Пятница, 19.04.2024, 09:58
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

021 - Глава 21.
14.01.2012, 04:15

1 И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. 2 Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; 3 и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; 4 и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. 5 Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. 6 И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. 7 И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына.

Бог осуществляет Свое обещание через рождение Исаака и изгнание Измаила

Моисей подробно описывает осуществление Богом обещания, данного Аврааму и Сарре. Используя в первом предложении обратный порядок слов, он тем самым подчеркивает, что действие исходит от Бога Завета, Который абсолютно независим, но при этом также и абсолютно верен. Долгожданный сын родился в указанное Богом время и получил имя, установленное Богом. На восьмой день он был обрезан, получив печать Завета, печать праведности, которую предстояло заслужить его великому Потомку, и которую Исаак имел через веру.

Держа новорожденного сына на руках, Сарра проявила не только свою радость, но также и подлинное раскаяние. Она вспомнила свой смех неверия над Божьим обещанием, с любовью поглядела на маленького Исаака (чье имя означает "смех") и сказала: "Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется".

8 Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак [сын его] отнят был от груди. 9 И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком], 10 и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. 11 И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила]. 12 Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; 13 и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое.

Тремя или четырьмя годами позднее, когда Исаака отняли от груди, Авраам устроил большой пир. Повод был радостный, чествовали Исаака как главного наследника. Но в этот счастливый день Сарру постигло огорчение. Она увидела, что Измаил, который был на четырнадцать лет старше Исаака, насмехается над ее малышом. Этот случай был вовсе не похож на то, когда старший брат шутит с младшим. В Послании к Галатам Апостол Павел описывает поведение Измаила как гонение на молодого наследника обетования (Гал. 4:29).

Сарра заметила это и попросила своего мужа удалить Измаила и его мать из дома. Авраам заколебался, но Бог разъяснил ему, что ее просьба была основана вовсе не на мелочной ревности. С годами Сарра заметила, что Измаил не ценил связанное с Заветом Божье обещание и насмехался над ним. Поэтому он представлял угрозу наследию Исаака и не принадлежал тому же дому, что и Исаак.

Бог использовал этот печальный случай для наставления Авраама, чтобы тот отличал своих истинных наследников по духу от потомков лишь по плоти. Облегчая Аврааму изгнание его старшего сына, Бог вновь повторил обетование произвести от Измаила народ ради Авраама. При этом Бог подтвердил, что истинными наследниками Авраама будут потомки Исаака, а не Измаила. Не через Измаила, а через Исаака благословятся все народы земли.

Широко известное сравнение Апостола Павла из Послания к Галатам (4:21-31) как раз основывается на этом эпизоде. Там Апостол противопоставляет "рожденному по плоти", в результате плотского, земного желания, Измаилу - Исаака, рожденного "по обетованию". Нет и не может быть двух путей спасения, - одного по человеческим заслугам, а другого по вере в Божье обещание. Истинные наследники Авраама - наследники по обещанию.

14 Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; 15 и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом 16 и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села [поодаль] против [него], и подняла вопль, и плакала; 17 и услышал Бог голос отрока [оттуда, где он был]; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; 18 встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. 19 И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. 20 И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. 21 Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской.

Беспрекословное послушание Авраама достойно восхищения. Хотя он понимал, что из-за старости едва ли ему когда-нибудь вновь удастся увидеть своего первенца, все же он изгнал Измаила и его мать на следующее же утро. Дав им хлеба и воды, сколько те могли унести, с болью в сердце он смотрел, как они удалялись в знойный засушливый южный Ханаан.

Ясно, что для Агари это также было испытанием. Когда кончился запас воды, ее сыну грозила смерть от жажды в пустыне. Но Бог услышал плач отрока. Мы читаем, что "Ангел Божий с неба воззвал к Агари". Из того, что этот Божественный Посланник пообещал произвести от Измаила великий народ, очевидно, что говорящий - второе Лицо Святой Троицы. Прежде всего, Он уверил молодую мать, что ее сын не умрет в пустыне, а затем направил ее к источнику воды, чтобы они получили то, в чем так сильно нуждались.

После столь чудесного избавления, Агарь и ее сын отправились на юг, к Египту. Измаил вырос, стал стрелком из лука и позднее поселился на Синайском полуострове. Агарь позаботилась о том, чтобы его жена была египтянка. Моисей сообщает дополнительные сведения о потомках Измаила в Книге Бытие 25:12-18. Наиболее важной для нас характеристикой потомков Измаила является утрата ими духовного родства с Авраамом.

22 И было в то время, Авимелех с [Ахузафом невестоводителем и] Фихолом, военачальником своим, сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь; 23 и теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь. 24 И сказал Авраам: я клянусь. 25 И Авраам упрекал Авимелеха за колодезь с водою, который отняли рабы Авимелеховы. 26 Авимелех же сказал [ему]: не знаю, кто это сделал, и ты не сказал мне; я даже и не слыхал о том доныне. 27 И взял Авраам мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили союз. 28 И поставил Авраам семь агниц из стада мелкого скота особо. 29 Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц [из стада овец], которых ты поставил особо? 30 [Авраам] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. 31 Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись 32 и заключили союз в Вирсавии. И встал Авимелех, и [Ахузаф, невестоводитель его, и] Фихол, военачальник его, и возвратились в землю Филистимскую. 33 И насадил [Авраам] при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа, Бога вечного. 34 И жил Авраам в земле Филистимской, как странник, дни многие.

Едва ли от соседей Авраама были сокрыты особые благословения, даруемые ему Богом. Он обладал не только богатством, но также и влиянием. Здесь мы видим удивительную картину - соседний царь Авимелех и его военачальник общаются с Авраамом как с равным и демонстрируют свою заинтересованность в добрых отношениях с Авраамом.

Данное происшествие довольно необычно, хотя вполне объяснимо. Вероятно, знакомство с этим человеком внушило им благоговейный страх. Бог явно поддерживал его всюду, во всех его делах: Он помог ему одержать сокрушительную победу над вторгшимися войсками, изобильно снабжал пищей на скудной земле, избавлял от последствий собственной глупости и чудесным образом даровал ему в преклонном возрасте сына.

Царь Авимелех напомнил Аврааму, что в прошлом он явил Аврааму доброту и любовь. Он позволил Аврааму, чужеземцу, не только жить в его земле и свободно передвигаться по ней, но также выращивать урожай, пасти скот, сооружать колодцы. Прозвучавшая при этом его просьба поражает нас своей разумностью: "Поклянись, что ты не обидишь ни меня, ни детей моих, ни потомков". Предполагаемый союз между Авимелехом и Авраамом должен связать также и их потомков. Авимелех удовлетворится мирным договором, а за Авраамом сохранятся все права поселенца. Авраам согласился вступить в этот союз и подтвердить его клятвой.

Но прежде чем скрепить союз, Авраам между прочим напомнил, что его колодец захвачен рабами Авимелеха. Закрепив за собой исключительное право на колодец, Авраам принял участие в церемонии заключения договора. После того как царь и его военачальник удалились, Авраам совершил два важных дела. Он подтвердил, что в долгу перед Господом, - сначала посадив в память рощу, а затем принародно поклонившись "Господу Богу вечному". Совершенно не похожий на мелких и ограниченных местных языческих божков, Бог Авраама обещал благословения всем людям на все времена.

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 1024 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест Т-образный "антониевский".
Крест "якореобразный".
Крест "буквенный".
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест монограммный "доконстантиновский".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz