Пятница, 26.04.2024, 11:38
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

019 - Глава 19.
14.01.2012, 04:10

1 И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли 2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. 3 Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели. 4 Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом 5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. 6 Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, 7 и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; 8 вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего. 9 Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь. 10 Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли; 11 а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа.

То, о чем повествуется в этой главе, на первый взгляд может показаться неуместным в истории потомков Авраама. И все же мы видим несколько достойных причин, по которым Бог счел необходимым включить эту главу в Библию:

1) Несомненно, она является продолжением предыдущих глав;

2) Главы 12-25 Книги Бытие содержат "Родословие Фарры", а Лот был внуком Фарры;

3) Место, над которым Бог произвел суд, граничило с Землей Обетованной и стало вечным предостережением Израилю;

4) В Новом Завете Содом несколько раз упоминается как символ вечной погибели неверующих.

Двое Ангелов, которых мы последний раз видели за трапезой у Авраама, теперь приблизились к воротам Содома. В древние времена ворота были центром городской жизни. Помещения, примыкающие к воротам, в военное время занимали вооруженные защитники. В мирное время их использовали для судебных разбирательств, деловых встреч и собраний отцов города, торговцев, учителей и учащихся. Поскольку о Лоте сказано, что он "сидел у ворот Содома", можно предположить, что он вел в Содоме активную жизнь.

Описание Лота в Библии оставляет двойственное представление об этом человеке. С одной стороны, святой Петр говорит о нем как о "праведнике", которого огорчало бесчестие жителей Содома (2 Пет. 2:7,8). Когда Ангелы Божьи приблизились к городским воротам, Лот гостеприимно распахнул перед ними двери своего дома. Они поначалу отклонили его предложение, предпочтя вместо этого ночевать на улице, но он настойчиво приглашал их стать своими гостями, имея на то вескую причину. Лот очень хорошо знал об извращенных пристрастиях мужчин своего города. Также знал он, что не был единственным, кто заметил двоих новоприбывших путников. И когда в тот же вечер мужи содомские явили свою похоть и грязное вожделение по отношению к его гостям, Лот, сильно рискуя при этом, отказался их выдать.

Лот был праведным человеком, но, живя в атмосфере содомского разврата, ослабел в вере и нравственном чутье. Он обратился к неистовым развратникам, грозящим выломать дверь его дома, сказав им: "Братья мои". Ему следовало бы противостоять им, обличая святым Законом Божьим, но он не сделал этого. Вместо этого он попытался избежать греха посредством, как ему казалось, меньшего греха. "Братья мои, уймите ваше вожделение нормальным, а не противоестественным способом. У меня две дочери, не знавшие мужей. Возьмите их, но пощадите моих гостей!" В отличие от своего дяди Авраама, Лот не проявил и тени веры. Его отвратительное предложение могло, если бы было принято, закончиться смертью дочерей (Суд. 19:23-28). Он не проявил любви ни к своим дочерям, ни к мужчинам Содома. Выражаясь словами Христа, Лот - это соль, переставшая быть соленой.

Эта страница Писания является предостережением для христиан, вынужденных жить в обществе, попирающем шестую Заповедь Божью. Мы должны поддерживать святой замысел, который имел Творец, даруя человеку половое влечение. Нам следует также спрашивать себя: "Не уподобляюсь ли я Лоту, безразлично относясь к очевидному злоупотреблению даром Божьим - половым влечением. Не получается ли так, что я одобряю поведение, которое должен осуждать?" Когда в наши дни гомосексуализм оправдывают, называя его "альтернативным образом жизни", верующие должны нести людям Слово Божье.

Решение Лота жить в Содоме обошлось ему необыкновенно дорого, дороже, чем он мог себе это представить. Его жизнь, показанная на страницах Писания, выглядит несчастливой. Когда мужи содомские стали угрожать физической расправой, вмешались Ангелы Божьи. Они втащили Лота в дом, в безопасное место, и поразили слепотой всех мужчин, окруживших жилище Лота. Стало ясно, что развращенность города столь велика, что вопль о нем достиг ушей Божьих. Ангелам также была ясна их задача.

12 Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, 13 ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его. 14 И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит. 15 Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. 16 И как он медлил, то мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города. 17 Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. 18 Но Лот сказал им: нет, Владыка! 19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; 20 вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, - он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя]. 21 И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; 22 поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.

В Содоме не нашлось десяти верующих, и Бог не нарушил бы Свой договор с Авраамом, если бы сжег до основания город со всеми жителями его. Но Бог Спаситель милостиво совершил больше, чем обещал Аврааму. Он послал двух Ангелов спасти семью Лота от ужасного наказания, которое с минуты на минуту могло обрушиться на Содом. Сколь сильно Лот был поражен Содомской заразой, видно из его разговора с Ангелами.

Будущие зятья не восприняли его всерьез, когда он торопил их покинуть город. Им казалось столь неестественным стремление Лота скорее покинуть развращенный город, что они приняли его предостережения за шутку. Теперь гости Лота полностью открылись как Ангелы, посланные Богом ради спасения его самого и его семьи. И все же - невероятно! - Лот медлит, не решаясь на активные действия. Он до такой степени привязался ко всему, связанному с Содомом, что ему не хотелось полностью порывать с этим городом. Ангелам пришлось взять его, жену его и дочерей, как берут за руку маленьких детей, и вывести из обреченного города, - они насильно спасали Лота и его семью.

Выводя их за городские ворота, Ангел сказал: "Уходи отсюда и беги в горы! И назад не оглядывайся, иначе погибнешь". Здесь мы вновь видим, сколь самонадеянной может быть слабая вера. Вместо признания того, что исключительно по великой милости сохранена его жизнь, Лот просит о дальнейших уступках: "Поскольку катастрофа наверняка начнется до того, как мы достигнем гор, не могли бы мы бежать в Сигор, один из мелких городков на равнине?" (Сигор - значит "небольшой".) Хотя просьба Лота кажется нам неразумной, Ангелы милостиво удовлетворили ее.

23 Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. 24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, 25 и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. 26 Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом. 27 И встал Авраам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем Господа, 28 и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи. 29 И было, когда Бог истреблял [все] города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.

Время разрушения указано точно. Едва Лот и его семья достигли Сигора, как внезапно на город, который ранее был их домом, пролился с неба огненный серный дождь.

Мы не знаем, каким способом Господь наслал огонь, разрушивший четыре города на равнине. Высказываются различные предположения относительно землетрясения или извержения вулкана, высвободивших находящиеся под землей горючие вещества, которые, в свою очередь, могли воспламениться от молнии. Какие бы средства Бог ни употребил тогда, остается фактом чудо Божьего суда. После того как на Хиросиму и Нагасаки были сброшены первые две атомные бомбы, там нашлись уцелевшие люди. Когда были разрушены Содом и Гоморра, в живых не остался никто, кроме четверых членов семьи Лота. Моисей говорит нам, что Господь "ниспроверг города" - разрушение было полным, все было перевернуто вверх дном. Когда на следующее утро Авраам вышел из своего шатра и взглянул на юго-восток, он увидел как бы огромную дымящуюся печь. Многие ученые полагают, что место катастрофы сейчас скрыто водами Мертвого моря.

Интересно отметить Божье имя, которым Моисей называет Того, Кто наслал разрушение: "И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь". С судом пришел Бог благодати, когда была отвергнута Его милость, Спаситель, Который и по сей день говорит: "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет" [Гал. 6:7. - Прим. перев.]. Жена Лота испытала это на собственном горьком опыте, когда, презрев Божье предостережение, оглянулась на свой дом, - туда, где лежало ее сердце. Ее поразила немедленная смерть. Ее тело превратилось в соляной столп, оставшийся страшным напоминанием об ужасной цене, которую платит всякий, кто не может оторвать сердца от земных радостей и услад этой жизни. Не удивительно, что двадцатью столетиями позднее Иисус, предостерегая Своих учеников от любви к земному, добавил: "Вспомните жену Лотову"! (Лук. 17:32).

30 И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его. 31 И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; 32 итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. 33 И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала. 34 На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. 35 И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. 36 И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, 37 и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне. 38 И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне.

История избавления Лота от наказания, павшего на Содом и Гоморру, заканчивается безобразно. Бесчестие и развращенность, окружавшие семью Лота в Содоме, оставили свою печать не только на Лоте и его жене, но и на их дочерях. Хотя Ангелы Божьи вывели Лота в безопасное место, в Сигор, сам он себя в безопасности там не чувствовал. Боялся ли он, что запоздалая кара Божья настигнет и этот пятый город? Во всяком случае, Лот направился с остатком своей семьи в горы и жил в одной из многочисленных пещер близ Мертвого моря.

Изолированные от внешнего мира, дочери Лота подумали, что единственным выходом для них избежать позора бездетности может стать грех кровосмешения. Но и отец не свободен от вины за этот позорный случай. Он позволил, чтобы его соблазнило вино, а затем - собственная дочь, - и не одна, а две. Их уловка сработала, и через девять месяцев они родили сыновей, названных матерями, бесстыдно игнорировавшими грязные обстоятельства их зачатия, Моав ("от отца") и Бен-Амми ("сын моего народа"). Они стали прародителями двух народов с извращенной моралью, жесточайших врагов Авраамовых потомков.

Более о Лоте мы ничего не услышим. Он не участвует в истории людей Божьих, будучи лишь косвенно причастным к ней через моавитян и аммонитян, соседей Израиля на востоке, по ту сторону Иордана. При этом потомки Лота не только проявляли открытую неприязнь к израильтянам (см. Суд. 3:12-14; 3 Цар. 11:1,2), они фактически совратили их на путь служения другим богам (Числ. 25:1,2).

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 2153 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "якореобразный".
Крест монограммный "доконстантиновский".
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест "буквенный".
Крест Т-образный "антониевский".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz