Среда, 04.12.2024, 09:58
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

034 - Глава 34.
14.01.2012, 04:51

Трагедия в Сихеме

1 Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той. 2 И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие. 3 И прилепилась душа его в Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы. 4 И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену.

Мы любим думать о поздних годах жизни верующего человека, как о его золотой осени - радость общения в кругу любящей семьи, где видны благословенные плоды наставления детей во Христе. Однако поздние годы Иакова омрачены рядом семейных трагедий, первая из которых описана в 34-ой главе Книги Бытие. Благодаря заботе милостивого Отца, испытания вновь послужили к наставлению Иакова, напоминая ему о его прежнем характере "держащегося за пяту", направляя его к молитве Богу, удерживая его от возвращения к греховной природе и старым путям.

Подсчеты свидетельствуют, что прошло около десяти лет с тех пор, как Иаков вернулся из земли Харран. Его дочери Дине было, по крайней мере, лет 16. Возможно, одна из хананейских подруг пригласила ее встретиться с хананейскими сверстницами, либо посетить хананейский праздник. И тогда сын главы хананейского племени совершил над ней насилие. Кстати, именно у его отца Иаков ранее купил участок земли, на котором жил.

Сихем, воспитанный в атмосфере сексуальной вседозволенности и развращенности, не был способен отличить любовь от похоти. Древнееврейский глагол описывает совершенный им акт как насилие, унижение другого человека. Сихем рассматривал его как повод для гордости, что понятно, ведь он был язычником. Только Бог может научить нас тому, что любовь - это жертвенное чувство, в ней проявляется прежде всего забота о счастье любимого человека. "Так возлюбил Бог мир, что отдал..." - а не взял.

5 Иаков слышал, что [сын Емморов] обесчестил Дину, дочь его, но как сыновья его были со скотом его в поле, то Иаков молчал, пока не пришли они. 6 И вышел Еммор, отец Сихемов, к Иакову, поговорить с ним. 7 Сыновья же Иакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились мужи те и воспылали гневом, потому что бесчестие сделал он Израилю, переспав с дочерью Иакова, а так не надлежало делать.

Вероятно, Иаков первый заподозрил что-то неладное, когда Дина вечером не вернулась домой. Было похоже на то, что молодой Сихем увел Дину к себе домой, заручившись у отца разрешением жениться на ней. Иаков молчал, пока не вернулись с пастбища домой его сыновья. Не из-за своего ли возраста (ему, вероятно, было далеко за сотню лет к тому времени), он решил прежде обсудить это дело с братьями Дины, прежде чем приступить к активным действиям? Он знал, конечно, что остальные дети Лии сочтут своим долгом вступиться за права сестры. А может, Иаков постепенно передавал главенство в семье своим сыновьям? Действовал бы он более решительно, если бы на месте дочери Лии оказалась дочь Рахили? На некоторые вопросы поведение Иакова не дает ответа.

Первая реакция братьев, услышавших, что произошло с их сестрой, достойна похвалы. Они опечалились из-за случившегося и вознегодовали. Им делает честь, что они относились к Иакову как к патриарху, а к его семье как к избранной Богом. (Исав, напротив, не признавал этого, вступив в брачный союз с двумя хананейскими женами.) Братья, вероятно, говорили: "Мы люди Завета. Бог отделил нас от других людей как имеющих обещание. Сихем, совершивший насилие над женщиной из семьи Завета, презрел великое обещание Божье". И они были правы. Для Бога презрение к Его избранникам равнозначно презрению к Нему Самому.

8 Еммор стал говорить им, и сказал: Сихем, сын мой, прилепился душею к дочери вашей; дайте же ее в жену ему; 9 породнитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших, а наших дочерей берите себе [за сыновей ваших]; 10 и живите с нами; земля сия [пространна] пред вами, живите и промышляйте на ней и приобретайте ее во владение. 11 Сихем же сказал отцу ее и братьям ее: только бы мне найти благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне; 12 назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне, только отдайте мне девицу в жену.

