Среда, 04.12.2024, 09:46
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

029 - Глава 29.
14.01.2012, 04:37

Лаван обманывает Иакова

1 И встал Иаков и пошел в землю сынов востока [к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава]. 2 И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень. 3 Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя. 4 Иаков сказал им [пастухам]: братья мои! откуда вы? Они сказали: мы из Харрана. 5 Он сказал им: знаете ли вы Лавана, сына Нахорова? Они сказали: знаем. 6 Он еще сказал им: здравствует ли он? Они сказали: здравствует; и вот, Рахиль, дочь его, идет с овцами. 7 И сказал [Иаков]: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите. 8 Они сказали: не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец.

В Библии ничего не сообщается о долгом одиноком пути Иакова к дому его родственников. Если он путешествовал пешком, то путешествие, вероятно, отняло у него около месяца. Однако после случившегося в Вефиле сердце его пело. Бог Спаситель чудесным образом явился ему и обещал охранять его и заботиться о нем. Теперь его продолжительное путешествие в Харран близилось к концу. "Земля сынов востока" - это территория современной Сирии к северо-востоку от Дамаска. Харран всегда был особым местом для Иакова. Там находился родной дом Ревекки, в котором она провела свое детство. Это был город, в котором жили его прадед Фарра и дед Авраам. А теперь Харран приобретал важность для Иакова по другой причине. Тем же путем, каким Бог однажды направил Авраамова слугу на поиски жены для Исаака (Быт.24), Бог теперь вел Иакова к его родственникам. И даже более того, Он привел Иакова к колодцу, где тот встретил красивую молодую женщину, которой предстояло стать его женой.

Хотя солнце еще находилось высоко в небе, несколько пастухов привели свои стада к колодцу, закрытому большим камнем, довольно тяжелым для проходящих мимо путников. Очевидно, согласно общей договоренности, прежде чем открыть колодец, пастухи Харрана ожидали, когда соберутся все стада. Когда Иаков поинтересовался о Лаване, ему ответили: "Вот, Рахиль, дочь его, идет с овцами".

9 Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль [дочь Лавана] с мелким скотом отца своего, потому что она пасла [мелкий скот отца своего]. 10 Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей. 11 И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал. 12 И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее и что он сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему [все сие]. 13 Лаван, услышав о Иакове, сыне сестры своей, выбежал ему навстречу, обнял его и поцеловал его, и ввел его в дом свой; и он рассказал Лавану все сие. 14 Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него Иаков целый месяц.

Взглянув на Рахиль, Иаков понял, что скорая удача в осуществлении его планов не случайна. Он вспомнил, как поколением ранее у колодца в Харране Бог даровал удачу Авраамову слуге, имевшему похожую цель. Он сам, один, отодвинул закрывавший колодец камень и набрал воды для скота Рахили. Узнав, кем был добрый незнакомец, она побежала домой, чтобы рассказать родителям. Отец ее Лаван поспешил к колодцу, чтобы встретить племянника и пригласить его в дом. И там "он рассказал Лавану все сие", - причину, по которой он прибыл в Харран и свою радость от встречи с красавицей двоюродной сестрой.

15 И Лаван сказал Иакову: неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что заплатить тебе? 16 У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль. 17 Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем. 18 Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою. 19 Лаван сказал [ему]: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня. 20 И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. 21 И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней.

До этого времени путешествие Иакова в Харран было на удивление спокойным. Бог привел его без задержек к месту назначения и подготовил радушный прием в доме дяди. Однако вскоре все переменится. Наступает пора нового учебного года в Божией школе наставления Иакова.

Иаков пробыл в Харране только месяц, но для Лавана этого было достаточно, чтобы оценить, какой умелый пастух и хороший работник находится рядом с ним. Когда Лаван предложил Иакову работу, казалось, что он печется об интересах Иакова. "Неужели ты даром будешь служить мне... скажи мне, что заплатить тебе?" Куда уж честнее?!

Однако во всех своих делах с Иаковом Лаван проявил не только присущую ему жадность, но и склонность корыстно эксплуатировать другого человека. Он заметил, что сердце Иакова стремится к красавице кузине, встреченной им у колодца, и в хитрости своей задался вопросом: "Нельзя ли использовать любовь к ней Иакова ради собственной выгоды?" Когда Лаван вынудил Иакова назвать цену, он понял, что Иаков не будет торговаться. Он прибыл в Харран, чтобы найти себе жену, и нашел ее - дочь Лавана. Лаван знал также, что хотя Иаков - сын очень богатого отца, у него все же нет денег, чтобы предложить будущему тестю плату за невесту (см. комментарий к Быт. 24:53), и потому ему придется их зарабатывать. Во время этих переговоров об оплате Иаков оказался в невыгодном для себя положении.

Здесь Моисей сообщает сведения, которые необходимы читателю для понимания дальнейшего. Мы знакомимся с Лией - старшей, менее привлекательной сестрой Рахили. В той культуре яркие большие глаза считались у женщины признаком красоты, и Лия, "слабая глазами", имела изъян, особенно по сравнению со своей сестрой, - молодой, прекрасной лицом и телом.

Ответ Иакова на предложение Лавана: "Скажи мне, что заплатить тебе?" - поражает необыкновенной щедростью. В обмен на честь вступить в брак с Рахилью он предлагает отработать у Лавана семь лет в качестве платы за невесту. Лаван знал, что Иаков не предложит слишком мало. Это могло быть истолковано как: "Я не могу предложить больше"; "Она значит для меня не больше этого". Иаков также хотел быть уверен, что Лаван не откажет ему. Согласясь на предложенную плату за невесту, Лаван в течение следующих семи лет с выгодой для себя пользовался скотоводческим искусством Иакова.

22 Лаван созвал всех людей того места и сделал пир. 23 Вечером же взял [Лаван] дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней [Иаков]. 24 И дал Лаван служанку свою Зелфу в служанки дочери своей Лии. 25 Утром же оказалось, что это Лия. И [Иаков] сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня? 26 Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; 27 окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других. 28 Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену. 29 И дал Лаван служанку свою Валлу в служанки дочери своей Рахили. 30 [Иаков] вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других.

Лаван, будучи жадным человеком, хотел заставить нового зятя еще семь лет трудиться бесплатно, он изобрел по скупости своей еще один способ его заполучить. Иаков, "держащийся за пяту", всегда умудрявшийся честным путем или обманом быть впереди других, встретил в Лаване подобного себе.

Лаван вероломно устроил так, что в ночь, когда Иаков должен был получить в жены Рахиль, он получил вместо нее Лию. Возникает неизбежный вопрос: как мог Иаков, столь разумный человек, допустить подобное? Обычно предлагается такой ответ: Лия участвовала в обмане, она была под покрывалом, и в благоуханной свадебной ночи говорила тихо, чтобы голос ее не узнали. Кроме того, Иаков был застигнут врасплох, у него не было никакого повода для подозрений.

Однако ответ на этот вопрос лежит гораздо глубже. Бог позволил, чтобы такое несчастье вошло в жизнь Иакова. Бог был недоволен Иаковом, который, стремясь обеспечить себе право первородства, обманул собственного отца. Бог увидел такие изъяны в характере Иакова, как способность идти на сделку со своей совестью ради личной выгоды, упование на собственный разум, стремление перехитрить и обставить соперника. Любящий Отец также знал, что эти духовные несовершенства Иакова могут лишь помешать осуществлению великих замыслов, которые Он имел относительно этого человека.

Поэтому Бог помог Иакову разочароваться в собственном разуме. В течение последующих семи лет у Иакова было вдоволь времени для раздумий: "Да, действительно умен, весьма умен, - женился на нежеланной женщине!" За семь лет представилось также множество случаев поразмыслить над ироничностью этой ситуации. Лия по указанию Лавана обманула его так же, как он по наущению Ревекки обманул своего отца.

Как часть замысла обучения Иакова Бог включил наставление его в том, что Богу отвратительны ложь и упование на собственные силы. Это не значит, что Он припоминал Иакову его грех. Мы, верующие, знаем, что наш грех прощен, и это прощение Божье совершенно. Христос заменил нас, тем самым приняв на Себя Божье наказание, и мы знаем, что в мире с Богом. Иаков тоже знал об этом. Но последствия совершенного нами греха преследуют нас, служа необходимым напоминанием, что уступка греховной природе может только отвратить Божью благодать. Бог взыскивает с нас, тем самым также напоминая, что мы нуждаемся в помощи Бога, обещанной нам для подавления греховной природы, противящейся Его благой воле относительно нас.

Следующим утром в ответ на отчаянное восклицание Иакова: "Что это сделал ты со мною?" - Лаван дал наполовину правдивое объяснение, к которому был примешан еще один обман. Если не принято было в Харране отдавать младшую дочь вперед старшей, почему Лаван не сказал об этом Иакову, когда тот впервые попросил выдать за него Рахиль?

Мы удивляемся терпению Иакова. Не результат ли это Божьего наставления? Лютер заметил: "Я бы с этим не примирился. Я отвел бы Лавана в суд и потребовал отдать мне невесту, ради которой трудился по договору". Вероятно помня, как обманывал ради собственной корысти брата и престарелого отца, Иаков смиренно снес ужасное разочарование, которому Господь позволил войти в его жизнь. Он не стал унижать Лию требованием расторжения брака. Вместо этого, как предложил Лаван, он провел брачную неделю с Лией, а затем женился на Рахили. Всю оставшуюся жизнь ему пришлось жить в разделенной семье, будучи мужем двух жен, одну из которых он любил более другой.

31 Господь [Бог] узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна. 32 Лия зачала и родила [Иакову] сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие [и дал мне сына], ибо теперь будет любить меня муж мой. 33 И зачала [Лия] опять и родила [Иакову второго] сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон. 34 И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий. 35 И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать.

Господь вознаградил Лию за ту трудную роль, которую ей пришлось играть как менее любимой жене, даровав ей сына, названного ею Рувимом. Это имя составлено из двух древнееврейских корней: "Смотрите, сын!" Теперь линия мужа была продолжена, по крайней мере, еще на одно поколение. Лия пояснила, что по-древнееврейски это имя означает: "Он призрел на мое бедствие".

Господь продолжал благословлять Лию, и она родила еще детей. Их имена свидетельствуют о непрекращающейся сердечной боли Лии по поводу того, что ей приходится довольствоваться вторым местом в сердце мужа. Второго сына она назвала Симеон (Shimheon - Тот, Кто слышит"), потому что "Господь услышал, что я нелюбима". Имя третьего сына - Левий (Levi - прилепился"), выражало ее надежду на то, что их брак станет подлинным союзом двух сердец, - надежду, которая так и не осуществилась. Родив четвертого сына, она назвала его Иуда ("хвала"), и Лия не просто выразила надежду, но решительно заявила: "Я восхвалю Господа!"

Четвертый сын Лии важен по двум причинам. От него произошло наименование народа иудейского. И, что более важно, именно через четвертого сына Лия, менее любимая жена, стала прародительницей царя Давида и Иисуса Христа. Господь даже низкий обман Лии обратил во благо, введя ее в родословную Христа.

"О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим.11:33)

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 1828 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "якореобразный".
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест монограммный "доконстантиновский".
Крест Т-образный "антониевский".
Крест "буквенный".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz