купи нас и земли наши" (строфа 19). Иосиф принял предложение, но это была не его идея. Люди могли по-прежнему жить своим хозяйством и арендовать государственную землю с правом на 80% скудного урожая, произраставшего во время засухи. Арендаторам не казалось чрезмерным платить 20% хозяину. Египтяне не считали Иосифа жестоким. Они понимали, почему он так поступал, и прославляли его за то, что он помог им пережить тяжкие времена, которые могли стать национальной катастрофой. 27 И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем, и владели они ею, и плодились, и весьма умножились. 28 И жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет; и было дней Иакова, годов жизни его, сто сорок семь лет. 29 И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, 30 дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему. 31 И сказал: клянись мне. И клялся ему. И поклонился Израиль на возглавие постели. Через мудрое руководство Иосифа Господь так управлял делами в Египте, что семья Иакова не только выжила, но и процветала. Они "плодились, и весьма умножились". Читатель помнит, что это была одна из целей, ради которых Бог вывел семью Иакова в Египет. Прошло уже семнадцать лет с тех пор, как Иаков и его семья переселились в Египет. Мы не знаем, сообщил ли Бог Иакову, что его годы приближаются к концу. По всей видимости, на патриархе сказались тяжелая жизнь, которую он прожил, и горе, которое причинили ему сыновья, и здоровье его начало угасать. Он чувствовал, что силы его уходят, и понял, что пришло время для последних приготовлений. Прежде всего, это касалось места, где он будет похоронен. Иаков указал на родовую землю, которую Авраам купил в Хевроне, земле Ханаанской. Значение просьбы патриарха: "Положи руку твою под стегно мое" - рассматривалось в связи с 24:2. Готовясь к смерти, Иаков знал, что Божьи обещания о владении Ханааном надежны. Он уповал на эти обещания и хотел, чтобы его похоронили в земле, которой будут владеть его потомки. Даже захоронение Иакова должно было послужить свидетельством его веры в Божьи обещания. Следует подчеркнуть, что Иаков в вере уповал на все обещания Божьи - не только на обещание земли для его потомков, но главное, на обещание о славном Потомке, в Котором благословятся все народы земли. Божье обещание о Спасителе было центром всех обещаний, дарованных патриархам. Вот почему Бог рассматривал их веру в любую часть этого ряда обещаний как веру спасительную (15:6). Заручившись клятвой сына похоронить его в Обетованной Земле, Израиль "поклонился" (Богу). В конце своей земной жизни патриарх хотел быть с Богом, готовясь к вступлению в новую жизнь в присутствии Божьем. Послание к Евреям дает интересный комментарий относительно такого умонастроения патриархов: "Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества... Но они стремились к лучшему, то есть, к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом" (Евр. 11:13, 14, 16). Будучи, вероятно, слишком слабым, чтобы повергнуться ниц, Иаков склонил голову на изголовье, прославляя и благодаря Бога. Его заботило также несколько важных вещей, касавшихся его сыновей, и следующие две главы рассказывают об этом.
- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".
|