1 И приказал [Иосиф] начальнику дома своего, говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в отверстие мешка его, 2 а чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб. И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он. Братья, без сомнения, поздравляли себя с удачным путешествием в Египет. Они не знали, что Иосиф приказал положить в мешок Вениамина, вместе с серебром, привезенным в качестве платы, свою серебряную чашу. 3 Утром, когда рассвело, эти люди были отпущены, они и ослы их. 4 Еще не далеко отошли они от города, как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь, скажи им: для чего вы заплатили злом за добро? [для чего украли у меня серебряную чашу?] 5 Не та ли это, из которой пьет господин мой и он гадает на ней? Худо это вы сделали. 6 Он догнал их и сказал им эти слова. На следующее утро братья с рассветом были на ногах и двинулись в обратный путь. Едва они вышли за город, как услышали позади стук копыт. Обернувшись, они увидели "начальника дома", человека, который днем ранее так сердечно пригласил их отобедать у Иосифа. Почему он следует за ними? "Вчера мой господин проявил к вам благорасположение, пригласив как гостей за стол, а сегодня вы отплатили ему злом за добро! Вы украли не просто его личную вещь, чашу для питья, - вы украли священную чашу, при помощи которой он общался с богами". 7 Они сказали ему: для чего господин наш говорит такие слова? Нет, рабы твои не сделают такого дела. 8 Вот, серебро, найденное нами в отверстии мешков наших, мы обратно принесли тебе из земли Ханаанской: как же нам украсть из дома господина твоего серебро или золото? 9 У кого из рабов твоих найдется [чаша], тому смерть, и мы будем рабами господину нашему. 10 Он сказал: хорошо; как вы сказали, так пусть и будет: у кого найдется [чаша], тот будет мне рабом, а вы будете не виноваты. Братья не верили своим ушам. Обвинения были нелепы, и они могли лишь в замешательстве произнести: "Зачем ты обвиняешь нас в бесчестии? Мы подтвердили вчера, что честны, вернув серебро, которое нашли в своих мешках". "Обыщи наши мешки". Они отвечали смело, ибо были абсолютно уверены, что никто из них чашу не брал. "Если ты найдешь у нас чашу, то человек, в чьем мешке ты ее найдешь, умрет, а мы станем твоими рабами". "Хорошо, - ответил он, - пусть будет так, как вы сказали. Откройте ваши мешки, и проверим, там ли пропавшая чаша". 11 Они поспешно спустили каждый свой мешок на землю и открыли каждый свой мешок. 12 Он обыскал, начал со старшего и окончил младшим; и нашлась чаша в мешке Вениаминовом. 13 И разодрали они одежды свои, и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город. 14 И пришли Иуда и братья его в дом Иосифа, который был еще дома, и пали пред ним на землю. 15 Иосиф сказал им: что это вы сделали? разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает? 16 Иуда сказал: что нам сказать господину нашему? что говорить? чем оправдываться? Бог нашел неправду рабов твоих; вот, мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша. 17 Но [Иосиф] сказал: нет, я этого не сделаю; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему. Братья отвязали мешки, сняли их с ослов и поставили на землю. Под присмотром начальника каждый из них по очереди открыл свой мешок. К их удивлению, в мешке каждого оказалось его серебро. Начальник ощупал зерно в каждом мешке. Чтобы избежать подозрений, что знает, где чаша, он начал с мешка Рувима, старшего брата. Напряжение нарастало, когда один за одним, были проверены мешки десяти братьев, а чаша не найдена. Остался лишь один мешок! Братья были уверены, что обыск одиннадцатого, Вениамина, докажет, что обвинение в воровстве - ошибка. "Чаша оказалась в мешке Вениамина. Этого не может быть!" Но доказательство налицо. В отчаянии братья разорвали свои одежды, как их отец двадцать лет тому назад, увидев окровавленный халат Иосифа. Сердца их отяжелели, онемевшими пальцами они завязали мешки с зерном и погрузили их на ослов. Начальник сказал им: "У кого найдется чаша, тот будет мне рабом, а вы прощены". Это значило, что десятеро братьев могут вернуться домой, к женам и семьям, если захотят. Но ни один из них не согласился на это. В тот момент они не заботились о своей личной безопасности. Они думали о младшем брате и своем престарелом отце. Ошеломленные, молча, все они вернулись в город, страшась ожидающих их последствий. Когда братья вернулись, Иосиф все еще оставался в доме, поскольку знал, что они скоро вернутся. Из всех братьев упоминается по имени только Иуда, поскольку именно он поручился за безопасное возвращение Вениамина и был полон решимости сдержать свое обещание. Братья, увидев Иосифа, пали на землю в полном смирении. Они лежали распростершись, не смея взглянуть на своего обвинителя. Иосиф упрекнул их: "Разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает?" Читатель заметит, что здесь не говорится, будто Иосиф, сын Божий, занимался гаданием. Господь строго запрещает нам обращаться к магии, пытаясь узнать то, что Он счел необходимым скрыть от нас. Однако для того, чтобы испытание Иосифом раскаяния своих братьев было удачным, они по-прежнему должны были думать, что имеют дело с чужеземцем, с египтянином. Примечателен ответ Иуды Иосифу: "Что нам сказать господину нашему... Бог нашел неправду рабов твоих". На обвинение в воровстве Иуда не ответил, что виновен. Он был уверен, что Вениамин не крал чашу. Но в обвинениях Иосифа Иуда услышал другой голос, обличающий братьев в грехах, совершенных прежде. Бог открыл неправду, которую им удавалось скрывать так много лет. К этому были причастны все братья, потому все они должны были разделить участь Вениамина. И все были готовы покориться суду Божьему и на всю жизнь стать рабами. Чтобы убедиться, что Иуда не произнес эти слова поспешно и необдуманно, Иосиф повторил, что десять старших братьев свободны и могут вернуться к отцу и к семьям. Теперь братьям предстояла последняя и самая серьезная часть испытания. Они услышали слова Иосифа: "Остальные могут идти домой". Их ответ на его предложение откроет отношение их сердец. Двадцать лет назад они не стали бы долго раздумывать, чтобы сказать: "Пусть Вениамин остается, пусть он гниет в тюрьме, если мы можем спокойно отсюда выбраться!" И нам легко представить, как они возвращаются к отцу с известием: "Твой любимый сын, которого ты всегда предпочитал нам, в тюрьме, в Египте. Он опустился до обычного воровства, был пойман, и теперь расплачивается за это". Иосиф с замиранием сердца ожидал, что ответит Иуда. 18 И подошел Иуда к нему и сказал: господин мой, позволь рабу твоему сказать слово в уши господина моего, и не прогневайся на раба твоего, ибо ты то же, что фараон. 19 Господин мой спрашивал рабов своих, говоря: есть ли у вас отец или брат? 20 Мы сказали господину нашему, что у нас есть отец престарелый, и [у него] младший сын, сын старости, которого брат умер, а он остался один от матери своей, и отец любит его. 21 Ты же сказал рабам твоим: приведите его ко мне, чтобы мне взглянуть на него. 22 Мы сказали господину нашему: отрок не может оставить отца своего, и если он оставит отца своего, то сей умрет. 23 Но ты сказал рабам твоим: если не придет с вами меньший брат ваш, то вы более не являйтесь ко мне на лице. 24 Когда мы пришли к рабу твоему, отцу нашему, то пересказали ему слова господина моего. 25 И сказал отец наш: пойдите опять, купите нам немного пищи. 26 Мы сказали: нельзя нам идти; а если будет с нами меньший брат наш, то пойдем; потому что нельзя нам видеть лица того человека, если не будет с нами меньшого брата нашего. 27 И сказал нам раб твой, отец наш: вы знаете, что жена моя родила мне двух сынов; 28 один пошел от меня, и я сказал: верно он растерзан; и я не видал его доныне; 29 если и сего возьмете от глаз моих, и случится с ним несчастье, то сведете вы седину мою с горестью во гроб. 30 Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его, 31 то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб. 32 Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: если не приведу его к тебе [и не поставлю его пред тобою], то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни. 33 Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: 34 ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего. Перед Иосифом встал Иуда и заговорил. Вновь мы замечаем ироничность ситуации - тот, который однажды предложил продать своего брата в пожизненное рабство, теперь предлагает в рабство себя, стремясь спасти брата от подобной участи. Иуда говорил уважительно, но страстно, в словах его видно глубокое переживание. В своей просьбе он постоянно ссылался на престарелого отца и его особое отношение к сыну, в чьем мешке найдена серебряная чаша. (Старший брат ласково называл младшего "отроком", хотя тому было за двадцать и, по всей видимости, он уже был женат и имел детей, 46:21.) Безо всякой горечи Иуда, сын Лии, говорил об особой любви Иакова к Рахили, и о том, как после смерти Рахили эта особая любовь перешла на ее двоих сыновей, один из которых был уже мертв. Иуда рассказал также о том, что между отцом и сыновьями, после того, как они вернулись из Египта и сообщили, что Вениамину придется в следующий раз пойти с ними, возникло разногласие. В этой мольбе Иуды слышно биение любящего сердца их престарелого отца, чья жизнь связана с жизнью Вениамина, и который умрет, если его сын не вернется. Иуда закончил простой и выразительной просьбой: "Поскольку я обещал отвечать за безопасность моего брата, позволь мне понести наказание за брата. Пусть я останусь твоим пожизненным рабом, а он пойдет домой к отцу! Прошу, не отсылай меня без него, чтобы я не стал свидетелем горя и смерти моего отца!" Комментируя эти чудесные слова, Мартин Лютер писал: "Хотел бы я так молиться Богу, как Иуда молил Иосифа". Ранее в Книге Бытие приводились подробности жизни Иуды, которые никак нельзя назвать достойными подражания. В 44-ой главе Книги Бытие изображен совершенно другой портрет Иуды - человека, измененного Духом Божьим. Можно понять, зачем Господь терпеливо наставлял Иуду, - ведь ему предстояло продолжить родословие Иисуса Христа, Льва от колена Иудина (Откр. 5:5). Испытание братьев закончилось. Иосиф получил ответ.
- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".
|