1 Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре. 2 И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. [Ибо он боялся сказать, что это жена его, чтобы жители города того не убили его за нее.] И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру. Не указано никаких причин, почему после проживания в одном месте в течение двадцати лет Авраам вынужден был переехать в другое. Авраам был кочевником, а не земледельцем. Следующая далее история подобна описанной в Быт.12:10-20. Хотя существует сходство между рассказом о его обмане в Египте и описанием случившегося здесь, в Гераре, читатель заметит и ряд явных отличий. Аргумент: "Неразумно было бы Аврааму повторять грех, принесший ему столько неприятностей", - неубедителен. Каждый из нас может иметь какую-то духовную слабость, которой успешно и неоднократно пользуется сатана. Грех никогда не бывает разумным. Это прегрешение со стороны Авраама было особенно серьезным из-за обещания, дарованного ранее Богом: "Через год Сарра родит сына, Я обещаю тебе". В самый канун осуществления Божьего обещания Авраам подверг опасности драгоценное упование. И вновь рядом с греховным человеческим непостоянством была явлена безграничная благодать Божья. "И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру", то есть забрал ее в свой гарем. Сестра богатого человека в гареме царя повышает его престиж. За поступком царя стоял князь тьмы, стремившийся к осквернению лона Сарры, главный враг Божий, неистово злобный в своих нападках на семя жены. 3 И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. 4 Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь [не знавший сего] и невинный народ? 5 Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих. 6 И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней; 7 теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои. Хотя царь имел добрые намерения, Бог грозил ему столь сурово, потому что Его замысел и Его обещание подверглись опасности. Если бы Он тогда не вмешался, то вплоть до сего дня на происхождении нашего Господа лежала бы тень сомнения. Однако Моисей свидетельствует, что Авимелех не приблизился к Сарре. При этом очевидно некое сходство с историей рождения нашего Господа (Матф. 1:25; Лук.1:34). Святой Дух сообщает даже самые сокровенные подробности истории нашего искупления. Бог разговаривал с царем в чудесном сне, позволявшем обмениваться мыслями, вопросами и ответами. Авимелех открыто заявил о своей невиновности в покушении на обладание женой другого человека, и Бог согласился с этим. К сожалению, в человеческих отношениях случается, что и неверующие поступают более ответственно, чем некоторые дети Божьи. Из-за Авраамова обмана Бог милостиво наслал болезнь, поразившую весь царский дом. Божий разговор с Авимелехом содержал важную информацию: "Возврати жену мужу: ибо он пророк". Хотя поведение Авраама об этом не свидетельствовало, но он был Божьим другом, человеком, которому Бог открыл Свою волю, человеком, который говорил с людьми от имени Божьего и с Богом от имени людей. 8 И встал Авимелех утром рано, и призвал всех рабов своих, и пересказал все слова сии в уши их; и люди сии [все] весьма испугались. 9 И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают. 10 И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело? 11 Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою; 12 да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою; 13 когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой. Нет ничего хорошего в том, что Аврааму делает выговор тот, кто гораздо менее духовно благословен, чем Авраам. И мы видим, что Авраам не был застигнут врасплох, он и Сарра отрепетировали эту ложь заранее. Его ничему не научил случай в Египте (12:10-20), Авраам упорно продолжал надеяться, что его изобретательность - более надежный залог успеха, чем обетование Божье. 14 И взял Авимелех [серебра тысячу сиклей и] мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его. 15 И сказал Авимелех [Аврааму]: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно. 16 И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана. 17 И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать; 18 ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову. Учитывая обстоятельства, можно сказать, что Авимелех поступил невероятно великодушно. Прежде всего, он вернул Сарру. Кроме того, он, проявляя свое глубокое уважение к Аврааму и Сарре, щедро одарил Авраама, чтобы предотвратить возможное смущение Сарры. И наконец, он позволил пришельцу Аврааму жить и работать в своей стране. Истинный Бог Завета позаботился еще раз о матери сына Завета.
- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".
|