Великое Божье испытание веры Авраама1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. 2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Трудно было Аврааму изгнать Измаила, но теперь он оказался перед еще более суровым испытанием своей веры. Бог не нуждался в этом испытании (Он заранее знал, что Авраам богобоязненный человек), - оно производилось ради Авраама, ради его духовного блага. Любовь Авраама к Исааку, какой бы разумной и благой она ни была, могла со временем вытеснить его любовь к Богу. Иисус сказал однажды: "Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Матф. 10:37). Согласно Божьей точке зрения, Авраам нуждался в возможности осознанно поставить для себя Бога превыше всего. Это испытание стало наивысшим наставлением Авраама в вере. Особая жертва, которую Бог повелел принести Аврааму - "жертва всесожжения", - кровавая ветхозаветная жертва, выражавшая абсолютную преданность человека Богу. Важно помнить, что об испытании известно лишь читателю. Авраам узнал об этом в конце. Бог не сказал ему: "Авраам, не переживай о последствиях. Это только испытание". Бог обещал Аврааму, что через Исаака продолжится линия Мессии, а теперь Он велел ему убить Исаака. И эта дилемма не решается таким образом: "Бог совершил чудо, даровав Аврааму и Сарре сына. Он может повторить это чудо и даровать им другого сына". Слова Божьи слишком однозначны: "Завет Мой поставлю с Исааком" (17:21). Лютер точно описал затруднительное положение, в котором оказался Авраам, следующими словами: "Человеческому разуму должно было показаться, что либо Божье обещание не сбудется, либо это повеление от дьявола, а не от Бога". Авраам, вероятно, полагал, что Божьим повелением уничтожается Божье обещание. И еще более усложняло положение Авраама то, что Божье повеление, казалось, не только игнорировало любовь отца к сыну, но также вовсе лишало его надежды на спасение. Если Исаак - звено, связующее Авраама с единственным Спасителем, как может он прервать эту связь и убить надежду на оправдание Божье? И как он вообще может уповать на вечную жизнь с Богом? 3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. 4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. 5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. Очевидно, после бессонной ночи Авраам поднялся рано, может быть, чтобы не обсуждать с Саррой предстоящее страшное дело. Наколов дров для всесожжения, он вместе с двумя слугами и Исааком отправился в землю Мориа. Нас поражает его незамедлительное и полное послушание. Бог не услышал от Авраама никаких возражений, доводов и даже вопросов - исключительное послушание. Если "земля Мориа" является тем же местом, что и гора, на которой Соломон позднее выстроил храм (2 Паралип. 3:1), то Аврааму предстоял путь в 80 км. Бог не желал, чтобы послушание Авраама было основано на скоротечном энтузиазме. Три дня пути дали Аврааму много времени для раздумий. И можно не сомневаться, что дьявол предложил ему с десяток логических доводов, почему он не должен лишать жизни своего сына. Когда они достигли места, Авраам приказал слугам остаться, а сам с Исааком отправился вперед. Слуги не должны были присутствовать при жертвоприношении, поскольку не поняли бы его смысла. Слова, сказанные слугам, существенны по двум причинам. "Я и сын пойдем туда и поклонимся..." Авраам верно описал то, что предстояло далее, как поклонение Богу. Своим поступком Он провозглашал: "Господь, Тебе принадлежит мое сердце". "...и возвратимся к вам" - древнееврейское слово, переведенное как "возвратимся", является глагольной формой, эмоционально выражающей решимость говорящего. Оно намекает на ответ, полученный Авраамом на мучивший его страшный вопрос: "Как может милосердный Бог пресечь линию Мессии?" И вера Авраама ответила: "Если я повинуюсь Божьему повелению убить Исаака, то Бог просто воскресит его из пепла, и мы вдвоем спустимся вниз с этой горы". 6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. 7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? 8 Авраам сказал: Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. Авраам, направляясь с сыном к месту жертвоприношения, молчал. Молчание прервал Исаак: "Где же агнец для всесожжения?" Вопрос, очевидно, был для Авраама как удар ножа. В его ответе проявилась и любовь, оберегающая Исаака от жестоких подробностей, и вера, возлагающая заботу о последствиях на Бога. 9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. 10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. 11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. 12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. 13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего. 14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. Описание жертвоприношения изобилует подробностями. Чтобы быть послушным повелению Божьему, Аврааму пришлось пренебречь всем, что подсказывали ему сердце и рассудок, сосредоточившись полностью на Божьем обещании: "Завет Мой поставлю с Исааком" (17:21). Послание к Евреям помогает нам понять поведение Авраама: "Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано 'в Исааке наречется тебе семя'; ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование" (Евр. 11:17-19). Если и существовало противоречие между повелением Божьим и его обещанием, разрешение этого противоречия было делом Божьим. Аврааму же следовало первым поставить Бога, и он взялся за нож. Бог знал, что в сердце Авраама необходимая жертва уже принесена. Он отказался от своей воли, своего разума, и своего сына - ради повиновения своему Господу. Бог намеренно позволил ситуации развиться до этой точки, чтобы наглядно показать, что Авраам принес внутреннюю духовную жертву и затем, дважды настойчиво призвав его: "Авраам! Авраам!" - уберег от убийства сына. Бог достиг успеха в духовном наставлении Авраама, и Ангел с небес возвестил об этом. "Ангел Господень" воззвал к Аврааму. Кто же здесь говорит? То, что он сказал: "Не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня", указывает, что этот Ангел Господень - Сам Сын Божий. Он появился здесь еще раз до того, как обрел человеческую плоть и кровь в утробе Девы. "Теперь Я знаю, что боишься ты Бога", - сказал Ангел Аврааму. Повсюду в Писании страх Божий - это глубокое благоговение в присутствии великого Бога. Это сильнейший страх совершить нечто неугодное Богу, а также безоговорочное уважение, как у ребенка. Неверующий имеет только первое. Поведение Авраама на горе Мориа показало, что в его сердце присутствовало и то, и другое. Избрав барана в жертву вместо Исаака, Бог здесь явил принцип, который все более и более применим по мере развития истории Ветхого Завета. Это принцип замещения. При сотворении мира, Бог явил Свое всемогущество. При искуплении мира Он совершил это, найдя по благодати Своей Заместителя - Того, Кто принял наказание вместо грешника. Сойдя со своим сыном с горы, Авраам, очевидно, вспомнил, что сказал Исааку, когда они взбирались на гору. "Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой". Теперь Авраам на деле убедился, что Бог Спаситель действительно усмотрел, и в память об этом он дал горе имя "Иегова-ире" ("Господь усмотрит"). 15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба 16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] 17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; 18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. 19 И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии. Ангел еще раз заговорил с Авраамом. Он вознаградил Авраамову веру, повторив и расширив обещание о Спасителе. Потомки Авраама, многочисленные, как песок на берегу морском, овладеют городами своих врагов - это касалось завоевания израильтянами Ханаана. Бог также подтвердил Свое обещание клятвой. Он поклялся Собой, поскольку более высокой власти не существует. Когда Авраам покинул гору Мориа, его вера в Божье обещание стала глубже, а любовь к сыну - чище. Бог позволяет Аврааму, веруя, провести остаток жизни в покое и довольстве20 После сих происшествий Аврааму возвестили, сказав: вот, и Милка родила Нахору, брату твоему, сынов: 21 Уца, первенца его, Вуза, брата сему, Кемуила, отца Арамова, 22 Кеседа, Хазо, Пилдаша, Идлафа и Вафуила; 23 от Вафуила родилась Ревекка. Восьмерых сих [сынов] родила Милка Нахору, брату Авраамову; 24 и наложница его, именем Реума, также родила Теваха, Гахама, Тахаша и Мааху. Божьи замыслы относительно Авраама уже осуществлены. Бог призвал этого человека, разлучив его с родной землей, сородичами и домом отца. Бог даровал ему обещание, которое с человеческой точки зрения было невероятным, но Он научил Авраама совершенной вере в это обещание. И затем Бог позволил Аврааму дожить до выполнения этого обещания. Что же еще мог иметь в этой жизни Авраам? Заключительная часть "Родословия Фарры" сообщает нам, что Бог позволил Аврааму, веруя, закончить жизнь спокойно и благополучно. Началось это с передачи ему вестей из Харрана. Полстолетия прошло с той поры, как Авраам покинул Харран, находившийся в 850 км к северу, на территории современной Сирии. К тому времени Авраам, по всей вероятности, утратил связь со своим единственным оставшимся в живых братом Нахором. Теперь до Авраама дошли сообщения о семье брата. У Нахора было восемь сыновей, одного из которых звали Вафуил. Из детей Вафуила упомянута только дочь Ревекка. И здесь мы понимаем, почему Бог вдохновил Моисея составить краткую и неполную генеалогию в этом разделе Святого Писания. Бог взрастил несколько поколений, чтобы дать жену Исааку, сыну обещания.
- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".
|