Среда, 04.12.2024, 09:54
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

032 - Глава 32.
14.01.2012, 04:46

Духовный кризис Иакова

1 А Иаков пошел путем своим. [И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.] И встретили его Ангелы Божии. 2 Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим.

Вот уже на протяжении двадцати лет Иаков обучался в школе Божьих наставлений. Наставник работал с трудным учеником настойчиво и целеустремленно. Он терпеливо очищал веру Иакова от ослаблявшей ее лжи и самоуверенности. И хотя во все годы Божьих наставлений Иаков был постоянно одолеваем искушением вернуться к своему старому образу мышления, открываемая нами теперь глава убедительно свидетельствует, что Божьи наставления имели успех.

Лаван направился на север от Ханаана, к себе домой. Иаков со своим большим караваном продолжил движение на юг. Мысли Иакова обратились к отношениям с братом Исавом, встреча с которым была опаснее, чем с Лаваном. Встретит ли его Исав с любовью в сердце или с налитыми кровью глазами и ножом в руке?

Двадцатью годами ранее, когда Иаков только покинул дом, в Вефиле, Бог позволил ему увидеть во сне Ангелов. Иаков видел, как они несли его молитвы к Богу и возвращались с помощью Божьей. Сейчас Иаков был на пути домой, и Бог вновь явил ему Ангелов, но на этот раз не во сне. Иаков бодрствовал, когда встретили его "Ангелы Божии". Обычно Ангелы невидимы, у них нет ни костей, ни плоти, ни крови. В этот критический момент жизни Иакова Бог пожелал уверить его, что он отправляется в неведомое будущее не один. Поэтому Он позволил Иакову увидеть два ополчения Ангелов (слева и справа или впереди него и позади). И даже не будучи видимым, "Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их" (Пс. 33:8).

3 И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом, 4 и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне; 5 и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить о себе господина моего [Исава], дабы приобрести [рабу твоему] благоволение пред очами твоими. 6 И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек.

Иаков, вероятно еще будучи в Харране, узнал, что Исав покинул дом отца и поселился в земле Едом. Земля эта была расположена к югу от Мертвого моря, вероятно за сотни километров от места, где тогда находился Иаков. Исав, по всей видимости, сплотил вокруг себя членов семьи, друзей и союзников, которые позднее победили жителей Едома и овладели их землей.

Иаков отправил посыльных сообщить своему брату-близнецу две вести:

"Я, твой брат, иду к тебе навстречу"; и

"Я, твой слуга, покорно прошу твоего благоволения".

Упоминание о принадлежащем Иакову скоте было призвано убедить Исава, что Иаков возвращается домой не с целью требовать двойную долю наследства отца. Он в этом не нуждался и не хотел этого.

Посланники не принесли ответа от Исава. Но при этом они сообщили ужасную весть, что Исав в пути, движется ему навстречу и с ним 400 человек. Очевидно, он все еще злился на Иакова.

7 Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. 8 И сказал [Иаков]: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись. 9 И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи [Боже], сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! 10 Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана. 11 Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми. 12 Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества.

Услыхав сообщение вернувшихся посланников, Иаков стал готовиться к столкновению с Исавом. Он тут же предпринял меры для уменьшения потерь, если встреча с братом обернется кровопролитием. Иаков разделил бывших с ним людей, а также скот, на две группы. Если люди Исава нападут на одну группу, другая сможет спастись.

И затем он обратился к Богу. В последних нескольких главах Книги Бытие мы постоянно наблюдали поступки Иакова и его отношение к вещам, которым нам не хотелось бы подражать. Но здесь дело обстоит иначе. Обращение Иакова к Богу перед встречей с Исавом является достойным подражания образцом молитвы.

Прежде всего он признал, что недостоин Божьего ответа на его молитву: "Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему". Слово "милостей" указывает на благодать Божьего Завета, которую Он являет людям не потому, что они заслуживают ее, но потому, что Бог обещал им это. Как отличается это смирение от прежнего отношения Иакова к жизни, когда его лозунгом было: "Это мое, и я получу это!" Говоря в своей молитве о благодеяниях Божьих, Иаков не мог не сравнить их с той неверностью, которой он платил Богу взамен. Иаков прекрасно понимал, что не имеет права прорываться к Божьему престолу и ожидать, что Тот выслушает его.

Еще одна характерная черта действенной молитвы, которой мы можем научиться у Иакова, - это признание неспособности самостоятельно решить возникшую проблему и признание полной зависимости от Бога. Двадцатью годами ранее Иаков не был готов к таким словам. В тот период своей жизни он бы сказал: "Надо подумать, как обхитрить Исава, это не будет слишком трудно. Однажды я это уже сделал. Надо попробовать еще раз сделать это". Однако теперь он молился так: "Избавь меня от руки брата моего".

Третьей характерной чертой угодной Богу молитвы, которой мы можем научиться у Иакова, является напоминание Богу о Его обетовании. Вслушайтесь в молитву Иакова: "Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества. (Если Исав придет завтра и предаст мечу мой дом, Твое обещание не исполнится. Господь Завета, исполни Свое обещание!)"

Чудесная молитва! В словах Иакова не было ожесточения ("Господь, Исав бездуховен и подл к тому же. Поставь его на место"). Ни малейшей попытки оправдать свой грех ("Господи, наверное я не должен был лгать моему отцу, но учитывая обстоятельства, можешь Ты понять, почему Я это сделал?"). Но лишь: "Ты сказал". Мартин Лютер хорошо объяснил это: "Единственное основание, на котором благочестивый человек может устоять во времена испытаний - Слово Божье".

13 И ночевал там Иаков в ту ночь. И взял из того, что у него было, [и послал] в подарок Исаву, брату своему: 14 двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов, 15 тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов. 16 И дал в руки рабам своим каждое стадо особо и сказал рабам своим: пойдите предо мною и оставляйте расстояние от стада до стада. 17 И приказал первому, сказав: когда брат мой Исав встретится тебе и спросит тебя, говоря: чей ты? и куда идешь? и чье это стадо [идет] пред тобою? 18 то скажи: раба твоего Иакова; это подарок, посланный господину моему Исаву; вот, и сам он за нами [идет]. 19 То же [что первому] приказал он и второму, и третьему, и всем, которые шли за стадами, говоря: так скажите Исаву, когда встретите его; 20 и скажите: вот, и раб твой Иаков [идет] за нами. Ибо он сказал сам в себе: умилостивлю его дарами, которые идут предо мною, и потом увижу лице его; может быть, и примет меня. 21 И пошли дары пред ним, а он ту ночь ночевал в стане.

Иаков не был фаталистом ("пусть будет, что будет"). Он знал, что Бог для претворения Своей благой воли часто использует человеческие пути. Поэтому Иаков предпринял еще одно средство, которым, как он надеялся, Бог мог воспользоваться, чтобы переменить отношение Исава.

Иаков быстро собрал скот, какой смог, - коз, овец, верблюдов, коров и ослов, - всего 580 голов. Он назначил погонщиков для каждого стада и велел им гнать стада одно за другим в подарок Исаву. Первое стадо, которое должен был встретить Исав, состояло из двухсот двадцати коз и козлов - это уже очень щедрый дар. Чуть позднее должно было появиться еще одно стадо, затем еще и еще. Каждый раз на вопрос Исава ему должны были отвечать: "Раба твоего Иакова; это подарок, посланный господину моему Исаву; вот, и сам он за нами [идет]". Если каждое из пяти стад придет отдельно, размер дара Иакова, вероятно, впечатлит Исава. Иаков также надеялся, что вся эта процедура затянет прибытие Исава и даст ему время охладить свой гнев.

22 И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; 23 и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было. 24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; 25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. 26 И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. 27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. 28 И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. 29 Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там. 30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. 31 И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. 32 Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова.

Иаков и его караван достигли Иавока, реки, втекающей в Иордан с востока как раз на середине пути между Галилейским и Мертвым морями. Переправив под покровом ночи семью и стада на южный берег Иавока, Иаков пересек реку в обратном направлении, очевидно чтобы наедине помолиться Господу. Когда он принялся изливать сердце Богу, то неожиданно ощутил, что кто-то в темноте схватил его, пытаясь побороть. Загадочная схватка продолжалась многие часы, пока на востоке не забрезжили первые лучи рассвета.

Комментируя данный отрывок, Мартин Лютер сказал: "Эта часть Писания - самая туманная во всем Ветхом Завете". Хотя некоторые моменты этой схватки трудны для понимания и объяснения, все же совершенно очевидны некоторые главные истины.

Иаков вступил в единоборство с Богом в серьезнейшей молитве. Эта борьба включала духовную борьбу с Богом за Его благословение, а также борьбу физическую. Соперник Иакова, называемый "Некто", позднее назвал Себя Богом.

Но для чего Бог должен являться кому-то из Своих детей как соперник, как противник, борющийся с ним? Конечно же не для того, чтобы лишить его жизни. Если бы Бог хотел сокрушить Иакова, схватка окончилась бы за половину секунды. В пылу борьбы Иаков мог искушаться мыслью о том, что Бог является его врагом, но в таком случае Бог не желал бы благословить Иакова. Однако Бог обещал ему благословение, а Иаков знал, что Бог обманывать не может.

Борьба продолжалась до тех пор, пока Божественный соперник простым прикосновением не повредил Иакову сухожилие на бедре. Иаков более не мог продолжать тяжелую схватку и, обхватив руками своего противника, удерживал его. Тот сказал: "Отпусти Меня, ибо взошла заря". Он был рад услышать ответ Иакова: "Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня". Бог не желал (как Он не желает этого и от нас), чтобы Иаков робел перед Ним. Он радуется, позволяя нам одерживать победу над Собой в смиренной молитве, вознесенной в вере. Иаков верой держался за Бога и за Божье обещание, потому он получил благословение, которого желал.

"Как имя твое?" - Господь спросил его не потому, что забыл, но чтобы напомнить Иакову, что он - "держащийся за пяту", когда-то нечестным путем победивший своего соперника. Старое имя более не подобало этому человеку, и потому Бог дал ему новое. "Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь". Библейские имена часто служат целям большим, чем простое удобство в обращении. Это новое имя Иакова соответствует его новой сущности, которую Дух Божий настойчиво и терпеливо в нем творил. Более он не станет полагаться на собственный разум, стремясь победить своих противников. Держащийся за пяту стал стойким борцом, полагающимся на Божье обещание, и законным образом обрел Божье благословение. Он научился полагаться на Бога.

Бог, по всей видимости, знал, что Иакову необходим знак, напоминающий о победе и предостерегающий от возвращения к его прежней природе, к "Иакову". И потому Иаков, возвращаясь после поединка, хромал. Все дети Божьи должны помнить, что они не имеют силы противостоять ни Богу, ни людям. Мы, подобно Иакову, сильны только когда крепко держимся обещаний Божьих.

Еще одним благословением этой таинственной борьбы стало для Иакова освобождение от ужаса, охватившего его сердце, когда он узнал, что к нему идет Исав в сопровождении 400 человек. Теперь, когда обещание о Спасителе вновь звучало в его сердце, он был готов встретиться с Исавом, был готов к любым неожиданностям нового дня.

Бог по сей день иногда кажется нам противником. Каждый верующий помнит тяжкие дни, когда он не был в состоянии разглядеть Божью милость, видя пред собою лишь Его разгневанный лик. Иаков полагался на Бога, даже когда Тот явился ему как соперник, и он одержал победу, получив благословение. То же произойдет и с нами, когда мы научимся говорить в вере: "Мой Спаситель, я не отпущу Тебя, пока Ты не благословишь меня".

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 1150 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест Т-образный "антониевский".
Крест монограммный "доконстантиновский".
Крест "якореобразный".
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест "буквенный".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz