Пятница, 29.03.2024, 15:38
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

043 - Глава 43.
14.01.2012, 05:19

Братья Иосифа посещают Египет во второй раз

Эта глава описывает второе путешествие сыновей Иакова в Египет за продовольствием. Невнимательный читатель Книги Бытие может увидеть в этом не более чем неизбежное следствие продолжавшегося голода. Внимательный читатель, однако, увидит в этом волю Божию. Кое-что, касающееся вечного благополучия этих братьев, не было завершено, и этим предстояло заняться Богу.

1 Голод усилился на земле. 2 И когда они съели хлеб, который привезли из Египта, тогда отец их сказал им: пойдите опять, купите нам немного пищи. 3 И сказал ему Иуда, говоря: тот человек решительно объявил нам, сказав: не являйтесь ко мне на лице, если брата вашего не будет с вами. 4 Если пошлешь с нами брата нашего, то пойдем и купим тебе пищи, 5 а если не пошлешь, то не пойдем, ибо тот человек сказал нам: не являйтесь ко мне на лице, если брата вашего не будет с вами. 6 Израиль сказал: для чего вы сделали мне такое зло, сказав тому человеку, что у вас есть еще брат? 7 Они сказали: расспрашивал тот человек о нас и о родстве нашем, говоря: жив ли еще отец ваш? есть ли у вас брат? Мы и рассказали ему по этим расспросам. Могли ли мы знать, что он скажет: приведите брата вашего?

Неурожай предыдущего года вызвал голод в Ханаане. Им пришлось потуже затянуть пояса, достать припасенные деньги и отправиться из своей земли за продовольствием. Следует помнить, что в древнем Ханаане не было больших хранилищ для запасов зерна впрок. Обычно жители древнего Ханаана что выращивали, тем и питались, урожай за год они и проедали в течение года. Но когда неурожай случился и во второй год, обитатели Ханаана поняли, что наступила катастрофа.

Иаков некоторое время откладывал вторую поездку в Египет из-за условий, поставленных египетским начальником, о которых Иуда говорит здесь дважды: "Не являйтесь ко мне на лице, если брата вашего не будет с вами". Иаков не желал выполнять эти условия, но теперь знал, что выбора нет.

"Зачем же вы сказали ему, что у вас есть младший брат?" - спросил Иаков прерывающимся голосом. "Ведь вы знали, - я не хотел, чтобы египтянин знал об этом! Зачем вы сделали мне такое зло?"

"Мы не по доброй воле сказали это, - ответили братья. - Тот человек подробно выспрашивал нас об отце, и есть ли у нас еще брат. Все что мы сделали - это ответили на его вопросы правдиво. Откуда нам было знать, что он скажет: 'Приведите этого брата ко мне?'"

8 Иуда же сказал Израилю, отцу своему: отпусти отрока со мною, и мы встанем и пойдем, и живы будем и не умрем и мы, и ты, и дети наши; 9 я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни; 10 если бы мы не медлили, то уже сходили бы два раза.

Чтобы покончить с тупиковой ситуацией, вперед выступил Иуда. Вероятно, он ощущал себя особенно виновным в горе отца, потому что двадцать лет назад предложил продать Иосифа в рабство (37:26). В словах Иуды мы не обнаруживаем столь бурных эмоций, как ранее у Рувима (42:37). Сам отец двух сыновей, Иуда умолял отца: "Отпусти отрока со мною, я отвечаю за него. Если я не верну его тебе живым и здоровым, то буду виновным пред тобою всю мою жизнь". Слова Иуды звучат мужественно.

В них также заметен здравый смысл. "Так продолжаться не может. Мы умрем без пищи, а достать ее можно только в Египте. Мы и так уже долго ждали. За это время можно было дважды сходить в Египет".

11 Израиль, отец их, сказал им: если так, то вот что сделайте: возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов; 12 возьмите и другое серебро в руки ваши; а серебро, обратно положенное в отверстие мешков ваших, возвратите руками вашими: может быть, это недосмотр; 13 и брата вашего возьмите и, встав, пойдите опять к человеку тому; 14 Бог же Всемогущий да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина, а мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным.

Сообщая об ответе отца, Моисей называет его новым именем, данным ему Богом: "Израиль, отец их, сказал им... брата вашего возьмите". Таков ответ Израиля - человека, который боролся с Богом в молитве и обрел благословение. В теперешней критической ситуации он вновь боролся с Богом и понял, чего хочет от него Господь.

Престарелый патриарх - в то время ему было сто тридцать лет - дал разрешение не от отчаяния, но из покорности в вере. Не потому, что он знал, что Вениамин скоро вернется в семью, он этого никак не мог знать. Но патриарх знал, что об этом знал Бог, и просто отдал все в руки Божьи. То есть, его молитва была такова: "Да будет воля Твоя, Господи!" И таким образом проблема была решена.

Следовало уладить еще некоторые мелочи. "Принесите дары начальнику, как доказательство нашей доброй воли". Некоторые из перечисленных Израилем даров привозили в страну караваны верблюдов, проходившие через Ханаан. Другие - мед, фисташки, миндаль - деликатесы, производились в Ханаане, и, возможно, засуха не так повлияла на их наличие. "И чтобы убедить египтянина, что вы не собирались его обманывать, - добавил Израиль, -возьмите с собой двойную меру серебра для платы за ранее купленное зерно".

15 И взяли те люди дары эти, и серебра вдвое взяли в руки свои, и Вениамина, и встали, пошли в Египет и предстали пред лице Иосифа. 16 Иосиф, увидев между ними Вениамина [брата своего, сына матери своей], сказал начальнику дома своего: введи сих людей в дом и заколи что-нибудь из скота, и приготовь, потому что со мною будут есть эти люди в полдень. 17 И сделал человек тот, как сказал Иосиф, и ввел человек тот людей сих в дом Иосифов. 18 И испугались люди эти, что ввели их в дом Иосифов, и сказали: это за серебро, возвращенное прежде в мешки наши, ввели нас, чтобы придраться к нам и напасть на нас, и взять нас в рабство, и ослов наших. 19 И подошли они к начальнику дома Иосифова, и стали говорить ему у дверей дома, 20 и сказали: послушай, господин наш, мы приходили уже прежде покупать пищи, 21 и случилось, что, когда пришли мы на ночлег и открыли мешки наши, - вот серебро каждого в отверстии мешка его, серебро наше по весу его, и мы возвращаем его своими руками; 22 а для покупки пищи мы принесли другое серебро в руках наших, мы не знаем, кто положил серебро наше в мешки наши. 23 Он сказал: будьте спокойны, не бойтесь; Бог ваш и Бог отца вашего дал вам клад в мешках ваших; серебро ваше дошло до меня. И привел к ним Симеона.

Ничего не говорится об утомительном пятисоткилометровом путешествии в Египет. Автор сразу же переносит нас к сцене в конце пути. Иосиф был счастлив увидеть, что братья вернулись с меньшим братом. Они не воспользовались возможностью, скрывшись с глаз отца, излить свою злость на Вениамина, как это случилось со старшим братом Вениамина двадцатью годами ранее. Очевидно, не извещая об этом своих братьев, Иосиф отдал приказание доставить их в дом к обеду. Он хотел, чтобы они почувствовали себя непринужденно, прежде чем испытать их, завидуют ли они Вениамину.

Помня суровое обращение во время первого приезда в Египет, братья были напуганы. Что таилось за этим приглашением к обеду? Не ловушка ли это? Может быть, египтянин хотел просто увести их подальше от рынка, чтобы без свидетелей обвинить в краже серебра и сделать рабами? Совесть не давала им покоя, и они ожидали худшего.

Поэтому прежде чем войти в дом Иосифа, они подошли к управляющему домом и предложили забрать серебро, которое оказалось у них в мешках. К их удивлению и недоумению, управляющий (который, должно быть, получил указания от Иосифа) сказал: "Вы ничего не должны. В книгах учетных записано, что я принял от вас плату. Деньги, которые вы нашли в ваших мешках, должно быть, особый дар Божий". И прежде чем они успели ответить, он вывел к ним Симеона.

