Четверг, 28.03.2024, 19:44
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

042 - Глава 42.
14.01.2012, 05:16

Воссоединение Иосифа со своими братьями

1 И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб, и сказал Иаков сыновьям своим: что вы смотрите? 2 И сказал: вот, я слышал, что есть хлеб в Египте; пойдите туда и купите нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть. 3 Десять братьев Иосифовых пошли купить хлеба в Египте, 4 а Вениамина, брата Иосифова, не послал Иаков с братьями его, ибо сказал: не случилось бы с ним беды. 5 И пришли сыны Израилевы покупать хлеб, вместе с другими пришедшими, ибо в земле Ханаанской был голод.

Грех - великий разрушитель, это часто теряют из виду в том возрасте, когда большинство людей спокойно относится к греху. В течение двадцати лет братья Иосифа жили с осознанием того, что они согрешили - против Бога, против отца, против брата. Все эти годы они стремились освободиться от воспоминаний о совершенном грехе, возможно стараясь рассуждать здраво (что сделано, то сделано, нельзя вернуть Иосифа назад), - возможно, погружаясь с головой в заботы о хлебе насущном. Случайному наблюдателю могло показаться, что их преступление против брата давно кануло в прошлое.

Но не так легко избавиться от греха. Грех - разрушитель. Он разрушил отношения между братьями и Иосифом, он разрушил счастье отца, которое в детях. Хуже всего, что грех братьев разрушил отношения между детьми и Отцом, ими и Богом. На протяжении всех этих лет они могли стараться забыть, но Бог не забыл. Следующие четыре главы Книги Бытие подробно описывают настойчивые и успешные усилия Божьи по приведению братьев к раскаянию и примирению с Иосифом и Богом.

Отец Иаков узнал, вероятно от друзей, что чужеземцам разрешено покупать продовольствие в Египте. Запасы в семье, должно быть, подошли к концу, потому что Иаков попросил старших сыновей отправиться в Египет за провизией, "чтобы нам жить и не умереть от голода".

Иаков не послал с братьями Вениамина. Второй сын Рахили был особенно любим Иаковом, и престарелый отец боялся, чтобы "не случилось с ним беды". Вероятно, Иаков сказал себе: "Двадцать лет назад я послал Иосифа в Сихем, навестить братьев, и жалею с тех пор об этом". Тот путь имел протяженность только в 85 км, всего лишь несколько дней, и оказался гибельным. Путь же в Египет превышал 500 км и мог продолжаться не одну неделю. Слишком велик был риск для Иакова отпускать Вениамина.

Самый лучший путь на юг из Хеврона в Египет проходил вдоль береговой линии Средиземного моря. "Сыны Израилевы", сыновья носителя Завета, присоединились к тем, кто отправился из Ханаана туда же и по той же самой причине, поскольку Бог позволил голоду распространиться в другие области восточного Средиземноморья. Главной целью братьев в этой поездке были поиски пищи для семьи. Бог имел другие цели. Сыновья Завета стали безразличны к благословениям, дарованным членам этой особой семьи. Чтобы они не лишились окончательно этих благословений, Богу придется изменить их сердца, и Он совершит это через Иосифа.

6 Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли. 7 И увидел Иосиф братьев своих и узнал их; но показал, будто не знает их, и говорил с ними сурово и сказал им: откуда вы пришли? Они сказали: из земли Ханаанской, купить пищи. 8 Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его. 9 И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них; и сказал им: вы соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей.

Возможно, Иосиф знал, что со временем его братья придут в Египет, чтобы пополнить запасы провизии. Поскольку Иосиф был "начальником земли той", он не мог присутствовать при каждой покупке зерна. Вероятно, он попросил торговцев известить его, если придут покупатели из Хеврона, что в Ханаане. Мы можем предположить, что когда братья наконец прибыли, торговец попросил их подождать и известил Иосифа. Как бы то ни было, Иосиф лично встретился со своими десятью братьями.

С обычным для Ближнего Востока почтением они склонились лицом до земли перед этим египетским начальником. Мысленно Иосиф тут же вернулся к своим снам (снопы братьев склонились перед его снопом, и солнце, и луна и одиннадцать звезд поклонились ему - 37:5-9). Он понял, что Господь таким образом исполнил его сны.

