Пятница, 03.12.2021, 15:12
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

041 - Глава 41.
14.01.2012, 05:10

Иосиф обретает власть

1 По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки; 2 и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; 3 но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; 4 и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон, 5 и заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших; 6 но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром; 7 и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и понял, что это сон.

Иосиф провел в темнице еще два года, - возможно, самых ужасных в его жизни. К тому времени он уже прожил в Египте тринадцать лет. Это изрядная часть жизни человека, и теперь, когда Иосиф понял, что царский виночерпий о нем позабыл, он, вероятно, задавался вопросом, будет ли он когда-нибудь вновь свободен. Однако именно тогда наступил Божий час. Избавление Иосифа произошло стремительно и неожиданно.

И опять Бог говорил, используя сны, - на этот раз он обратился к фараону. Место действия не было необычным. Фараон стоял на берегу Нила, - реки, дающей жизнь стране, 95% которой составляет пустыня. Но события происходили крайне необычные. Семь гладких и тучных коров вышли из реки и паслись у берега. Затем во сне фараон увидел семь других коров, неприглядных и тощих, также вышедших из реки. Вместо того чтобы пастись у реки, они съели тучных коров.

Царь знал, что коровы - вегетарианцы, питающиеся травой, они не плотоядные животные. И еще, после того как тощие коровы съели тучных, они остались такими же худыми, как и были. Сон был столь необычным, до такой степени, что фараон проснулся.

Когда ему удалось вновь заснуть, он увидел еще один сон, подобный первому, но еще более странный. На одном стебле поднялись семь тучных и хороших колосьев. После этого выросло семь колосьев тощих и иссушенных, которые поглотили семь колосьев тучных и полных. Колосья, поедающие другие колосья, - как странно! И, подобно первому сну, тучные появились первыми, но лишь для того, чтобы быть уничтоженными вторыми, тощими. И опять сон был таким отчетливым и необычным, что встревожил царя.

8 Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону. 9 И стал говорить главный виночерпий фараону и сказал: грехи мои вспоминаю я ныне; 10 фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей; 11 и снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон особенного значения; 12 там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением; 13 и как он истолковал нам, так и сбылось: я возвращен на место мое, а тот повешен.

На следующее утро царь все еще был обеспокоен увиденными снами. Он верил в то, что боги иногда разговаривают с людьми во сне - не пытались ли эти боги что-то сообщить ему? И кроме того, оба сна завершились печально.

Почему здоровые коровы должны быть поглощены худыми, а тучные колосья тощими? Не содержали ли эти сны какого-то предостережения для Египта? Фараону необходимо было это знать. Сны, казалось, прямо указывали на беду, ожидавшую стада и урожай в Египте, то есть основу жизни всего народа.

Царь собрал мудрецов и магов, наиболее образованных людей в Египте, и спросил их о значении снов. Эти люди имели высокое положение - духовенство, занимавшееся выяснением воли богов и сообщением этой воли людям. Но они стояли перед царем безмолвно. В ожидании истолкования они сколько угодно могли произносить свои заклинания и совершать языческие обряды, но между ними и Всемогущим Господом всех народов, говорившим с фараоном во сне, не было никакой связи.

И вот тогда заговорил главный виночерпий фараона. Он вспомнил, что в тюрьме он и главный пекарь встретили молодого еврея, истолковавшего их сны. Хотя сны были похожи, конец у каждого был разный. Еврей разъяснил оба сна, и события развивались именно так, как он предсказал.

14 И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою и пришел к фараону. 15 Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны. 16 И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону. 17 И сказал фараон Иосифу: мне снилось: вот, стою я на берегу реки; 18 и вот, вышли из реки семь коров тучных плотью и хороших видом и паслись в тростнике; 19 но вот, после них вышли семь коров других, худых, очень дурных видом и тощих плотью: я не видывал во всей земле Египетской таких худых, как они; 20 и съели тощие и худые коровы прежних семь коров тучных; 21 и вошли тучные в утробу их, но не приметно было, что они вошли в утробу их: они были так же худы видом, как и сначала. И я проснулся. 22 Потом снилось мне: вот, на одном стебле поднялись семь колосьев полных и хороших; 23 но вот, после них выросло семь колосьев тонких, тощих и иссушенных восточным ветром; 24 и пожрали тощие колосья семь колосьев хороших. Я рассказал это волхвам, но никто не изъяснил мне.

Иосифа немедленно вызвали к фараону. Очевидно, что как только начался разговор между царем и узником, соотношение сил изменилось. Для своего собственного народа царь, возможно, был богом, но возникшая ситуация оказалась ему неподвластна. Он беспокоился из-за увиденного сна. И ни советники из духовенства, ни маги ничего не могли поделать. Несмотря на свое бормотание и кривляние, они не были в состоянии открыть фараону то, что он хотел узнать.

Кто же владел ситуацией в царском дворце? Прислушайтесь к разговору: "О тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны". И отвечал Иосиф фараону: "Это не мое; Бог даст ответ во благо фараону".

Всемогущий Господь народов посылал весть языческому царю.

25 И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону. 26 Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один; 27 и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром, это семь лет голода. 28 Вот почему сказал я фараону: что Бог сделает, то Он показал фараону. 29 Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской; 30 после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю, 31 и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел. 32 А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие.

Царь повторил подробности своих двух снов, и затем настала очередь Иосифа. Бог даровал ему прекрасную возможность засвидетельствовать истину человеку, который ее не знал. Поскольку его боги и мудрецы его страны не смогли ему помочь, царь готов был выслушать Иосифа, и тот в полной мере воспользовался предоставленной ему возможностью.

Он только что пришел из тюрьмы во дворец, и в первых двух своих утверждениях говорил о Боге: "Что Бог сделает, то Он возвестил фараону". Древнееврейское имя "Бог" здесь имеет определенный артикль, тем самым подчеркивается, что Он - "единственный истинный Бог".

"Сон фараона один. Единый истинный Бог, всемогущий Бог народов сообщил о том, что Он собирается сделать с твоей страной. Грядут семь лет изобилия, за которыми последуют семь лет голода. Как в твоих снах тощие и безобразные поглотили здоровых и сильных, так и семь лет голода поглотят запасы зерна, накопленные во времена изобилия".

"Сие истинно Слово Божие, и... скоро Бог (единственный истинный Бог) исполнит сие". И это также свидетельствует о том, что Бог управляет всем, определяет полноводность Нила, властвует над египетским земледелием в своих целях. Поскольку Бог, обращаясь к фараону через сны, сделал это дважды, предреченные четырнадцать лет начнутся скоро.

33 И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его над землею Египетскою. 34 Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть [всех произведений] земли Египетской; 35 пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут; 36 и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода. 37 Сие понравилось фараону и всем слугам его. 38 И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? 39 И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; 40 ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.

Иосиф не ограничился истолкованием снов царя, добавив к нему также совет. Он указал меры, которые фараон мог немедленно предпринять, чтобы подготовиться к голоду, предстоящему через семь лет. Дух Божий, даровавший Иосифу ключ к разгадке фараоновых снов, предложил и способ выхода из чрезвычайной ситуации, грозящей Египту.

"Поскольку теперь первый год изобилия, было бы разумно тебе найти подходящего человека и поручить ему надзор за хлебными припасами Египта. На протяжении всех последующих семи лет 20% урожая каждого земледельца откладывайте в хранилища, чтобы запасов хватило на семь грядущих неурожайных лет". Двадцатипроцентный налог в годы изобилия, конечно, не был обременителен. Иосиф подсчитал, что так соберется запас, необходимый, чтобы Египет и его соседи пережили голодные годы.

Царь был поражен словами Иосифа. Истолкование двух снов было разумным и ясным, а предложенные им меры казались реальными, и даже более того, царь понял, что слова Иосифа не просто продиктованы здравым смыслом, в них была сокрыта сверхъестественная мудрость.

"Я уже нашел подходящего человека. Ты будешь поставлен над всем". Но возможно ли, чтобы такой самовластный правитель как фараон возвысил слугу, - причем чужеземного - до такой степени, чтобы тот стал вторым в царстве? Фараон сам отвечает на этот вопрос: "Найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?"

41 И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. 42 И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; 43 велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою. 44 И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской. 45 И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской.

Теперь Иосифу было разрешено иметь не только титул, но также и дорогие вещи, свидетельствующие о столь высокой должности - тонкие одежды, золотую цепь вокруг шеи и даже перстень с печатью с руки фараона, дающий ему власть приказывать царским именем. Поскольку безвестному чужеземцу предстояло произвести радикальные перемены в египетской экономике, царь решил, что следует представить его официально, провезти по улицам столицы, показав всем.