Когда Еммор, глава рода, пришел со своим сыном к Иакову, чтобы договориться о браке, он увидел гнев братьев и сделал весьма щедрое предложение, стремясь умилостивить их. Он несомненно знал, что говорил с людьми пришлыми, не имевшими тех прав, которыми обладали жители Ханаана. Если предложение Еммора было искренним (а исходя из сказанного в стихе 23 можно усомниться в этом), то он обещал семье Иакова права, которыми инородцы обычно не обладали: право поселиться на этой земле, право вступать в браки с хананеями, право приобретать недвижимое имущество и заключать сделки. Это были большие уступки.

Далее в переговоры вступил предполагаемый жених: "Назначьте самую высокую плату за невесту, я заплачу". Согласие Сихема на любую цену, которую они установят за сестру, вызвало совершенно противоположную реакцию у братьев, не ту, которую он ожидал. Его желание заплатить за сестру убедило братьев, что он обращается с ней, как с продажной девицей (строфа 31).

13 И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору, отцу его, с лукавством; а говорили так потому, что он обесчестил Дину, сестру их; 14 и сказали им [Симеон и Левий, братья Дины, сыновья Лиины]: не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это бесчестно для нас; 15 только на том условии мы согласимся с вами [и поселимся у вас], если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан; 16 и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей, и будем жить с вами, и составим один народ; 17 а если не послушаетесь нас в том, чтобы обрезаться, то мы возьмем дочь нашу и удалимся.

"И отвечали сыновья с лукавством" - им бы следовало быть правдивыми с людьми, на чьей земле они гостили. Они же притворились, что принимают брачное предложение, тогда как фактически решили месть. Они ответили Сихему: "Мы могли бы отдать нашу сестру тебе, но отдавать девицу необрезанному не позволяет наша вера".

Заведя речь об обрезании, братья тем самым поступили легкомысленно по отношению к особому знамению обещания, дарованному Богом Своему народу несколько поколений назад. Подобно воде в Крещении или хлебу и вину в Причастии, обрезание само по себе не имело особого значения. Бог дал обрезание Своему народу как знамение праведности, обретаемой через веру. Получение сихемитами внешнего знамения Завета без веры в Бога Израилева было оскорблением Завета Божьего, а также знамения Завета, и сыновья Иакова знали это. "Если же вы не согласитесь на обрезание, мы придем к вам, заберем сестру (силой, если это будет необходимо) и уйдем отсюда, ибо нас здесь обесчестили".

18 И понравились слова сии Еммору и Сихему, сыну Емморову. 19 Юноша не умедлил исполнить это, потому что любил дочь Иакова. А он более всех уважаем был из дома отца своего. 20 И пришел Еммор и Сихем, сын его, к воротам города своего, и стали говорить жителям города своего и сказали: 21 сии люди мирны с нами; пусть они селятся на земле и промышляют на ней; земля же вот пространна пред ними. Станем брать дочерей их себе в жены и наших дочерей выдавать за них. 22 Только на том условии сии люди соглашаются жить с нами и быть одним народом, чтобы и у нас обрезан был весь мужеский пол, как они обрезаны. 23 Не для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их? Только [в том] согласимся с ними, и будут жить с нами. 24 И послушались Еммора и Сихема, сына его, все выходящие из ворот города его: и обрезан был весь мужеский пол, - все выходящие из ворот города его.

Неверующим хананеям не стоило большого труда удовлетворить религиозную щепетильность семьи Дины. Сихем был обрезан немедленно.

Затем отец и сын вышли к городским воротам, - официальному месту собраний и заключения сделок, - убеждая жителей города принять требования братьев Дины. Они привели следующие доводы:

"Семья Иакова относится к нам дружелюбно".

"Земли много, хватит места и для них".

"Они богаты, и если мы позволим им торговать, получим выгоду. Их богатство - огромные стада - станут нашими. Удовлетворение их религиозных требований - незначительная уступка по сравнению с тем, что мы можем приобрести".

Становится очевидно, что лукавили не только сыновья Иакова, обещания Еммора и Сихема в действительности были не столь щедрыми, как они их представляли. Они намеревались справиться с этой семьей, сделав ее частью хананейского народа, и в конечном счете завладеть ее стадами.

Их доводы убедили жителей города. Поскольку Еммор был вождем племени, а сын его пользовался большим уважением, мужское население согласилось на обрезание.

25 На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол; 26 и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома Сихемова и вышли. 27 Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город за то, что обесчестили [Дину] сестру их. 28 Они взяли мелкий и крупный скот их, и ослов их, и что ни было в городе, и что ни было в поле; 29 и все богатство их, и всех детей их, и жен их взяли в плен, и разграбили все, что было в [городе, и все, что было в] домах. 30 И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для [всех] жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой. 31 Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею!

Тремя днями позже обман братьев стал очевиден всем. Когда сихемиты из-за болезни не могли защитить себя, Симеон и Левий, сыновья Лии, кровные братья Дины, обнажили мечи и перебили мужчин Сихема.

Праведный гнев, вызванный насилием над сестрой, обернулся кровавой бойней. И после того как совершилось жестокое и кровавое дело, остальные сыновья Иакова, следуя своим греховным наклонностям, приняли участие в ограблении убитых и порабощении их женщин и детей.

Что за ужасный пример показали Божьи дети хананеям! Братская месть не принесла славы Богу и Его Завету, способствуя лишь ожесточению хананеев в их неверии.

При этом трудно объяснить реакцию Иакова. Упрекая (и очень мягко) своих сыновей, он говорил только о мести со стороны хананейских племен. Иакову надлежало бы указать сыновьям на Закон Божий, в полной мере изобличив их кровожадность, жестокость и алчность, однако он этого не сделал.

Однако же следует принять к сведению еще два факта. Когда позднее на смертном одре Иаков прощался с двенадцатью сыновьями, он осудил недостойный поступок Симеона и Левия и сообщил им о его последствиях (49:5-7). Не надо также забывать, что Моисей - муж, через которого Святой Дух записал это повествование, сам был потомком Левия. И он без колебаний описал грехи предка во всей их непристойности и порочности.

В этой и в последующих главах читатель заметит слабую духовность сыновей Иакова и черствость их ума, не сулившую им в будущем ничего хорошего. Когда люди, называющие себя народом Божьим, не способны быть солью земли, Божьей закваской, чего можно ждать от общества, в котором они живут?

Глава 34 Книги Бытие поразительно актуальна и в наши дни. Подобно Иакову, мы живем не в хорошем, упорядоченном обществе, но в испорченном мире, бунтующем против Бога. Мы видим проявления мятежа повсюду. И более всего огорчительно непослушание людей, называющих себя детьми Божьими. В мире, столь легко относящемся к греху, Церковь должна обличать грех и непрестанно повторять, что злоупотребление милостью Божьей ведет к осуждению.

Но это еще не все, этот мир существует не только для игр сатаны, он является также мастерской нашего Бога. В Своем Сыне Иисусе Христе Бог открыто противостоял греху. И еще, провозглашая Свой Закон, Бог неутомимо трудится, сдерживая зло внутри нас, стремящееся овладеть нашими сердцами и жизнями. А возвещая о Своей любви, Он уверяет нас, что даже когда мы по упрямству или слабости впадаем в грех, Он силен преодолеть зло и заставить его служить Своей благой воле. Бог в любом случае будет прославлен - либо через осуждение, либо через милость.

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 1474 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "якореобразный".
Крест монограммный "доконстантиновский".
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест Т-образный "антониевский".
Крест "буквенный".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz