Пятница, 03.12.2021, 14:31
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

038 - Глава 38.
14.01.2012, 05:03

Духовная слабость Иуды

1 В то время Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира. 2 И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней. 3 Она зачала и родила сына; и он нарек ему имя: Ир. 4 И зачала опять, и родила сына, и нарекла ему имя: Онан. 5 И еще родила сына [третьего] и нарекла ему имя: Шела. Иуда был в Хезиве, когда она родила его.

Глава 38 Книги Бытие является промежуточным эпизодом, который богодухновенный писатель вставил, прежде чем вернуться к повествованию об Иосифе в Египте. В ней он описывает нелицеприятные дела одного из братьев Иосифа, который, как это ни странно, сыграл важную роль в великом замысле Божьем.

Данную главу читать нелегко, потому что она вновь показывает нам, сколь черствы были сыновья Иакова в делах духовных. Рувим повинен в кровосмесительной связи. Симеон и Левий чудовищно отомстили сихемитам за бесчестие своей сестры. И почти все братья участвовали в продаже Иосифа в рабство. В этой главе мы читаем о том, что Иуда взял жену из хананеев, несомненно зная, что не должен был этого делать. Он был осведомлен о своих предках, отправлявшихся на поиски богобоязненных жен для своих сыновей. Хананеи не поклонялись истинному Богу, следовательно и хананеянка, - жена Иуды, явно не воспитает своих детей в любви к Богу Завета и вере в Его обещания. Кроме того, хананеи навлекли на себя Божье проклятие своей религией - порочной смесью идолопоклонства и прелюбодеяния, - и будут изгнаны из родной земли.

Нетрудно понять, что после того, как братья продали Иосифа в рабство, жизнь в доме Иакова протекала далеко не радостно. Братьям приходилось видеть непрестанно скорбящего отца. Вероятно, от Рувима они слышали: "Говорил же я вам". Они были вынуждены постоянно следить за своими словами, чтобы случайно не обмолвиться и не выдать секрет.

Каковы бы ни были причины, Иуда решил покинуть дом отца и начать самостоятельную жизнь. Он переселился в Одоллам, около 15 км западнее от дома Иакова в Хевроне. Здесь он встретил хананеянку, женился на ней, и она родила ему трех сыновей. Если бы решал Иуда, то эта ветвь семьи Иакова, через которую позднее осуществится мессианское обещание, стала бы полностью хананейской.

6 И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. 7 Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. 8 И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. 9 Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. 10 Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его.

Когда его старший сын Ир достиг брачного возраста, Иуда избрал для него жену по имени Фамарь. Поскольку она происходила из той же местности, принято считать, что она, подобно жене Иуды, была хананеянка. Ее брак прервался, когда Господь умертвил Ира за его нечестивость. Жизнь - есть дар Божий, за который мы держимся верой. Когда мы бесчестим нашу жизнь, Бог имеет власть лишить нас этого дара.

"Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся" (Прит. 10:27).

Стремясь сохранить род Ира в Израиле, Иуда послал своего второго сына, Онана, чтобы от него вдова родила брату. Здесь в Библии первые упоминается о так называемом "левиратическом браке", хотя подобный обычай существовал в ряде древних культур. Сохраняющий род умершего первого мужа обычай женитьбы близкого родственника на бездетной вдове определенно был установлен Господом на горе Синай, став частью Закона Божьего, управляющего жизнью избранного народа. Первый ребенок, рожденный от такого брака, жил с отцом и матерью, но в родословиях он упоминается как сын умершего мужа этой женщины. Прощальное обращение Моисея к Израилю поясняет, что такой обычай должен рассматриваться не как непреложная заповедь Божья, но как выражение любви к умершему брату (Втор. 25:5-10).

Онану не нравилась ситуация, в которой он оказался. По сути дела, он был самым старшим из оставшихся в живых наследников Иуды, и ему полагалась двойная доля отцовского наследства. Если бы он стал отцом сына от Фамари, то двойная доля перешла бы к сыну, законному наследнику Ира. Онану это показалось нелепым - сын фактически будет его плотью и кровью, но не получит его имени, и однажды из-за него Онан потеряет ощутимую долю наследства Иуды. И потому Онан сделал так, чтобы Фамарь не забеременела. Он был рад физической близости, но никакой ответственности при этом нести не хотел. Бог показал Свое недовольство таким бесчестным отношением Онана, предав его смерти.

11 И сказал Иуда Фамари, невестке своей [по смерти двух сыновей своих]: живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал [в уме своем]: не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего. 12 Прошло много времени, и умерла дочь Шуи, жена Иудина. Иуда, утешившись, пошел в Фамну к стригущим скот его, сам и Хира, друг его, Одолламитянин. 13 И уведомили Фамарь, говоря: вот, свекор твой идет в Фамну стричь скот свой. 14 И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену. 15 И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое. [И не узнал ее.] 16 Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне? 17 Он сказал: я пришлю тебе козленка из стада [моего]. Она сказала: дашь ли ты мне залог, пока пришлешь? 18 Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней; и она зачала от него. 19 И, встав, пошла, сняла с себя покрывало свое и оделась в одежду вдовства своего.

Иуда потерял теперь двух из троих сыновей и несправедливо считал Фамарь ответственной за это. По его мнению, она приносила несчастье, и он не хотел женить на ней младшего сына Шелу. Вместо этого он сказал Фамари: "Возвращайся в дом своего отца и живи там как вдова, пока Шела не достигнет брачного возраста". Говоря это, он лукавил, ибо вовсе не собирался исполнять обещание, рискуя единственным сыном.

Когда Шела, достигнув необходимого возраста, не достался Фамари, она поняла, что обманута свекром. Ей стало ясно и еще кое-что. Поскольку ближайший родственник ее умершего мужа имел на нее больше прав, чем другие, маловероятно, что она когда-либо вновь выйдет замуж, а значит, ей суждено остаться бездетной вдовой. Она сочла это несправедливым и потому взяла дело в свои руки. Она соблазнила своего свекра, чтобы забеременеть от него.

Богодухновенный писатель нам не сообщает, и не стоит размышлять о том, что побудило Фамарь так поступить. Было ли это желанием унизить Иуду за то, что он ее обманул? Или же просто стремлением избежать позора бездетности? Либо намерением стать матерью через Иуду, войти в семью, которая получила Божьи обещания? Хотя нам не ясны мотивы ее поступка, стратегия очевидна. Она постарается заманить и соблазнить своего свекра, чтобы забеременеть от него. Может показаться, что ее шансы на успех были невелики, но уловка сработала.

Иуда, тогда уже вдовец, отправился в Фамну стричь овец. Зная, что стрижка овец - время веселое, иногда сопровождаемое шумным празднованием этого события, Фамарь сняла черные одежды, которые носила как вдова, и оделась так, чтобы привлечь взгляд одинокого мужчины. Тщательно накинув покрывало, чтобы свекр не узнал ее, она села у Енаимских ворот, через которые должен был пройти Иуда.

Нам кажется маловероятным успех Фамари, но ее предчувствие оправдалось. Иуда ее заметил, но не узнал из-за одеяния и поведения. Он предложил ей близость, пообещав в качестве платы козла из стада. Когда она попросила гарантию, что он пришлет животное, Иуда дал ей свою трость и печать с перевязью. Печатью служил небольшой керамический цилиндр, изготовленный на заказ. Его крепили к перевязи и носили на шее. Печать оставляла на глине особый след, по которому определяли ее владельца. Греческий историк Геродот сообщает нам, что никто из жителей Вавилона, любого социального положения, никогда не появлялся на людях без такой печати. Фамарь попросила эти вещи не из-за их ценности, но потому, что они позволяли точно установить личность владельца. Проведя ночь с Иудой, она вернулась в дом отца и опять надела вдовью одежду.

20 Иуда же послал козленка чрез друга своего Одолламитянина, чтобы взять залог из руки женщины, но он не нашел ее. 21 И спросил жителей того места, говоря: где блудница, которая была в Енаиме при дороге? Но они сказали: здесь не было блудницы. 22 И возвратился он к Иуде и сказал: я не нашел ее; да и жители места того сказали: здесь не было блудницы. 23 Иуда сказал: пусть она возьмет себе, чтобы только не стали над нами смеяться; вот, я посылал этого козленка, но ты не нашел ее. 24 Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена. 25 Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья эта печать и перевязь и трость. 26 Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более.

Естественно, что Иуда хотел получить назад от женщины свой залог - трость и особенно печать. Он послал через друга плату, о которой они договорились. Друг опросил городских мужей, выясняя, где блудница из храма, та молодая женщина, что продавала себя, свидетельствуя таким образом о своем посвящении Астарте, сестре-супруге хананейского бога плодородия Ваала. Ему, конечно же, не удалось найти ее.

