Иаков покидает Лавана1 И услышал [Иаков] слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие. 2 И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня. 3 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою. Еще в течение шести лет - что в сумме составляет двадцать - между Лаваном и Иаковом продолжалось перетягивание каната. Иаков делал все возможное, чтобы среди новорожденного скота увеличивалось число пестрых животных. Лаван, в свою очередь, постоянно менял Иакову оплату. Однако, несмотря на столь нечестные отношения, Господь продолжал благословлять Иакова, а его возрастающее богатство раздражало Лавана и его сыновей. Они смотрели на него не как на члена семьи, не как на человека, благословленного Богом. Они в нем видели лишь чужака, нечестным путем наложившего руки на то, что по праву принадлежало им. Весть о том, что им недовольны, достигла Иакова. Все более и более он убеждался в том, что пришло время уходить. Господь, Бог Завета однажды ночью во сне указал Иакову, что тому делать. Как наследник обещания о Мессии, Иаков принадлежал не Харрану, но Ханаану, будущей родине его потомков. Иаков понимал, конечно, что возвращение домой означало встречу с Исавом. Жаждал ли как прежде Исав его смерти? Дарованное Иакову обещание Божье облегчило ему повиновение Богу. 4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего, 5 и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; 6 вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, 7 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло. 8 Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых. 9 И отнял Бог [весь] скот у отца вашего и дал [его] мне. 10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец], пестрые, с крапинами и пятнами. 11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. 12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец], пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; 13 Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою]. Прежде всего Иакову следовало убедить своих жен, что наступило время возвращения в Ханаан. Вызвав их в поле, чтобы поговорить наедине, он сказал, что за двадцатилетнюю самоотверженную службу их отцу его вознаградили лишь подозрительностью, обманом и недоброжелательством. Ради сохранения мира Иаков каждый раз позволял изменять условия договора об оплате в пользу Лавана. Но независимо от того, как часто Лаван пересматривал их договор, Господь постоянно заботился, чтобы Иаков оказывался впереди. "И если стремительное увеличение моего стада не кажется очевидным доказательством Божьего благословения, то Бог сказал мне об этом в видении". Иаков понял, что пославший ему сон "Ангел Божий",- Сам Бог (стих 13). Мы встречались с говорившим несколько раз до того в Книге Бытие - когда Он являлся Агари (16:7-11) и Аврааму (22:11, 14-16). В этот критический момент Сын Божий Сам явился Иакову. Иаков, возможно, думал, что его успеху способствовало снятие ножом коры с прутьев, но сон показал, что весь процесс скрещивания скота находился под Божьим контролем. Во сне Иаков увидел стада Лавана в брачное время. Хотя животные Лавана были ровного оттенка, козлы имели крапины, - это означало, что весь приплод будет принадлежать Иакову. Сон был мягким напоминанием, что когда Бог желает даровать материальное благословение, Он не нуждается в помощи Иакова. В конце сна Иакова Бог ясно указал ему: "Теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей". Чтобы облегчить Иакову послушание, Бог назвал себя "Богом, явившимся в Вефиле". Двадцатью годами ранее именно в Вефиле Бог явился Иакову с драгоценными обещаниями. "Я дам тебе и твоим потомкам эту землю". "И будет потомство твое, как песок земной". "Благословятся в семени твоем все племена земные". "Я сохраню тебя везде и возвращу в эту землю". Получив прямое повеление от Бога и зная обетования Божии, Иаков ясно понял, что ему предстоит. Но что подумают его жены о переезде из Харрана в Ханаан? 14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? 15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; 16 посему все [имение и] богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе. 17 И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов, 18 и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, [и все свое,] чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую. 19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее. 20 Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется. 21 И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад. Иаков, возможно, был удивлен немедленным согласием своих жен оставить родной дом. Они ощутили изменение отношения отца не только к Иакову, но и к ним. "Он почитает нас не за дочерей, - сказали они, - но за чужих", за рабов, которых используют лишь для извлечения выгоды. Еще один огорчивший их проступок отца заключался в том, что "он съел" даже их серебро (присвоил отданную за них плату). Согласно законам Месопотамии, отец сохранял часть платы за свою дочь в течение ее брака. Он мог вкладывать куда-либо эти деньги, но ему надлежало вернуть их ей, если она нуждалась, ибо плата за невесту являлась как бы страховкой дочери. Поскольку Лаван корыстно присвоил то, что Иаков заплатил за Лию и Рахиль четырнадцатью годами труда, они решили, что все, заработанное Иаковом у отца, по праву принадлежит им. Одной из насмешек переменчивой судьбы Иакова было то, что двадцатью годами ранее ему пришлось бежать из Ханаана в Харран. Теперь он должен был бежать из Харрана, чтобы вернуться в Ханаан. Он смог сделать это тайно, поскольку Лаван установил значительное расстояние между своим стадом и стадом Иакова (30:36). Иаков также подгадал, чтобы в это время Лаван был особенно занят, стриг овец. Исследователей Библии обычно озадачивает кража Рахилью идолов из дома отца. Предлагаются различные объяснения ее поступка. Кое-кто полагает, что она тайно поклонялась идолам и искала их покровительства. Другие исследователи считают, что это было сделано из материальных соображений, так как после смерти отца сын, наследующий богов отца, становился его преемником в качестве главы рода. Если это так, можно понять, почему Лаван сильно огорчился при мысли, что Иаков завладел его идолами. Так или иначе, огромный караван Иакова, включавший жен и детей, слуг и служанок, коров, овец и козлов, верблюдов и ослов, направился на юг от Харрана. Мы получаем некоторое представление о размере стад Иакова, читая, что перед встречей с Исавом (описанной в следующей главе Книги Бытие) он послал брату в дар 580 животных. Огромный караван пересек реку Евфрат и медленно двинулся к Ханаану. Через неделю, оставляя следы, по которым Лавану не стоило большого труда отыскать его, Иаков достиг земли Галаад, что к востоку от Галилейского моря. 22 На третий день сказали Лавану [Арамеянину], что Иаков ушел. 23 Тогда он взял с собою [сынов и] родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад. 24 И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого. 25 И догнал Лаван Иакова; Иаков же поставил шатер свой на горе, и Лаван со сродниками своими поставил на горе Галаад. 26 И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием? 27 зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями; 28 ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал. 29 Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого. 30 Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, - зачем ты украл богов моих? Лаван начал преследование через три дня, когда узнал, что Иаков ушел. Прежде чем настигнуть Иакова, он видел сон, в котором Бог предостерег его от попыток причинить зло своему зятю. Понятно, что мстительный и злой человек, имея небольшое количество вооруженных людей, мог просто отобрать скот и заставить Иакова вместе с семейством вернуться в Харран, на этот раз рабами. При встрече Лаван сказал своему зятю: "Что ты сделал?" Отвечая на свой собственный вопрос, он обвинил Иакова, дескать тот поступил с ним нечестно, увел дочерей, словно военнопленных, и украл идолов. Его слова лицемерны, поскольку он представил себя оскорбленным отцом, нежно любящим дочерей. Он лгал, будто ничего кроме уважения и благорасположения не испытывал к Иакову, тогда как они оба понимали, что к чему. Лаван, очевидно, был наиболее близок к истине, признав, что только страх отмщения Божьего удержал его от насилия. 31 Иаков отвечал Лавану и сказал: я боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих [и всего моего]. 32 [И сказал Иаков:] у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что [есть твоего] у меня, и возьми себе. [Но он ничего у него не узнал.] Иаков не знал, что Рахиль [жена его] украла их. 33 И ходил Лаван в шатер Иакова, и в шатер Лии, и в шатер двух рабынь, [и обыскивал,] но не нашел. И, выйдя из шатра Лии, вошел в шатер Рахили. 34 Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них. И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел. 35 Она же сказала отцу своему: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское. И [Лаван] искал [во всем шатре], но не нашел идолов. 36 Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном. И начал Иаков говорить и сказал Лавану: какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня? 37 ты осмотрел у меня все вещи [в доме моем], что нашел ты из всех вещей твоего дома? покажи здесь пред родственниками моими и пред родственниками твоими; пусть они рассудят между нами обоими. 38 Вот, двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел; 39 растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало; 40 я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих. 41 Таковы мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою. 42 Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился за меня вчера. Иаков, должно быть, с трудом сохранял спокойствие, слушая самоправедную речь Лавана. Каждый из присутствующих знал, что обвинения Лавана просто не соответствуют истине, и Иаков не видел необходимости отвечать на каждое из них. Не зная, что Рахиль украла отцовских божков, он пригласил Лавана убедиться самому, что его обвинение в воровстве беспочвенно. И если он найдет своих идолов у кого-то из членов дома Иакова, то человеку тому грозит смерть. Рахиль, по всей видимости, унаследовала отцовскую хитрость. Пока Лаван обыскивал шатры Иакова и его имущество, она спрятала идолов в верблюжье седло и устроила так, что отец туда и не заглянул. Именно тогда Иаков дал выход гневу. "В чем мое преступление? Что за грех я совершил, что ты преследуешь меня как обыкновенного вора? Я служил тебе преданно в течение двадцати лет, и ты знаешь, что я добросовестно ухаживал за твоим скотом. Я никогда не употреблял твоих животных в пищу, когда был далеко от дома". (Глиняные таблички, найденные на месте Древней Нузы, содержат судебные иски владельцев скота против пастухов за то, что те без разрешения убивали животных.) "Если какое-то из твоих животных было растерзано дикими зверьми или украдено, ты требовал от меня возмещения убытков. Я начал у тебя работать бедняком, и если бы Бог моих отцов не позаботился о моем благополучии, я так и остался бы нищим. И это Тот Бог, Который говорил с тобою прошлой ночью!" 43 И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими? 44 Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою. [При сем Иаков сказал ему: вот, с нами нет никого; смотри, Бог свидетель между мною и тобою.] 45 И взял Иаков камень и поставил его памятником. 46 И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели [и пили] там на холме. [И сказал ему Лаван: холм сей свидетель сегодня между мною и тобою.] 47 И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом. 48 И сказал Лаван [Иакову]: сегодня этот холм [и памятник, который я поставил,] между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад, 49 также: Мицпа, оттого, что Лаван сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга; 50 если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то хотя нет человека между нами, [который бы видел,] но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою. 51 И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою; 52 этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла; 53 Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака. 54 И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб [и пили] и ночевали на горе. 55 И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место. Это обличение со стороны Иакова, должно быть, было Лавану как нож в сердце. Он не мог опровергнуть слов Иакова. Стремясь сохранить перед родственниками лицо, он заявил, что любовь к дочерям и внукам не позволяет ему силою забрать то, что принадлежит ему по праву. Подозрительность, свойственная его натуре, вновь проявила себя, когда он предложил Иакову заключить договор о том, чтобы никогда не прибегать к мести. Иаков охотно согласился, и договор был скреплен клятвой. В качестве видимого свидетельства этого соглашения был установлен большой камень и еще собран холм из небольших камней. Лаван дал этому месту название на арамейском языке, Иаков на древнееврейском. Оба названия значат одно и то же - "холм, свидетель". Каменный монумент был также назван Мицпа ("сторожевая башня"). В понимании Иакова камни представляли собой памятник мирному расставанию. Представление же Лавана о них было довольно неприглядно: "Да надзирает Господь надо мною и тобою". Иначе говоря, "пусть Господь присматривает за Иаковом и удержит его от причинения мне вреда. И если Иаков обидит моих дочерей, когда меня не будет поблизости, этот памятник напомнит ему, что Бог видит его дела". Слово его было недобрым, подозрительным. Чтобы подчеркнуть торжественность договора, Лаван призвал Бога Нахора (своего деда) и Бога Авраама (деда Иакова). Обычно это рассматривается как доказательство того, что Лаван верил во многих богов. Иаков был рад, что неприятный этап его жизни подошел к мирному завершению, и потому он принес Богу жертву. Его долгая разлука с домом, тягостная двадцатилетняя ссылка, проведенная у Лавана, наконец подошла к концу. Лаван также вернулся домой. Два поколения мужчин, носителей Божьего обещания, Харранские родственники Авраама обеспечивали женами. Но поскольку вся остальная семья Лавана находилась вне родословия Мессии, Лаван здесь исчезает со страниц Книги Бытие. С этого момента внимание читателей переносится из земли Харран в Землю Обетованную, где потомкам Иакова суждено стать великим народом.
- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".
|