1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; 2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней. Можно представить, с какой нерешительностью и неуверенностью маленькая семья Ноя вступила в новую жизнь в совершенно чуждом ей мире. Бог видел это и даровал Ною благословение, подобное уже однажды произнесенному в раю. Вероятно еще в то время, когда Ной приносил свою жертву всесожжения, Творец произнес: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю". Благословение Божье было более чем просто благочестивым пожеланием. Как и Божье благословение в раю, это благословение реально позволило семье Ноя исполнить Божий замысел, вновь населив землю. Способность человека к воспроизводству - особое благословение Божье, и Он дал повеление нам - реализовать эту способность, покоряясь Ему. Хотя мы живем в обществе, где дети часто нежеланны (в России в настоящее время приходится 130 абортов на 1000 родов), Бог очень ясно дает понять, что человеческий род должен себя воспроизводить. [По статистике организации "Роса жизни": "Сейчас в России количество абортов в шесть раз превышает количество родов, и только около 15% женщин в России не имеют опыта абортов. В среднем на каждую женщину приходится от 4 до 6 абортов в течение ее жизни". - Прим. теол. ред.] Рождение и воспитание детей Бог считает не только высокой честью, но также законной обязанностью людей, вступающих в брак. Но, по сравнению с благословением в Едемском саду, кое-чего здесь не хватает. Адаму и Еве был когда-то дарован Божественный мандат на "обладание" землей и владычество над всем живым творением (Быт.1:28). В результате грехопадения, Адам и Ева утратили Божий образ, и Бог знал, что полный контроль несовершенных творений над сотворенным миром приведет к различного рода злоупотреблениям. Однако полное отсутствие власти над Божьим творением ставило под угрозу человеческую семью. Животные уже более не подчинялись человеку, и численность их значительно превышала количество людей. Чтобы защитить человеческий род от истребления, Бог повелел: "Да страшатся и да трепещут вас все звери". Далее Бог добавил: "Все движущееся, что живет, будет вам в пищу". При сотворении мира Бог повелел Адаму и Еве питаться растительностью (Быт.1:29). Здесь же Он разрешает Ною употреблять в пищу животных, птиц и рыб. Следует ли из сказанного, что до того все люди были вегетарианцами? Хотя, очевидно, так оно и было, Писание ясно не говорит о вегетарианской диете (и сказанное в Быт.3:21 и 4:24 даже кажется противоречит этому). Позволив людям так много, Бог ограничил их в одном: "Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте". В крови любого живого существа заключена его жизнь. Чтобы научить народ израильский уважать жизнь, Бог запретил им употреблять кровь в пищу. Столетиями позднее, на горе Синай, Бог скажет им: "Душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает. Поэтому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови" (Лев.17:11,12). Более частое убийство животных могло вызвать у людей безразличие к пролитию человеческой крови. Поэтому Бог добавил особое предупреждение. Он будет требовать отчета за жизнь убитого человека. Очень серьезное напоминание во времена, когда жизнь ценится столь дешево! В древнем Израиле даже зверь, по чьей вине погибал человек, предавался смерти (Исх.21:28). Поэтому Бог объявил общий для всех принцип: "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека". Глагол "прольет" - соответствует древнееврейской глагольной форме, обозначающей постоянное или привычное действие. Бог здесь говорит не о случайном убийстве человека, но о преднамеренном, умышленном. Убийца, говорит Он, должен поплатиться своей жизнью за преднамеренное лишение другого человека жизни. Кто же должен карать за убийство? Лютер комментирует: "Словами: 'того кровь прольется рукою человека' - учреждаются земные власти". В своем письме христианам древнего Рима Апостол Павел добавил следующий комментарий, имея в виду представителя власти: "Он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим.13:4). Во времена Ноя, при общей численности населения в восемь душ, на земле не было властей, но представление о гражданском правительстве уже было утверждено Богом. Причина, по которой Бог требует, чтобы убийца лишался жизни, очевидна из слов: "Ибо человек создан по образу Божию". Двое первых человеческих существ были первоначально сотворены точно по образу Божьему. Убийца посягает на Божье величие. И поскольку Божий образ, утраченный при грехопадении, может быть восстановлен только в течение жизни человека, прерывание его жизни означает прерывание дарованного ему времени благодати, и если человек не успел вновь обрести образа Божьего, это означает обречение его на вечное отделение от Бога. Подтвердив, что жизнь священна, Бог вновь объявляет Свое повеление роду человеческому размножаться и наполнять землю. 8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним: 9 вот, Я поставляю Завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; 11 поставляю Завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами Потопа, и не будет уже Потопа на опустошение земли. 12 И сказал [Господь] Бог: вот знамение Завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] Завета между Мною и между землею. 14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; 15 и Я вспомню Завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода Потопом на истребление всякой плоти. 16 И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню Завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. 17 И сказал Бог Ною: вот знамение Завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле. Бог дал еще одно слово уверения восьмерым людям, готовым начать новую жизнь. Бог даровал им это подтверждение в такой торжественной и обязывающей форме Божьего обещания - как Завет. Задумайтесь над этим! Бог, по сути дела, принял на Себя обязательство соблюдать условия высокого договора: "Никогда не будет Потопа!" Но разве Бог не говорил об этом Ною, когда тот впервые вышел из ковчега? (См.8:21.) Зачем же Он повторяет Свое обещание? Лютер предполагает, что Ной и члены семьи пребывали в великом страхе. Тот ужас, который они испытывали в течение года, все еще не покидал их. Все окружающее свидетельствовало о страшном опустошении. Бог видел, что хрупкие, созданные из праха земного существа нуждались в мощной поддержке, которую только Он мог им оказать. Уверив их словами, что никогда больше не пошлет Потопа, Бог, кроме того, дал им видимый знак в качестве залога верности Своему обещанию. "Я полагаю радугу Мою в облаке". Всякий раз, когда появляется радуга, она свидетельствует о том, что Бог помнит о Своем Завете. Когда появляется радуга, Бог напоминает всем потомкам Ноя, что Он верен Своему обещанию. 18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. 19 Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. 20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. 22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. 23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. 24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. 26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; 27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. 28 И жил Ной после Потопа триста пятьдесят лет. 29 Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер. "Житие Ноя" (6:9-9:29) заканчивается на невеселой ноте. Ной, благочестивое, верное дитя Божье, споткнулся и впал в грех. Писание не скрывает греховных слабостей людей, прославившихся своей верой. Нам необходимо напоминание, что они - не святые, а грешные мужчины и женщины, подобно нам, жившие верой в Божье прощение. Бог сообщает нам эти подробности, желая не только успокоить нас, но также и предостеречь. Прежде чем сообщить гнусные подробности этого дела, Моисей вновь напоминает, что Бог замыслил повторное заселение земли после Потопа посредством естественного человеческого воспроизводства. Согласно главе 10 Книги Бытие, у Иафета было семеро сыновей, у Сима пятеро, у Хама четверо. Ной, по всей видимости, до Потопа был земледельцем, и теперь вновь принялся за это занятие. Бог благословил его труды и даровал урожай его винограднику, а Ной из части винограда сделал вино - тоже дар Божий. Однако Ной злоупотребил даром Божьим, - выпил чрезмерно и, опьянев до бесчувствия, оскорбил Бога и опозорил себя тем, что лежал обнаженным. Сыновья Ноя, как и сыновья Адама, отличались и душой, и поведением. Хам увидел отца обнаженным и рассказал об этом братьям. (Здесь важно отметить - нам пригодится это позднее, - что Хам дважды называется "отцом Ханаана".) Хам с усмешкой наблюдал позор отца и думал, что братья тоже посмеются, но Сим и Иафет милосердно прикрыли грех своего отца. Ной не только протрезвел, но в раскаянии и вере он вернулся к Господу, которого оскорбил. И, руководимый Духом Божьим, он произнес одно из самых замечательных в Писании пророчеств. Он указал на будущее каждого из троих своих сыновей и их потомков. "Проклят Ханаан". Ной предвидел, что грубая чувственность и распущенность, проявленные его сыном Хамом, более полно разовьются в Ханаане, одном из четверых сыновей Хама. Ханаан был прародителем той ветви семьи Хама, которая населяла Землю Обетованную, прежде чем израильтяне завоевали и населили ее. Всякий раз, встречаясь с культурой хананеев, мы отмечаем, что им присущ низкий моральный уровень. Религия хананеев, например, являла собою сочетание идолопоклонничества и разврата. Храмовая проституция - гетеро- и гомосексуальная - у хананеев была способом поклонения их богам. Ной предсказал, что по этой причине на хананеев падет проклятие, они станут рабами своих братьев. История свидетельствует, что в последующие столетия хананеи были порабощены родственными хамитами, а также семитами и иафетянами. Покончив с этой неприятной частью пророчества, Ной воздал хвалу Господу, Богу Сима. Святой Дух открыл Ною, что по линии Сима продолжится род обещанного Мессии. Хамитов ожидало безрадостное будущее, а семитам, в отличие от них, предстояло стать избранным народом Божьим. Бог откроет им Себя, и они будут поклоняться Иегове как истинному Богу, Богу великой и неизменной благодати. На протяжении всего Ветхого Завета мы можем видеть осуществление пророчества Ноя о благословенной ветви Сима, еврейском народе. Хотя позднее хананеи стали рабами евреев, это рабство обернулось благословением для них, поскольку через него они соприкоснулись с истинным Богом (см. Нав. 6:25; 9:27). Поэтому следует отметить, что Ной говорил обобщенно. Его пророчество не подразумевает неизменность судьбы каждого отдельного хананея или каждого израильтянина. В Библии имеют место примеры спасения хананеев (3Цар.17:24; Матф. 15:21-28) и отпадения от Бога семитов (Матф. 23:13). Далее Ной обращается к третьему сыну: "Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых". Ной сначала говорит о земном благословении, даруемом потомкам Иафета, потомство его будет многочисленно. В главе 10 мы узнаем, что Иафет - прародитель индоевропейцев, позднее населивших обширные земли в Азии и Европе, а также территории на севере и западе. Однако самые большие благословения, которые предрек Ной сынам Иафета, - не земные, материальные, но духовные. Они поселятся "в шатрах Симовых", разделив благословенное наследие, дарованное Симу - познание Бога, которое мы обретаем через Евангелие Иисуса Христа. Ной пророчествовал, что язычники также будут иметь все благословения, даруемые Христом. "Житие Ноя" заканчивается кратким сообщением, что Ной, грешник и святой, прожил долгую, полную событий жизнь и умер 950-ти лет от роду.
- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".
|