24 И ввел тот человек людей сих в дом Иосифов и дал воды, и они омыли ноги свои; и дал корму ослам их. 25 И они приготовили дары к приходу Иосифа в полдень, ибо слышали, что там будут есть хлеб. 26 И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли. 27 Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он? 28 Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] И преклонились они и поклонились. 29 И поднял глаза свои [Иосиф], и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой! 30 И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там.

Когда Иосиф прибыл в полдень отобедать, братья преподнесли ему привезенные дары. Они поклонились ему до земли - вновь исполнился давнишний сон Иосифа (37:6-9).

Все еще ожидая худшего, они не знали, как объяснить сердечность, проявленную хозяином - дружеский прием, расспросы об отце, необычную теплоту по отношению к Вениамину и особое благословение, адресованное ему: "Да будет милость Божья с тобою, сын мой!"

Поскольку в этот момент Иосиф еще не мог им открыться и должен был сдерживать чувства, он покинул комнату, чтобы уединиться и чтобы не было свидетелей его слез. Это, прежде всего, были слезы радости от того, что он увидел сына своей матери, но это были также и слезы благодарности Богу за то, что Он изменил сердца его братьев.

31 И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье. 32 И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян. 33 И сели они пред ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его, и дивились эти люди друг пред другом. 34 И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним.

Вытерев слезы, Иосиф вернулся в столовую, пища была подана с соблюдением соответствующего порядка. Как первое лицо после фараона, Иосиф сидел за столом отдельно, его египетские гости также сидели особо, особо сидели и братья. Мы знаем из истории, что египтяне отказывались употреблять в пищу мясо некоторых животных, обычно употребляемое другими народами. Потому из религиозных соображений они не садились за один стол с чужеземцами. Иосиф не мог рисковать, обижая своих египетских гостей грубым нарушением обычаев.

Братья с удивлением заметили, что рассажены в соответствии со своими возрастами ("Откуда же он знает, кто из нас старший? Не может он знать наш возраст, если только сила Божья не помогает ему"). Вся эта встреча смутила их.

Особо отмечено, что Иосиф позаботился, чтобы братья сидели "пред ним" и он мог наблюдать за их поведением. Они не знали, что Иосиф проверял, нет ли в них зависти. Заметив, что Вениамину достаются гораздо большие порции, чем им, позавидуют ли они ему? Иосиф не заметил и следа такой зависти.

Наверняка братья осознали, что события в доме Иосифа более глубоки, и они видят лишь то, что лежит на поверхности. Сначала было возвращение их серебра, затем размещение за столом. В доме отца Вениамину постоянно отдавалось предпочтение, и теперь то же самое они видят в доме египтянина. Лютер заметил, что Иосиф стремился отвлечь внимание своих братьев от очевидного и направить к Богу, Его заботе обо всем. Братья поняли, что на обстоятельства их жизни воздействует Господь.

Продолжая есть и пить, братья чувствовали себя все легче и легче. Милостивое обращение хозяина дома помогло им отбросить страх, который не отпускал их с того момента, когда они вошли в его дом. Если бы они знали, что их ожидает на следующее утро, то, возможно, не так сильно радовались бы этому угощению.

Окончательное испытание братьев, их раскаяние

Братьев Иосифа ожидало еще одно испытание, гораздо более трудное и болезненное. Двадцать лет назад братья возмутились из-за того, что им предпочли любимого сына любимой жены. Однако накануне вечером, за столом, казалось, что братьев это уже не волновало. Двадцать лет назад они были суровы и безжалостны с любимым сыном, когда тому угрожала опасность. Они были также равнодушны и невнимательны к чувствам отца.

Изменились ли они и в этом? Иосиф хотел узнать, и придумал, как можно это проверить. Он сделает так, что они получат возможность вернуться к отцу, но без Вениамина, которому придется остаться в Египте. Как они поступят? Будут ли они опять в первую очередь думать о себе, как и прежде, когда оказались в похожей ситуации?

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 730 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест Т-образный "антониевский".
Крест "якореобразный".
Крест "буквенный".
Крест монограммный "доконстантиновский".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz