Авраам проявляет твердость веры, когда хоронит Сарру1 Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной; 2 и умерла Сарра в Кириаф-Арбе, [который на долине,] что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее. Предыдущая глава Книги Бытие показывает, как Авраам выразил свою веру в крайне необычных и сложных обстоятельствах. Но в естественных, повседневных жизненных ситуациях вера может проявляться точно так же, как и в чрезвычайных. В этой главе мы видим, как Авраам явил доказательство своей веры в ситуации критической, но естественной. Сарра - единственная женщина, чей возраст в момент смерти указан на страницах Писания. Если Авраам назван отцом верующих, то она является матерью верующих. По призыву Божьему она также оставила спокойное существование в Уре Халдейском, чтобы провести вторую половину своей жизни как кочевница, живя в шатре на юге негостеприимного Ханаана. Ее замужество, которое, вероятно, продолжалось столетие, было отмечено особым Божьим благословением. Она преданно следовала за мужем, когда Бог поднимал его с одной ступени веры на другую. Сарра, свободная женщина, образ Церкви Нового Завета, чьи дети - дети обещания, возрожденные силою Духа (Гал. 4:24-31). Позволив Сарре дождаться, когда ее сын вырастет и станет мужчиной 37-ми лет, Бог призвал ее к Себе. Авраам не только проливал горькие слезы по поводу смерти своей возлюбленной, но также, согласно обычаям того времени, вслух выражал свое горе. 3 И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: 4 я у вас пришлец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих. Здесь Авраам столкнулся с трудностью. По причинам, которые прояснятся позднее, ему хотелось, чтобы Сарра была похоронена в земле Ханаанской. Но он был пришельцем, чужаком в этой стране. Поэтому он вышел к городским воротам Хеврона, куда переехал после того как покинул Вирсавию, и обратился к отцам города. Между прочим, это были сыны Хеттовы, из народа хананейского, происходившие из мест, где находится современная Турция, откуда они переместились на юг. Речь Авраама свидетельствует об осознании им того, что он просит о милости, о праве на владение землей в стране, где он чужой. 5 Сыны Хета отвечали Аврааму и сказали ему: 6 послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения [на нем] умершей твоей. 7 Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым; 8 и говорил им [Авраам] и сказал: если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, 9 чтобы он отдал мне пещеру Махпелу, которая у него на конце поля его, чтобы за довольную цену отдал ее мне посреди вас, в собственность для погребения. Управители Хеврона отнеслись к просьбе Авраама более благосклонно, чем можно было от них ожидать. Они признали, что Авраам обладает высоким достоинством и имеет особое благословение Божье. Ему не пристало покупать место для захоронения, он может выбрать любую гробницу, и владелец ее не откажет ему. Однако Авраам не просто искал место для своей умершей возлюбленной. Он был отцом Божьего ветхозаветного народа, который однажды заселит эту землю и будет владеть ею. Ханаан - земля, которой предстояло владеть детям его детей. Поэтому он желал, чтобы останки Сарры, а также и его собственные, покоились в Земле Обетованной как молчаливое свидетельство их веры в Божье обещание: "Потомству твоему отдам Я землю сию" (Быт.12:7). И еще до того, как его потомки войдут в Ханаан, в течение четырех столетий, пока они будут жить пришельцами в Египте, смиренная настойчивость их предка относительно захоронения в Земле Обетованной будет поддерживать их уверенность в том, что Ханаан - их будущий дом. Авраам был признателен сынам Хеттовым за их почтительное отношение и щедрое предложение, он поспешил далее изложить свою просьбу: "Если вы согласны, чтобы я похоронил умершую, то попросите за меня Ефрона отдать мне пещеру, которая на конце поля его, и я заплачу ему полную цену серебром". Он попросил городских должностных лиц выступить от своего имени, вместо того чтобы лично вести переговоры с владельцем. Выбранный им участок был пещерой, непригодной для земледелия или пастбища. И он ясно дал понять, что не согласен на подарок. 10 Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых; и отвечал Ефрон Хеттеянин Аврааму вслух сынов Хета, всех входящих во врата города его, и сказал: 11 нет, господин мой, послушай меня: я даю тебе поле и пещеру, которая на нем, даю тебе, пред очами сынов народа моего дарю тебе ее, похорони умершую твою. 12 Авраам поклонился пред народом земли той 13 и говорил Ефрону вслух [всего] народа земли той и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою. 14 Ефрон отвечал Аврааму и сказал ему: 15 господин мой! послушай меня: земля стоит четыреста сиклей серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою. Ефрон, землевладелец, находившийся среди собравшихся, ответил Аврааму. Его слова ясно свидетельствуют, что он не особенно был заинтересован в том, чтобы отдать свою собственность просто так, не получив за нее ничего, хотя он и повторил разрешение похоронить Сарру на своей земле, но тут же понял, что Авраам хотел не того. Его согласие выглядит лишь как вежливое выражение готовности начать с Авраамом переговоры о продаже. Еще кое-что замечаем мы в ответе Ефрона. Авраам попросил о возможности купить пещеру на краю поля. Ефрон выдвинул встречное предложение - все поле вместе с пещерой - то, о чем Авраам вовсе не просил. Согласно тому, что нам известно о хеттских законах, владелец всего поля мог принять вместе с ним и определенные обязанности - возможно, это была царская служба. Очевидно, Ефрон хотел переложить это бремя на кого-нибудь и в просьбе Авраама пытался найти такую возможность. Начиная торг, Ефрон определил стоимость земли в четыреста сиклей серебра. По сравнению с ценами на земли, обнаруженными в древневавилонских записях, названная сумма кажется непомерной. Думается, Ефрон ожидал от Авраама встречного предложения, после которого мог начаться серьезный торг. 16 Авраам выслушал Ефрона; и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов. 17 И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, 18 владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его. 19 После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. 20 Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения. Ефрон, вероятно, удивился, когда Авраам, опытный торговец, принял его первоначальное предложение. Городские должностные лица выступили в качестве свидетелей, при которых Авраам заплатил Ефрону назначенную им полную цену. Поскольку чеканные монеты появились в обращении лишь спустя 10 или 12 веков, скорее всего Авраам отвесил цену покупки серебряными слитками. Сделку должным образом оформили, и поле у Махпелы с пещерой и всеми растущими на нем деревьями стало владением Авраама. Авраам похоронил Сарру в пещере при Махпеле, а через 38 лет его сыновья положили его рядом с Саррой. Дальнейшие главы Книги Бытие сообщают, что пещера стала также последним земным прибежищем для Исаака и Ревекки, Иакова и Лии. Один писатель заметил: "Нет места в Святой Земле, содержащего больше драгоценного праха, чем это". Авраам, "отец верующих", был человеком, жившим верой в Божьи обещания. Он не дожил до исполнения большинства из них. Он не увидел, как его потомки размножились, став могущественным народом, как они овладели Землей Обетованной. И конечно же, он не дожил до величайшего из своих Потомков, чьей безгрешной жизнью и невинной смертью благословился весь род человеческий. Но в этой главе подчеркивается, что Авраам верил в Божьи обещания, даже не будучи свидетелем их исполнения. И хотя Авраам мог бы вернуться к своим родственникам в Харран и похоронить Сарру в семейном склепе, он поступил иначе, тем самым заявив: "Харран больше не мой дом. Будущее моей семьи - в Ханаане, ибо так сказал Бог. Здесь исполнится великий замысел Божий, и здесь я намерен остаться". Подобным же образом наша вера в Божьи обещания, дарованные в Иисусе Христе, преображает обычную повседневную жизнь, открывая нам возможность свидетельствовать о живущей в нас вере.
- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".
|