Среда, 04.12.2024, 09:45
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

037 - Глава 37.
14.01.2012, 05:01

Из возлюбленного сына в чужеземного раба

1 Иаков жил в земле странствования отца своего [Исаака], в земле Ханаанской. 2 Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот [отца своего] вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до [Израиля] отца их. 3 Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду. 4 И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.

Фактически, 37:1 является заключительным стихом предыдущего "Родословия Исава". В отличие от Исава, чьи потомки жили в Едоме и постепенно захватили страну (Быт. 36), Иаков продолжал жить в Ханаанской земле пришельцем, как и его отцы до него.

Иосиф, сын возлюбленной жены Иакова Рахили, был любимцем отца. Моисей начинает повествование с того момента, когда семнадцатилетний Иосиф пас стада вместе со своими братьями, - в частности с теми, которые были близки ему по возрасту.

Из этой и последующих глав мы получаем представление об Иосифе как о молодом человеке исключительно разумном и одаренном. Он видел, что отец его любит, и платил ему взаимной любовью. Он поражает нас также своей высокой нравственностью. Когда он видел, что его братья своим поведением бросают тень на отца, он сознавал, что ему необходимо сообщить об этом отцу. Разумеется, это не способствовало любви к нему братьев.

Осложняло отношения Иосифа с братьями также то, что он был любимцем отца, и тот предпочитал его прочим. И потому часть вины за разногласия, возникшие в семье, лежит на Иакове. Он, как Божий представитель в своем доме, должен был знать, что не имеет права любить одних сыновей больше, чем других. Иакову следовало бы помнить из своей собственной молодости, как его отец Исаак любил одного из сыновей-близнецов больше, чем другого, что привело к зависти и ненависти, разделившей семью. Богато украшенный халат, который он подарил Иосифу, особенно выделял его среди братьев. Иакову пришлось позднее дорого заплатить за такое предпочтение.

5 И видел Иосиф сон, и рассказал [его] братьям своим: и они возненавидели его еще более. 6 Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: 7 вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. 8 И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его. 9 И видел он еще другой сон и рассказал его [отцу своему и] братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. 10 И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли? 11 Братья его досадовали на него, а отец его заметил это слово.

Бог имел для Иосифа особые планы, и Он поведал ему о них через сны, когда Иосиф был еще совсем юн. Хотя многие люди полагают, что сны возникают в подсознании, Библия учит, что Господь часто говорил с людьми посредством снов, как это было с Иосифом. Этот разговор - не первый в Библейской истории и не последний. Через сон Бог предупредил египетского фараона о годах изобилия и голода. Столетиями позднее Он предостерег во сне волхвов с востока от возвращения к нечестивому царю Ироду.

Сны, дарованные Богом молодому Иосифу, приоткрыли ему его будущее. Иногда сны, которые Бог посылал людям, содержали устные сообщения, эти же сновидения содержали лишь символы: снопы братьев собрались вокруг снопа Иосифа и поклоняются ему. А во втором сне Иосифу кланялись солнце, луна и одиннадцать звезд. Не сказав ни слова, Бог дал знать Иосифу, что избрал его, чтобы поставить высоко. Открывая Иосифу будущее заранее, Бог не собирался давать ему повода для хвастовства. Он знал, что Иосифа ожидают впереди годы тяжких испытаний, и сны сообщали Иосифу заранее, чем все это обернется для него, поселяя в нем уверенность. Он будет нуждаться в этом.

Братьям Иосифа недоставало духовной зрелости и братской любви, чтобы правильно воспринять Божье откровение, которым с ними поделился Иосиф. Они ненавидели его прежде из-за особой любви отца, а услыхав о его снах, возненавидели еще больше.

По причине такого отношения братьев, Иосифа можно было упрекнуть в том, что он поделился с ними своим вторым видением. Он, вероятно, был в восторге от того, что Бог общался с ним второй раз, и хотел поведать своим родным, что Бог приготовил для них. Но при этом Иосиф, кажется, совершенно не чувствовал, что эти сны раздражали его братьев. Ему следовало бы понимать, что сообщение о намерении Божьем возвысить его над братьями может лишь раздуть в них пламя ревности и ненависти. Отец Иаков, между тем, "заметил это слово". Хотя ему и не было понятно значение снов Иосифа, однако же он понял, что Бог сообщил его любимому сыну что-то очень важное.

12 Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем. 13 И сказал Израиль Иосифу: братья твои не пасут ли в Сихеме? пойди, я пошлю тебя к ним. Он отвечал ему: вот я. 14 [Израиль] сказал ему: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронской; и он пришел в Сихем. 15 И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? 16 Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут? 17 И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане.

В древнем Ханаане не хватало пастбищ, особенно когда лето оказывалось жарким и засушливым. Братья не могли найти подходящих пастбищ для овец поблизости от дома и направляли стада все далее и далее на север. Мы с удивлением узнаем, что они почти дошли до Сихема, находившегося в 85 км к северу от их дома в Хевроне. Вероятно, они пришли в Сихем потому, что их отец также и там владел землей.

Иаков боялся за благополучие своих сыновей и животных, которых они пасли. Он не забыл, что именно в Сихеме сыновья "сделали его ненавистным" для соседей-хананеев (34:30). Иаков также знал, что он не единственный, кто помнит об этом. Память о том, как жестоко и вероломно его сыновья обошлись с жителями Сихема, еще была жива в тех местах.

И легко можно понять, почему Иаков отправил Иосифа навестить братьев и узнать, все ли с ними в порядке. Когда Иосиф добрался до Сихема, он узнал, что братья перегнали стада на 25 км севернее, к Дофану, - городу, расположенному на одном из древних торговых путей из Месопотамии в Египет.

18 И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. 19 И сказали друг другу: вот, идет сновидец; 20 пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов. 21 И услышал сие Рувим и избавил его от рук их, сказав: не убьем его. 22 И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. Сие говорил он [с тем намерением], чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его.

Апостол Иаков нас предостерегает: "Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, раждает грех" (Иак.1:14,15). Обида на Иосифа таилась в сердцах братьев, мысли, полные зависти, гнева, ненависти. Со временем их злобные помыслы породили злые дела. Увидев приближающегося к ним Иосифа, братья решили его убить.

Трудно понять столь великую ненависть братьев к Иосифу. Он был не только их плотью и кровью, - они принадлежали к одной семье, которой даровано обещание. Они не были ни дикарями, ни язычниками, они слышали об обещаниях, дарованных Богом их праотцу Аврааму. Они знали, что в этом поколении их семья - единственная на земле, от потомков которой произойдет Спаситель мира. В поведении братьев проявилась страшная сила греха. Они действовали, будучи ослеплены ненавистью.

23 Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем, 24 и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было. 25 И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет. 26 И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? 27 Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались 28 и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребреников; а они отвели Иосифа в Египет.

"Похоть же, зачав, раждает грех" (Иак. 1:15). Теперь, находясь на расстоянии 110 км от глаз любящего отца, братья могли раз и навсегда свести счеты со своим ненавистным братом. Рувиму удалось отговорить их от убийства, предложив просто бросить Иосифа в ров. В древнем Ханаане рвы обычно использовались для сбора сточных вод во время сезона дождей. Чтобы уменьшить потери от испарения, им часто придавали форму конуса с отверстием не более ширины человеческих плеч. Земледельцы и пастухи постепенно опорожняли их во время жаркого засушливого лета. Рувим, вероятно, намеревался возвратиться позднее и освободить Иосифа, но братья совершенно определенно желали Иосифу смерти во рву. Что останется тогда от его странных снов и высоких помыслов? Затем они сели перекусить и спокойно наслаждались едою, не обращая внимания на мольбы своего брата о пощаде (42:21).

Рувим уже попытался предотвратить один грех, предлагая взамен совершить другой. Подобный же компромисс предложил затем и Иуда. На юг, в Египет, двигался караван верблюдов. Караван шел из Галаада, что к востоку от Иордана, верблюды везли специи и изюм, высоко ценимые египтянами за их лечебные свойства, а также необходимые и при бальзамировании. Иуда не хотел убивать Иосифа, но он знал, что братья не позволят его освободить. Может быть, они согласятся продать его в рабство? Тогда они более не увидят предпочтительного к нему отношения и не услышат о его снах, в центре которых неизменно оказывался он. Кроме того, они станут богаче на двадцать сиклей серебра. Но смертельно опасно идти на соглашение с грехом! Выбрать то, что кажется меньшим грехом, предпочтя тому, что кажется большим, - дьявольское искушение.

Критики Библии говорят о наличии якобы большой ошибки в наименовании торговцев, купивших Иосифа. В стихе 27 они называются измаильтянами, а в последующем стихе - купцами мадиамскими. Этими различиями обосновывается утверждение, будто данная глава основана на разных письменных источниках, и не во всех оригинальных источниках содержались достоверные факты. Однако существует также предположение, что измаильтяне были караванщиками, поскольку мадиамскими названы купцы. Кем бы они ни были, они увидели, что какие-то пастухи желают продать семнадцатилетнего юношу, и купили его за двадцать сиклей серебра - меньше обычной стоимости раба (Исх. 21:32).

29 Рувим же пришел опять ко рву; и вот, нет Иосифа во рве. И разодрал он одежды свои, 30 и возвратился к братьям своим, и сказал: отрока нет, а я, куда я денусь? 31 И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью; 32 и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет. 33 Он узнал ее и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф. 34 И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни. 35 И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его. 36 Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей.

Нам не сообщается, где во время этой сделки находился Рувим, но он был потрясен тем, что Иосифа уже нет во рву. По всей видимости, он сознавал, что ответственность за брата лежит на нем, как на старшем: "Куда я денусь?" - спросил он.

У братьев ответ готов. Они закололи козла, взяли ненавистный халат, столь богато украшенный, измарали его кровью и отправились домой, твердя на ходу, что они скажут отцу. Через несколько дней они добрались до дома, и когда отец увидел засохшую, спекшуюся кровь на знакомой одежде, он сам, без их подсказки, сделал вывод.

Вероятно, пытаясь оправдать себя, они сказали: "Мы не говорили нашему отцу, что Иосиф убит. Мы лишь спросили, не халат ли это его сына". Но ложь начинается не на устах. Она родится в неправедном сердце. В сердце, принимающем любовь Божию, изливаемую на него, но не желающем передать ее другим.

Братья не ожидали, что отец так воспримет эту весть. Он разодрал одежды и облачился во вретище. Поступавший так человек показывал, что не заботится ни о себе, ни о том, как он выглядит, - он неутешен, его единственное стремление - излить печаль, переполнившую сердце: "Не утешайте меня", - сказал он своим сыновьям. "Боль, которую я ощущаю в сердце, будет со мной, пока я не сойду к сыну в могилу", - этого братья не ожидали.

С непревзойденным литературным мастерством богодухновенный писатель обрывает на этом месте повествование об отце Иосифа и его братьях. Он показал нам безысходное горе отца и тщетные попытки семьи успокоить его. Далее писатель оставляет эту тему, к которой он не вернется, описывая последующие двадцать лет. Читатель может лишь представить скорбь, годами терзающую сердце Иакова, и вину, свинцовым грузом лежащую на совести братьев. Они надеялись покончить с прошлым, но совесть не давала им покоя. Эти двадцать лет стали черными временами для всех - Иакова, братьев и Иосифа. Только Бог может излить свет в такой тьме, и последующие главы покажут нам, как Он это сделал. Но в этот ужасный час семейное горе было тягостным и ошеломляющим.

Судьбе раба в древние времена трудно позавидовать, и поэтому сердце семнадцатилетнего Иосифа, ведомого в далекий Египет, переполняла немая скорбь. Он говорил себе, что он не раб, а сын богатого человека. Кроме того, он член семьи, получившей Божьи благословения. Что за странное у истинного Бога Завета обращение с теми, кто полагается на Него!

Отец, братья и семнадцатилетний Иосиф не знали, что Бог только что осуществил первый шаг в грандиозном плане, задуманном для избранной семьи - дать им приют в Египте. Он позаботился о том, чтобы Иосиф попал в дом высокопоставленного лица - фараонова царедворца, начальника телохранителей.

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 1137 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "якореобразный".
Крест монограммный "доконстантиновский".
Крест Т-образный "антониевский".
Крест "буквенный".
Крест "Египетский иероглиф Анх".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz