Авраам покоен и тверд в вере, удаляя перед смертью других своих сыновей от Исаака1 И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. 2 Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. 3 Иокшан родил Шеву, [Фемана] и Дедана. Сыны Дедана были: [Рагуил, Навдеил,] Ашурим, Летушим и Леюмим. 4 Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры. Здесь заканчивается "Родословие Фарры", а также описание жизни Авраама на страницах Библии. Моисей сообщает о втором браке Авраама, который после смерти Сарры прожил еще 38 лет. Лютер полагал, что Авраам ("отец многих народов") подумал, что его двух сыновей Измаила и Исаака едва ли достаточно, чтобы от них произошли "многие народы". Согласно Лютеру, "Авраам считал, что ему следует родить больше детей, чтобы выполнить обещание Божье (17:4), и поэтому, веруя, он решил вступить в повторный брак". Несмотря на то, что отношения Авраама с Хеттурой описываются в 25:1 как брачные, она в 25:6 названа "наложницей", - вероятно потому, что богодухновенный автор не осмелился поставить Хеттуру рядом с Саррой, матерью обещанного потомства. Хотя родословие потомков Авраама от Хеттуры невелико, оно свидетельствует, что от Авраама произошел ряд народов. Перечисленные здесь потомки - родоначальники арабских племен, покинувших южную Палестину и мигрировавших на восток и юго-восток. Из шести сыновей Хеттуры только Мадиан впоследствии упоминается в ветхозаветной истории, причем всегда в связи с проявлением враждебности к народу Завета. К несчастью, тот факт, что эти народы произошли от Авраама, не передавал им автоматически веру Авраама. Иоанн Креститель призывал религиозных вождей своего времени: "Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам" (Лук.3:8). Каждому последующему поколению людей Божьих Слово Божье и Его обещание следует принимать верой, иначе эти благословения будут утеряны из-за неверия. 5 И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему], 6 а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную. 7 Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; 8 и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему. 9 И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, 10 на поле [и в пещере], которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. 11 По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои. Ранее Авраам на горьком опыте убедился, что его сын Измаил презрел особое положение Исаака в семье. Чтобы иметь уверенность, что после его смерти не случится недоразумений, Авраам одарил каждого из сыновей наложниц и отослал их прочь. Тем самым он прояснил две вещи. Первое, - он освобождал их, наделяя достаточным количеством денег, чтобы обеспечить достойное начало в жизни. Согласно дошедшим до нас нескольким древним юридическим кодексам Месопотамии, сыновья наложниц обыкновенно считались рабами и не получали наследства. И второе, что наиболее важно, - Авраам дал понять, что Исаак, и только Исаак, - носитель Завета, глава рода, связь между Авраамом и Спасителем. "Родословие Фарры" заканчивается поминовением Авраама. Его жизнь была на тридцать лет короче жизни его отца Фарры, но ее завершение описывается как "старость добрая". Согласно 25:26, Авраам дожил до времени, когда повзрослели его внуки, близнецы Исав и Иаков. Он увидел, как исполнились его чаяния и надежды. Интересно отметить, что хотя Авраам, одарив, отослал из дома сыновей наложниц, все же в его похоронах Измаил принял участие вместе с Исааком. Поскольку Бог особо почтил Измаила (17:20), он занимал более высокое положение, чем сыновья Хеттуры. Мы также рады отметить, что хотя между Исааком и Измаилом существовало разделение, вражды между ними не было. Согласно пожеланию Авраама и ради окончательного подтверждения его веры в то, что Бог исполнит Свое обещание отдать Ханаан Своему народу, Авраам был похоронен в пещере Махпела. Книга Бытие прослеживает раннюю историю спасительных деяний Божьих, которую Моисей делит на десять родословий. Первые пять описывают спасительные дела Божьи в "первозданном мире", от сотворения до Потопа. Другие пять повествуют о спасительных делах Божьих среди патриархов. Шестое по счету "Родословие Фарры" описывает, как Бог избрал Авраама, сына Фарры, призвав его стать носителем обещания Завета. Следующие два родословия названы по именам Авраамовых сыновей и продолжают описание Божьих спасительных деяний. В тех случаях, где прослеживаются две ветви, Моисей обычно начинает с той семейной ветви, которая менее важна в осуществлении Божьего обещания, а затем уделяет больше внимания главному родословию. "Родословие Измаила" очень коротко. Оно в основном состоит из незнакомых нам имен. Поскольку Измаил и его потомки стоят вне линии Мессии, они не играют центральной роли в истории древнего народа Божьего. Тем не менее, Измаил был сыном Авраама, которому Бог даровал милостивое обещание. 12 Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; 13 и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, 14 Мишма, Дума, Масса, 15 Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма. 16 Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. Это двенадцать князей племен их. 17 Лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и приложился к народу своему. 18 Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии. Они поселились пред лицем всех братьев своих. Бог очень ясно дал понять, что благословение Завета обещано Исааку и его потомкам. Когда Авраам выразил надежду, что его старший сын Измаил не будет забыт и обделен Божьим благословением, Бог пообещал, что Измаил также получит благословение. Ради Авраама Бог обещал умножить род Измаила, так что он превратится в великий народ. "Двенадцать князей родятся от него (Измаила)", - пообещал Бог (17:20). "Родословие Измаила" коротко, но достаточно для свидетельства, что Бог сдержал Свое обещание. Перечислены имена двенадцати князей племен по линии Измаила, предки многих арабских народов. Божьи обещания выполняются, - даже те, которые даны людям вне мессианской линии. Потомки Измаила поселились на территории Синайского полуострова. Бог предупредил Агарь по поводу ее сына: "Жить будет он пред лицем всех братьев своих (т.е. во вражде с ними)" (16:12). История арабских потомков Измаила свидетельствует об истинности этого пророчества. Описав побочную линию Измаила, Моисей возвращается к главной линии. Восьмое родословие - это родословие Исаака, с которого начинается новый этап в истории Божьей спасительной деятельности среди патриархов. Рождение близнецов Исава и Иакова19 Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. 20 Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина. 21 И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. 22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. 23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. 24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. 25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. 26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки]. В описании семейной жизни Исаака и Ревекки слышны печальные нотки, присущие браку Авраама и Сарры поколением ранее. В течение двадцати лет Бог не благословлял их детьми. Исаака воспитывали благочестивые отец и мать, от них он узнал, что человеческая жизнь создается не родителями, но Богом. Он передает дар жизни новым поколениям через отцов и матерей, но дар этот либо исходит от Него, либо Им удерживается. На протяжении двадцати лет этого бездетного брака Исаака беспокоило не только естественное желание иметь детей, но и осознание того, что в своем поколении он и Ревекка являются единственной связью с обещанным Мессией. Потому Исаак молил Господа, Бога Завета, избавить Ревекку от бесплодия. Господь услышал его молитву, и Ревекка забеременела. Забеременев, она удивлялась чуду, свершившемуся внутри нее. Но в то же время Ревекка была обеспокоена чем-то, как ей казалось, ненормальным в своем состоянии. Казалось, что внутри нее происходит борьба и толкотня (употребленный здесь древнееврейский глагол означает "сокрушать", "притеснять"). Что же происходило, и почему? Подобно своему мужу, Ревекка знала, у Кого следует спрашивать, и Господь дал ей удивительный ответ. Прежде всего она узнала, что должна родить близнецов, каждый из которых станет прародителем народа. Она узнала далее, что будет противостояние, продолжительное соперничество между ними, а также между их потомками, и что один одолеет другого. И наконец, Ревекка узнала, что, вопреки обычному порядку вещей, "больший будет служить меньшему (старший младшему)". В обществе того времени обычно первенец получал преимущества в семье. Именно первенец после смерти отца становился главой рода и получал двойную долю наследства. Ревекка узнала, что в случае с ее сыновьями-близнецами Бог собирается нарушить этот обычный порядок. Младший из сыновей станет сильнее, ему суждено господствовать. В последующие столетия его потомки будут постоянно одерживать верх над потомками старшего сына. Младший из близнецов также станет продолжателем линии Мессии. Святой Павел упоминает об этом в своем Послании к Римлянам, желая доказать на примере, что избрание Божье - это избрание по благодати. "Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей (Ревекке): больший будет в порабощении у меньшего" (Рим. 9:11-12). Дело в том, что некогда, предвечно, Бог избрал нас, Своих возлюбленных детей, прежде чем мы совершили что-либо хорошее или худое, прежде чем мы еще даже родились или обрели веру, - и произошло это исключительно по милости Божьей. Когда дети родились, в каждом из них присутствовало нечто необычное. Первый был полностью покрыт рыжими волосами. Потому он получил имя Исав, которое, по всей видимости, значит "волосатый", он был также назван Едом, что переводится как "красный". Младший из близнецов появился на свет вперед руками, держась за пяту Исава. Его имя ("держащийся за пяту") сохранило навсегда воспоминание об этом. Кому-то из присутствовавших при рождении могло даже показаться, что он хочет удержать своего брата, стремясь сам стать первенцем. Имя, которое родители выбрали для него, возможно, имело вполне невинный смысл, но по мере развертывания жизненной истории Иакова оно стало пониматься как "ставящий подножку другому". Мы знаем, что по крайней мере один раз старший сын истолковал имя Иакова таким образом (27:36). 27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. 28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. По мере взросления близнецов начало проявляться разительное отличие в темпераментах. Исав чувствовал себя как дома на обширных просторах, ему нравились переживания, связанные с охотой. Отец Исаак ощущал привязанность к Исаву, - вероятно он находил в старшем сыне черты, которые отсутствовали в его характере. Иаков, в свою очередь, был "человеком кротким". Увлекательная и порой опасная жизнь охотника была не для него. Он предпочитал не столь интересную, но более спокойную жизнь пастуха, как у отца и деда. Мать Ревекка совершенно естественно испытывала большую близость к тихому сыну, который проводил больше времени в шатре или где-то поблизости. Мы полагаем, что она поделилась с ним обещанием, которое Господь дал до рождения близнецов. К несчастью, каждый из родителей имел своего любимца. Этот факт послужил почвой для возникших далее проблем - столь серьезных, как попытка изменить объявленную волю Божью о благословении Иакова, которому суждено было продолжить линию Мессии. Исав продает первородство29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. 30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. 31 Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство. 32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? 33 Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову. 34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство. Ранее мы узнали, что Иаков был вовсе не против, что его брат скитается по полям, в то время как сам он оставался ближе к дому. Здесь мы видим его, когда он варит суп из чечевицы. Вполне возможно, что они с братом говорили о правах первородства, и Иаков понял, что Исав ценит их невысоко. Хотя Бог обещал их младшему, Исав считал их своими по закону, - очевидно, так же считал и его отец Исаак (см. 27:29). Иаков же был уверен, что эти права должны принадлежать ему, и искал возможность заполучить их. Такая возможность представилась, когда Исав однажды вернулся с охоты голодный и усталый. Он почуял запах, увидел, что готовит Иаков, и попросил поесть. В буквальном переводе его просьба звучала примерно так: "Дай-ка мне хлебнуть этого красного варева!" После запретного плода, горшок чечевичной похлебки, очевидно, оказался самой дорогостоящей едой. Чтобы заполучить ее, Исав продал свое первородство. Его отношение было таким: "Рано или поздно, в любом случае, я умру, поскольку охота - опасное занятие, и что полезного принесет мне обещание, данное моему деду?" Он не придавал никакого значения драгоценным обещаниям, данным Богом Аврааму и Исааку - обещаниям относительно избранного народа, который в свое время овладеет Ханааном, и о линии Мессии, из которой произойдет Спаситель мира. К сожалению, Исав передал такое отношение своим потомкам, известным как идумеи. Позднее они стали злейшими врагами израильтян, и Богу пришлось осудить их. Позиция Исава присуща также и людям наших дней, тратящих множество сил и времени на удовлетворение преходящих нужд - приготовление пищи, обустройство жилья, настройку телевизора перед любимой вечерней программой. В результате люди устраивают себе роскошную, но в то же время ужасающе нищенскую жизнь. То, что мы видим здесь в Иакове, нас не восхищает. Когда брат твой голоден и просит у тебя еды, не отвечай: "Я продам тебе еду". Трудно также оправдать слабость веры Иакова в способность Бога исполнить обещание, данное Им до рождения Иакова. Вместо того чтобы дожидаться, когда Бог в должное время изменит обычай, согласно которому право наследования принадлежало старшему сыну, Иаков потерял терпение и решил помочь Богу в выполнении Его обещания. Но одной чертой Иакова мы все же восхищаемся - он понимал важность духовных ценностей. Он знал, что достойно обладания, и постарался обрести себе это. Хотя Исав согласился продать ему первородство за похлебку, Иаков понимал, что он мог легко переменить свое решение, насытясь или поразмыслив на следующее утро. И потому Иаков попросил Исава, когда тот передавал привилегии первенца Иакову, поклясться, призвав Бога в свидетели. "Держите перед собой всегда эти два портрета, - написал однажды Мартин Лютер, - потому что каждый из нас либо Исав, либо Иаков". Исав на страницах Писания предстает как обильно благословенный человек, пренебрегший Божьими благословениями и утративший их. "Наблюдайте, - предупреждает Писание, - чтобы кто не лишился благодати Божьей; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами" (Евр. 12:15-17).
- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".
|