Через три месяца Иуда узнал, что его вдовствующая невестка ждет ребенка. К своей бесчестности он теперь добавил грех лицемерия. Он объявил, что, как глава семьи, несет ответственность за то, чтобы прелюбодеяние в семье было надлежащим образом публично наказано. (Кажется, слышишь, как говорит уверенный в своей правоте свекр: "Не только вдова моих двух сыновей, но и невеста, обещанная моему третьему сыну".)

Уверенность в собственной праведности ослепила Иуду, и он не понял того, что имеет равную с ней вину. Но когда обвиненная женщина подала ему печать и трость, тем самым свидетельствуя, что он - отец нерожденного ребенка, вместо того чтобы наказать и самого себя, он лишь, запинаясь, произнес: "Она праведнее меня".

Суровое осуждение Иисусом самоправедных людей предостерегает и нас о том, что этот грех по-прежнему угрожает детям Божьим: "И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? ...Лицемер!" (Матф. 7:3,5).

Заключительные слова 26-го стиха могут означать, что Иуда взял Фамарь в свой дом, поскольку она соединилась с его семьей и носила его ребенка.

Ради справедливости, следует отметить, что прискорбное грехопадение Иуды, так ярко описанное в этой главе, вероятно, стало поворотной точкой в его жизни. В Книге Бытие о нем упоминается еще три раза, и везде его поведение резко контрастирует с его поведением, описанным здесь. Хотя он порвал с семьей, женясь на хананеянке и отделясь от отца и братьев, все же в главе 42 мы видим, что он отправляется со своими братьями в Египет для покупки зерна для семьи. В 43:1-5 и 46:28 кажется, что Иуда особенно близок к отцу и занимает главенствующее положение среди братьев. И когда в Египте Иуда просил Иосифа не заключать Вениамина в темницу (44:14-34), его слова были не только красноречивы и пылки, но также являли подлинное раскаяние и духовную зрелость. Все это подкрепляется также тем фактом, что Господь избрал Иуду носителем обещания о Мессии (49:10).

27 Во время родов ее оказалось, что близнецы в утробе ее. 28 И во время родов ее показалась рука [одного]; и взяла повивальная бабка и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый. 29 Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено ему имя: Фарес. 30 Потом вышел брат его с красной нитью на руке. И наречено ему имя: Зара.

Через шесть месяцев Фамарь родила двух близнецов. Когда один из сыновей высунул руку, повивальная бабка поспешно перевязала ее красной нитью для опознания, поскольку первенцу полагалось много привилегий. Но когда этот близнец убрал руку, тот, который, казалось, будет вторым, продвинулся вперед и стал первенцем. Бог отметил его иначе.

Сравнивая 29-й стих с 1:13 из Евангелия от Матфея, мы видим, что Бог фактически использовал кровосмесительный союз для рождения предков Спасителя. Согласно Быт. 49:12, Фарес и его брат-близнец Зара были включены в перечень членов семьи Иакова, переселившейся в Египет, чтобы там превратиться в великий народ. Именно из рода Фареса произошел царь Давид (Руфь 4:18-21; 1 Пар. 2:5-15), а также более великий Сын великого Давида. При знакомстве с неприглядными подробностями, описанными в этой главе Библии, может возникнуть вопрос: "Разве не было более достойных поступков сыновей Иакова, которые мог бы описать Моисей? Почему именно это?" Возможно несколько объяснений.

Глава 38 Книги Бытие, несомненно, помогает нам понять, что наше родство нас не спасает. Сыновья Иакова были праправнуками Авраама, но им постоянно грозила опасность - забыть высокое призвание, опуститься до грехов Ханаана и утратить мессианское благословение. Спасла их лишь милость Призвавшего. Эта глава помогает нам лучше понять, почему Бог решил, что пребывание в Египте, отсутствие постоянного контакта (и браков) с хананеями, было необходимо для семьи Иакова.

Эта глава прекрасно отражает всепрощающую любовь Спасителя, Который не колеблясь включил таких грешников, как Иуда и Фамарь, в свою родословную. Подобно тому, как никто не может похвастать собственной праведностью, никто не должен отчаиваться из-за своей греховности.

Эта глава дает драгоценную надежду тем из нас, кто не принадлежит к евреям. Тот факт, что Бог избрал потомков Авраама, не означает, что Ему не нужны язычники. Мы согласны с Мартином Лютером: "Язычники могут также стать членами семьи нашего Господа Иисуса".

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 1712 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест Т-образный "антониевский".
Крест "якореобразный".
Крест "буквенный".
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест монограммный "доконстантиновский".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2021
Создать бесплатный сайт с uCoz