Но он понял также, что Богу необходимо еще потрудиться над братьями. Следовало пробудить их совесть. Прежде чем открыться братьям и уверить их в своем прощении и своей доброй воле, ему надлежало узнать, раскаялись ли они, поскольку для Иосифа важно было не отношение братьев к нему, а их отношение к Богу.

Потому Иосиф "показал, будто не знает их, и говорил с ними сурово". Это было необходимо. Прежде чем хирург удалит раковую опухоль, угрожающую жизни больного, ему приходится делать глубокий разрез, он наносит больному рану. Сам Иосиф не пожелал бы ничего лучшего, как заключить своих братьев в объятия, но это помешало бы более высоким и славным замыслам Божиим для них.

Братья не узнали Иосифа, и это понятно. Менее всего ожидали они его встретить. Не забудьте также, что больше двадцати лет прошло с той поры, когда они видели его в последний раз, - испуганного семнадцатилетнего юношу, с которого сняли халат, бледного от страха, уводимого в рабство. Теперь перед ними тридцатисемилетний египетский начальник, по всей видимости подозревающий их. То что Иосиф разговаривал с ними через переводчика, усилило обман.

"Вы соглядатаи!" - они не могли поверить своим ушам. "Почему, чтобы купить пищи для одной семьи, вас пришло так много?" Исторически наибольшую опасность для египтян представляли вторжения с севера, с той стороны, откуда пришли эти братья. "Вы пришли высмотреть наготу земли сей (слабые места)". Из-за продолжавшегося голода египетские военачальники могли отвести войска, охранявшие отдаленные области, может быть и с границы Синайской пустыни, и поставить их ближе к запасам продовольствия.

Возможно, в обвинении Иосифа была скрыта ирония. Два десятка лет назад братья сочли его соглядатаем, посланным Иаковом наблюдать за ними и сообщить о результате отцу. Теперь такое же обвинение было предъявлено им. Обвинение Иосифа было несправедливым и уязвило братьев. Вскоре у них будет много времени - три дня - поразмышлять о том, как несправедливо они поступили однажды с Иосифом.

10 Они сказали ему: нет, господин наш; рабы твои пришли купить пищи; 11 мы все дети одного человека; мы люди честные; рабы твои не бывали соглядатаями. 12 Он сказал им: нет, вы пришли высмотреть наготу земли сей. 13 Они сказали: нас, рабов твоих, двенадцать братьев; мы сыновья одного человека в земле Ханаанской, и вот, меньший теперь с отцом нашим, а одного не стало. 14 И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам, сказав: вы соглядатаи; 15 вот как вы будете испытаны: клянусь жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш; 16 пошлите одного из вас, и пусть он приведет брата вашего, а вы будете задержаны; и откроется, правда ли у вас; и если нет, то клянусь жизнью фараона, что вы соглядатаи. 17 И отдал их под стражу на три дня.

Братья продолжали уверять в своей невиновности, но единственный ответ, который они получили от египтянина с суровым лицом, был таков: "Я вам не верю!" Однажды они отказались внять слезной мольбе младшего брата, - теперь тот, кто имел над ними власть, отказался слушать их уверения.

Повторяя обвинение и давая им все время возможность защищаться, Иосиф надеялся больше узнать о своем отце и брате Вениамине. "Нас, рабов твоих, двенадцать братьев; мы сыновья одного человека в земле Ханаанской, и вот меньший теперь с отцом нашим". Так отец еще жив! И Вениамин тоже! "А одного не стало". Значит, совесть не позволила им забыть об этом. Но признали ли они свой проступок за грех перед Богом и человеком? И жила ли в них до сей поры злоба на сына Рахили, любимой жены Иакова?

Иосиф придумал простое испытание - послать одного из братьев домой, чтобы привести Вениамина в Египет. А чтобы гарантировать его возвращение, остальные братья будут заключены в тюрьму. Если Вениамин не придет, Иосифу станет ясно, что они соглядатаи. Чтобы прибавить правдоподобия и подчеркнуть серьезность ситуации, Иосиф упрятал их всех на три дня в тюрьму. Сбитые с толку братья получили время вспомнить, как ужасно они обошлись с братом. Они гадали, как когда-то Иосиф, что с ними будет. Это было суровое испытание, посланное Богом, чтобы привести их к осознанию вины перед Ним и раскаянию в ней.

18 И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога: 19 если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших; 20 брата же вашего меньшого приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали. 21 И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали [его]; за то и постигло нас горе сие. 22 Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: не грешите против отрока? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается. 23 А того не знали они, что Иосиф понимает; ибо между ними был переводчик. 24 И отошел от них [Иосиф] и заплакал. И возвратился к ним, и говорил с ними, и, взяв из них Симеона, связал его пред глазами их.

Через три дня братьев вывели из тюрьмы и, ожидая худшего, они предстали перед египетским начальником. "Я боюсь Бога", - заявил он им. "Другими словами, вы имеете дело не с тираном. Я не буду осуждать вас просто по подозрению. И я смягчил требование, предъявленное вам три дня назад. Вместо того чтобы держать в тюрьме всех, я оставлю в тюрьме только одного, а остальные могут идти домой за братом".

"Но вы должны привести ко мне своего младшего брата, чтобы оправдались слова ваши, и чтобы вы не умерли". Намек был ясен. "Если вы не согласитесь сделать это, дело кончено. Мы поступим с вами так, как обычно поступаем в нашей стране с соглядатаями". Хотя Иосиф понимал, какую сердечную боль причинят его отцу Иакову эти требования, все же он должен был узнать, как они относятся к Вениамину.

Пробыв три дня в тюрьме и услышав о возможном смертном приговоре, братья открыли свои сердца друг другу, не зная, что суровый египтянин понимает каждое произносимое ими слово. "Точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы несем последствия нашей вины". Совесть их, долго молчавшая, теперь заговорила.

Иосиф, очевидно, был счастлив узнать, что его усилия помочь братьям в осознании их греха начали приносить плоды. Слова Рувима: "Вот, кровь его взыскивается (т.е. мы должны дать ответ за его кровь)" - свидетельствуют, что тот знал, - это несчастье пришло от Бога, призвавшего их к ответу за преступление, которое в Его глазах было равносильно убийству.

Когда Иосиф услышал это, он был вынужден покинуть комнату. Его переполняли чувства, из глаз струились слезы. Овладев собой, он вернулся и выбрал Симеона. Симеон был одним из зачинщиков заговора против сихемитов (34:25). Возглавлял ли он также заговор и против своего семнадцатилетнего брата? Прямо перед ними Симеона связали и отправили в тюрьму как залог возвращения братьев с Вениамином.

25 И приказал Иосиф наполнить мешки их хлебом, а серебро их возвратить каждому в мешок его, и дать им запасов на дорогу. Так и сделано с ними. 26 Они положили хлеб свой на ослов своих, и пошли оттуда. 27 И открыл один из них мешок свой, чтобы дать корму ослу своему на ночлеге, и увидел серебро свое в отверстии мешка его, 28 и сказал своим братьям: серебро мое возвращено; вот оно в мешке у меня. И смутилось сердце их, и они с трепетом друг другу говорили: что это Бог сделал с нами?

Иосиф отдал своим торговцам два необычных приказа. Во-первых, после того как мешки братьев наполнятся зерном, возвратить в мешки каждому все, что они заплатили. И во-вторых, братьям должны были выдать провизию для долгого пути до дома. Иосиф не хотел, чтобы они открыли мешки и обнаружили серебро до того, как пройдут значительную часть пути. Возвращение серебра, по всей видимости, имело целью удивить братьев, укрепить их в мысли: "Происходит нечто необычное". Поступок Иосифа, вероятно, также свидетельствует о намерении показать отцу, что египтянин, с которым братья имели дело, все же проявил благорасположение по отношению к его семье.

Братья, должно быть, с чувством облегчения покинули Египет. В конце дня они остановились на ночлег. Один из них открыл мешок, чтобы накормить осла, и нашел свое серебро! Братья могли лишь переглядываться, спрашивая: "Что это Бог сделал с нами?"

Имя, которым они назвали Бога, соответствовало данному случаю. Он Всемогущий, наш Творец и также наш Господь, Который не терпит, чтобы Его творения пренебрегали Им. Этим вопросом братья не только признавали существование Бога, они исповедовали, что все случившееся с ними - от Бога. Как мы узнаем позднее, они были столь напуганы, что другие братья не осмелились открыть свои мешки, опасаясь того, что могут там найти.

29 И пришли к Иакову, отцу своему, в землю Ханаанскую и рассказали ему все случившееся с ними, говоря: 30 начальствующий над тою землею говорил с нами сурово и принял нас за соглядатаев земли той. 31 И сказали мы ему: мы люди честные; мы не бывали соглядатаями; 32 нас двенадцать братьев, сыновей у отца нашего; одного не стало, а меньший теперь с отцом нашим в земле Ханаанской. 33 И сказал нам начальствующий над тою землею: вот как узнаю я, честные ли вы люди: оставьте у меня одного брата из вас, а вы возьмите хлеб ради голода семейств ваших и пойдите, 34 и приведите ко мне меньшого брата вашего; и узнаю я, что вы не соглядатаи, но люди честные; отдам вам брата вашего, и вы можете промышлять в этой земле.

Позднее, дней через десять, успокоившись, они достигли Хеврона и рассказали Иакову о невероятных происшествиях в Египте. Опечаленный отец заметил, что нет Симеона, и узнал, что начальник египетский потребовал, чтобы в обратный путь их сопровождал Вениамин.

В своем рассказе братья кое-что утаили от отца. Признавшись друг другу во грехе (строфы 21, 22), и осознав перст Божий в том, что произошло с ними (28), они все же не были готовы сознаться в своем грехе отцу (строфа 32).

35 Когда же они опорожняли мешки свои, вот, у каждого узел серебра его в мешке его. И увидели они узлы серебра своего, они и отец их, и испугались. 36 И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, - все это на меня! 37 И сказал Рувим отцу своему, говоря: убей двух моих сыновей, если я не приведу его к тебе; отдай его на мои руки; я возвращу его тебе. 38 Он сказал: не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб.

Когда они опорожняли мешки, то каждый обнаружил серебро, уплаченное за зерно. Теперь у них была дополнительная причина страшиться возвращения в Египет. Если они приведут с собой Вениамина, египетский начальник поймет, что они не соглядатаи. Но тогда он может обвинить их в том, что они воры, и опять они будут зависеть от его милости. То серебро, которое они держали в руках, доставило им так же мало удовольствия, как и двадцать серебряных монет, однажды полученных ими за проданного брата. Грех - великий разрушитель.

Отец Иаков был крайне напуган сообщением своих сыновей. В его словах мы вновь видим сильную любовь Иакова к Рахили и к ее двум сыновьям. Хотя с той поры, когда у него отняли Иосифа, минуло два десятка лет, Иаков по-прежнему глубоко переживал потерю. Рана не затянулась. Его жизнь с тех пор уже не была такой, как прежде. И если теперь заберут у него Вениамина, он этого не вынесет. Он умрет от горя.

Не производит благоприятного впечатления предложение, сделанное Рувимом своему отцу. По всей видимости, он чувствовал, что как самый старший, должен первым постараться убедить Иакова отпустить Вениамина в Египет. Иаков просто никак не отреагировал на это предложение. Могло ли бессмысленное убийство двух внуков компенсировать скорбящему отцу потерю любимого сына?

Как Бог поступил с десятью братьями, так он поступает и сегодня со Своими грешными детьми. Проклятие Закона Божьего по-прежнему пугает людей, вызывая сожаление о грехах, что является первой обязательной ступенью искреннего раскаяния. Суровые слова, услышанные братьями от Иосифа, обвинение в том, что они пришли шпионить, их трехдневное заточение в тюрьму, долгое, в течение месяцев, пребывание в тюрьме Симеона - все это не проявление Божьего гнева, а свидетельство Его решимости убедить их, что путь, которым они следовали, ведет к гибели. Иосиф не пытался выступать в роли Бога перед своими братьями. Он был посланником Божьим, передающим суровый приговор святого Божьего Закона. Стало ясно, что Закон Божий произвел свое обличающее действие, и что братья прислушались к этому обличению. Затем Бог через того же Иосифа позволит услышать им еще одну весть. Объятия Иосифа убедят их в его и в Божьем прощении. Итак, истинное раскаяние основано, прежде всего, на чувстве страха от Божьего гнева по отношению к греху, а затем на вере в полное прощение только ради Мессии, Иисуса Христа.

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 1097 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест Т-образный "антониевский".
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест "якореобразный".
Крест "буквенный".
Крест монограммный "доконстантиновский".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz