Семья Иакова1 И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю. 2 Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева? 3 Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее. 4 И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков. 5 Валла [служанка Рахилина] зачала и родила Иакову сына. 6 И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан. 7 И еще зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову. 8 И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим. 9 Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену, [и он вошел к ней]. 10 И Зелфа, служанка Лиина, [зачала и] родила Иакову сына. 11 И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад. 12 И [еще зачала] Зелфа, служанка Лии, [и] родила другого сына Иакову. 13 И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир. Христиане сегодня часто недоумевают, почему в ветхозаветные времена некоторые богатые люди имели по нескольку жен, и Бог не обличал их за нарушение установленного при сотворении мира брачного порядка. Как ответить на это? Здесь необходимо обратить внимание на некоторые библейские истины. Истина первая: в Писании не скрываются грехи ветхозаветных Божьих людей. Очевидно, что они делали то, чего не должны были делать. Истина вторая: Бог многое терпит, но не все одобряет. В 30-ой главе Книги Бытие показано, какие серьезные трудности возникли из-за того, что у Иакова была не одна жена. Исчезла любовь между сестрами. Близкие подруги стали ожесточенными соперницами. Истина третья: Бог может преодолевать дурные наклонности людей и обращать их нечестивые дела на служение Своим благим целям. Бог фактически воспользовался полигамным браком Иакова, чтобы произвести от него двенадцать сыновей, ставших отцами двенадцати колен израильских. Эта страница Библии наглядно показывает, что при многоженстве проявляется худшее в брачных отношениях. Неспособная примириться с фактом, что она бездетна, в то время как ее сестра родила четырех сыновей, Рахиль свое разочарование выместила на муже: "Дай мне детей, или я умру" от огорчения. Рахиль проявила такое же нетерпение, как ранее Сарра, давшая Аврааму свою служанку Агарь, чтобы та родила для нее ребенка. Когда Валла родила Иакову сына, Рахиль назвала его Даном, объяснив: "Судил мне Бог, и услышал голос мой". Скрытая здесь ирония состоит в том, что Рахиль пошла против воли Божией, настояв, чтобы ее муж вступил в незаконную связь, а затем восславила Бога за благословение ее непослушания ребенком. Когда Валла родила второго сына, Рахиль назвала его Неффалимом ("моя борьба"), объяснив: "Борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. (Чадородие моей сестры, кажется, прекратилось, а у меня только началось!)" Предписанные Богом отношения любви между двумя сестрами выродились в плотскую борьбу между соперницами. Писание, безусловно, не молчит о пагубности многоженства. Хвастовство Рахили, казалось, воспламенило в Лии дух соперничества. Не желая быть побежденной, она отдала Иакову свою служанку Зелфу, и человек, прибывший в Харран с целью найти себе богобоязненную жену, вместо этого получил четырех сожительниц. У него родились еще два сына. Первого из них Лия назвала Гад ("удача"), подумав: "Какая удача! Теперь уже моя сестра не обгонит меня!" Второй сын Зелфы получил имя Асир ("счастливый"), Лия объясняла: "К благу моему, ибо блаженною (счастливою) будут называть меня женщины (из-за моего чадородия)". Читать об этих чудовищных подробностях безбожного соревнования между двумя сестрами неприятно. Однако следует помнить, что мелочную ревность и семейную свару, с которыми Иакову приходилось иметь дело в браке, Бог употребил для наставления Иакова, чтобы укрепить в нем бдительность ко греховным побуждениям, помочь ему справиться со своей греховной природой и сформировать его как человека Божьего. 14 Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии [сестре своей]: дай мне мандрагоров сына твоего. 15 Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего. 16 Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне [сегодня], ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь. 17 И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына. 18 И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар [что значит возмездие]. 19 И еще зачала Лия и родила Иакову шестого сына. 20 И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон. 21 Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина. К тому времени Рувим, первенец Лии, вырос и во время сбора урожая мог сопровождать жнецов в поле. Читаем, что он нашел несколько желтых плодов и принес их матери. Она признала в них мандрагоровые яблоки, известные как "яблоки любви". Считалось, что они лечат от бесплодия и способствуют зачатию. Когда Рахиль узнала об этом, то попросила у сестры несколько плодов. Очевидно, ее служанка Валла перестала рожать, Рахиль была заинтересована в любых средствах, которые помогут ей родить ребенка. На ее просьбу старшая сестра ответила раздраженно: "Ты уже завладела мужем моим (хотя он сначала был моим). Теперь ты хочешь отнять у меня все остальное?!" Иаков узнал о сделке, не очень-то заслуживающей одобрения, когда вернулся с поля. Ему сообщили, что жены уже спланировали его вечер. Бог вновь благословил эту связь, и Лия родила пятого сына, названного Иссахар ("воздаяние"). Лия, знавшая, что Иакову суждено быть прародителем великого народа, объяснила имя ребенка: "Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему (чтобы обеспечить исполнение Божьего обещания)". Из этих ее слов не следует, что ее мнение о Боге верно. Когда Лия родила шестого сына, она назвала его Завулон ("почет"), это имя выражало ее надежду на то, что теперь муж будет почитать ее, как до этого почитал свою возлюбленную Рахиль. Здесь названа только одна из дочерей Иакова, Дина, хотя мы знаем из Бытия 37:35, что дочерей было больше. Возможно, Моисей упомянул Дину для того, чтобы подготовить читателя к событиям, описанным в 34-ой главе Книги Бытие. 22 И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее. 23 Она зачала и родила [Иакову] сына, и сказала [Рахиль]: снял Бог позор мой. 24 И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына. Прошло достаточно времени, чтобы Рахиль поняла, что плоды не помогли. Слова: "И услышал ее Бог, и отверз утробу ее" - показывают, что она молилась Тому, Кто не нуждается в снадобьях, чтобы благословить беременностью и деторождением. Ранее в Книге Бытие мы уже встречали выражение "вспомнил Бог". В 8:1 Моисей сообщает, что "вспомнил Бог о Ное", и Потоп пошел на убыль. Употребляя такое выражение, Моисей не имел в виду, что Бог временно забыл о Ное или, в нашем случае, о Рахили. Они постоянно были окружены Его любовью. Но теперь Он сделал так, что Его отеческая забота стала видна. Рахиль забеременела и родила сына. Ранее нетерпеливая и даже надменная, теперь она воздала должное Богу за то, что Он снял с нее позор бесплодия. Она назвала своего сына Иосиф ("прибавление") и помолилась: "(Пусть) Господь даст мне и другого сына!" Несколькими годами позднее Бог ответил на молитву Рахили (35:16-20), но это стоило ей жизни. 25 После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю; 26 отдай [мне] жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе. 27 И сказал ему Лаван: о, если бы я нашел благоволение пред очами твоими! я примечаю, что за тебя Господь благословил меня. 28 И сказал: назначь себе награду от меня, и я дам [тебе]. 29 И сказал ему [Иаков]: ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне; 30 ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим; когда же я буду работать для своего дома? 31 И сказал [ему Лаван]: что дать тебе? Иаков сказал [ему]: не давай мне ничего. Если только сделаешь мне, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих. 32 Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне [и будет мой]. 33 И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда придешь посмотреть награду мою. Всякая из коз не с крапинами и не с пятнами, и из овец не черная, краденое это у меня. 34 Лаван сказал [ему]: хорошо, пусть будет по твоему слову. 35 И отделил в тот день козлов пестрых и с пятнами, и всех коз с крапинами и с пятнами, всех, на которых было несколько белого, и всех черных овец, и отдал на руки сыновьям своим; 36 и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Иаков же пас остальной мелкий скот Лаванов. Семь лет службы, которые Иаков должен был Лавану за Рахиль, закончились. Теперь он желал возвратиться в Ханаан, свой дом. Он не только стремился покинуть Харран, где вкусил горечь бесчестия и испытал сердечную боль, но также желал возвратиться к родителям и в Землю Обетованную. Поэтому он попросил у своего тестя разрешения уехать. Лаван видел, что обогатился за то время, пока Иаков ухаживал за его стадами, и ответил: "Пожалуйста, останься". Просьба была эгоистическая, что видно из ответа Иакова: "Когда же я буду работать для своего дома?" Выгодно используя скотоводческие навыки Иакова, Лаван, по своей жадности, не желал делиться с Иаковом доходами. Но теперь ему грозила потеря столь ценного работника. И проявленная им щедрость вполне объяснима: "Что дать тебе, чтобы ты остался?" Кажется, ответ Иакова обескуражил Лавана. Чтобы понять ситуацию, следует знать, что в древности на Ближнем Востоке овцы обычно имели ровную белого цвета окраску, а козы - темно-коричневую или черную. Животные с крапинами и пятнами были редки, как и черные ягнята. Лаван с трудом мог поверить своим ушам, что все, о чем просил Иаков, - отдать ему редких, "бракованных" животных. И если Лаван найдет животных обычной окраски в стаде Иакова, то пусть считает, что они у него украдены. Можно понять, что делая такое предложение, Иаков полностью отдавал свое материальное благополучие в руки Божьи. Лаван, должно быть, счел предложение зятя глупым, но согласился немедленно, поскольку хотел быть первым. Следовало бы ожидать, что Лаван отклонит это предложение и выступит со встречным, более благоприятным для Иакова. Но вновь проявилась его жадность и подозрительность. Иаков предложил: "Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих". Но Лаван взял на себя эту работу, намекая, что не может доверить ее Иакову. А затем добавил к этой обиде оскорбление, поставив своих сыновей над стадами Иакова. Проявляя далее свою подозрительность, он установил расстояние между основным стадом (находившимся под опекой Иакова) и его выбракованными овцами. Это гарантировало, что, во-первых, между стадами не будет скрещивания, а во-вторых - доля Иакова останется небольшой. 37 И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них [Иаков] белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, 38 и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. 39 И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами. 40 И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана. 41 Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. 42 А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову. 43 И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота [и крупного скота], и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов. Иаков был возмущен враждебной и ничем не оправданной подозрительностью своего тестя. Постоянно подстрекаемый Лаваном, Иаков проявил здесь старую свою склонность к обману. Он поддался искушению взять все в свои собственные руки. Поскольку его тесть в очередной раз пытался корыстно использовать Иакова, он решил отплатить ему тем же. Чтобы стимулировать зачатие крапчатых животных скотом ровной окраски, Иаков нарезал прутья и очистил их полосами от коры до внутренней белой древесины. В период скрещивания он клал эти прутья в корыта для водопоя. Влияла ли такая уловка на беременных самок, рождалось ли именно из-за нее большее количество крапчатых животных, - дело не в этом. Научен ли такой метод, или это суеверие, - не столь важно. Важно то, что Иаков, "держащийся за пяту", внял нашептываниям своей греховной природы, убеждавшей его: "Ничего! Посчитайся с ним!" Это не голос нового человека в Иакове. Странные обстоятельства скрещивания не являются свидетельством новой жизни в вере. Иаков еще не был готов к окончанию школы наставлений Господних. Полагая, что основной замысел удался, Иаков несколько усовершенствовал его. Когда рождался пестрый малыш, он как можно скорее отделял его от матери, позволяя ему смешаться с остальным стадом для последующего скрещивания. Кроме того, он стал применять уловку с прутьями только для сильных животных. Путем такого отбора он вырастил для себя стадо сильных животных, а более слабых оставлял Лавану. В видении, дарованном Иакову в Вефиле много лет назад (28:15), Бог обещал благословить Иакова, однако Господь не нуждался в его плутовстве для осуществления Своего обещания. Бог позднее разъяснил Иакову, что благословил его не благодаря обману, но вопреки ему (31:10-12).
- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".
|