Фараон прибег еще к одной мере, чтобы обеспечить подчинение египтян Иосифу. Он представил Иосифа как египтянина. Его никогда более не будут называть "раб Еврей" (39:17). Иосиф получил новое имя, египетское, и жену египтянку, дочь жреца Илиопольского. Поскольку город Илиополь был центром поклонения богу солнца Ра, тесть Иосифа, вероятно, был верховным жрецом. Нам известно, что из этой семьи жен себе выбирали также и фараоны. Теперь, кроме высокого положения в Египте, Иосиф получил также и общественный статус. Он стал равным жрецам, высшему сословию египетского общества.

Иногда спрашивают, не возникает ли здесь противоречия с убеждениями Иосифа. Об этом не сказано, и нам нет нужды предполагать, будто от Иосифа требовалось участие в поклонениях богу солнца только потому, что по рангу он равнялся верховному жрецу. На него были возложены фараоном политические и экономические обязанности, а не религиозные.

46 Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской. 47 Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти. 48 И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были [плодородны] в земле Египетской, и положил хлеб в городах; в каждом городе положил хлеб полей, окружающих его. 49 И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета. 50 До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. 51 И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. 52 А другому нарек имя: Ефрем, потому что [говорил он] Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего. 53 И прошли семь лет изобилия, которое было в земле Египетской, 54 и наступили семь лет голода, как сказал Иосиф. И был голод во всех землях, а во всей земле Египетской был хлеб. 55 Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет. 56 И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам. Голод же усиливался в земле Египетской. 57 И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле.

В этом важном месте своего повествования Моисей помогает нам поставить жизнь Иосифа в определенные временные рамки. "Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона". Нам известно, что ему было семнадцать лет, когда братья продали его (37:2), и что он провел тринадцать лет вдали от дома и семьи. И, зная число урожайных и неурожайных лет, мы можем вычислить возраст Иосифа, когда он воссоединился со своими братьями (45:6).

Но тогда у него была работа, которую необходимо было выполнить. Он ездил по египетской земле, осматривая зернохранилища и планируя новые, которые понадобятся. За годы изобилия под его присмотром было собрано огромное количество зерна. Запасы располагались в городах, вероятно для облегчения распределения пищи среди населения во время предстоящей засухи.

Прежде чем перейти к описанию этих лет, Моисей сообщает нам кое-что о семье Иосифа. Бог благословил Иосифа и его жену двумя сыновьями, и имена, которые он выбрал для них, весьма примечательны. Имя первенца - Манассия ("он дал мне забыть"). Вместо того чтобы носить в себе обиду на братьев, Иосиф позволил Богу уничтожить эту горечь. Он думал лишь о том, что Бог чудесным образом освободил его от рабства и тюрьмы, позволив служить Себе.

Другой сын получил имя Ефрем ("двойная плодовитость"). Это имя выражает радость Иосифа по поводу еще одного дара Божьего. Иосиф не знал тогда, что его отец Иаков собирался дать ему право первородства, и оба его сына, поэтому, станут главами колен будущей израильской нации.

Иосиф имел власть и привилегированное положение в этой древней стране, которая была мировой державой, но он не считал Египет своим домом. Мы видим это из его высказывания, когда он давал имя Ефрему: "Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего". Несомненно, Бог желал, чтобы Иосиф жил в это время в Египте и был доволен, что живет там. Но сердце его было в Ханаане, Земле Обетованной, Иосиф не забывал этого.

И вот добрые годы, годы обильного урожая завершились, и начались голодные годы, зерна недоставало. Когда жители Египта обратились к своему царю за помощью, он направил их к Иосифу. Иосиф понимал, что собранные в годы изобилия запасы зерна следует экономить, дабы народ выжил в течение семи голодных лет, и поэтому он не просто возвращал зерно людям, вырастившим его. Он его им продавал, как продавал другим людям, прибывавшим в Египет для закупки продовольствия. Таков был путь, избранный Богом, для переселения семьи Иакова в Египет.

Глава 41 Книги Бытие полна событий, она велика и пестрит подробностями. Но мы не позволим такому обилию деталей отвлечь наше внимание от благословенной истины. Наш Спаситель держит судьбу всех людей в Своих руках. Он так направляет их пути, что даже дела нечестивых людей, хотя они могут этого и не осознавать, способствуют славе Божьей и благополучию Его детей. Бог расстроил злые замыслы братьев Иосифа и направил даже судьбу целого народа египетского на служение Своим благим замыслам относительно избранного народа.

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 1259 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "якореобразный".
Крест "буквенный".
Крест монограммный "доконстантиновский".
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест Т-образный "антониевский".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2021
Создать бесплатный сайт с uCoz