Четверг, 21.11.2024, 11:48
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

001 - Глава 1.
14.01.2012, 02:30

1 В начале сотворил Бог небо и землю.

"В начале сотворил Бог..." Первое имя, которое мы встречаем в Книге Бытие - это имя Бога, что вполне естественно. Вселенная, в которой мы живем, имеет начало. До этой исходной точки вселенной не было. Не было понятий верх, низ, здесь, там. Не было ничего - только Бог. Он был всегда. До сотворения мира существовал лишь один Бог. Установлено, что древнееврейское слово, переводимое как "Бог", происходит от глагола со значением "бояться". Бог, существующий от вечности, сотворивший время и пространство, вызывает благоговейный страх и заслуживает, чтобы Его творения относились к Нему с почтением. Все существует ради Него, в том числе и человечество. Никто из нас не существует сам по себе или для самого себя. Мы имеем право на существование только если мы едины с величественным Творцом и Его замыслом относительно нас.

У нас, людей, есть дни рождения и смерти, есть начало и конец. У Бога ничего этого нет. Лишь Он один вечен, - ничто и никто более не вечен. Жизнь зародилась не в пузырьке газа и не в космической пыли. Ранняя форма жизни не была каплей слизи в некоем доисторическом водоеме. Материя, из которой построена наша вселенная, не вечна. Она возникла, только когда Бог повелел ей быть. В древнееврейском языке предложения обычно начинаются с глагола. Здесь же, в первом предложении, порядок слов изменен, - это сделано ради усиления сказанного. Моисей стремится подчеркнуть, что была изначальная точка - абсолют, когда существовал только Бог.

"Сотворил Бог небо и землю". Древнееврейское слово [bara'], переводимое как "сотворил", совершенно особенное. В Библии этот глагол 1) употребляется только в отношении действий Бога и 2) всегда выражает начало чего-то особенного, уникального. Иногда Бог творит, употребляя существующий материал - Адама, например, Господь сотворил из "праха земного" (земли). Но если действие, описанное в этой первой строфе, имело место в начале, когда существовал только Бог, то это творение было произведено из ничего.

Выражение "небо и землю" обозначает вселенную в начальном состоянии. Имея на то Свои причины, Бог не счел необходимым сразу же придать творению законченный вид. Божья воля сотворила все составляющие, которые впоследствии будут представлены в известной нам вселенной, включая материю, энергию, пространство и время. В первый день Бог приготовил все исходные материалы, - подобно тому, как строитель подготавливает на площадке строительный материал, прежде чем построить из него дом.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

И опять древнееврейское предложение, обычно начинающееся с глагола, имеет обратный порядок слов. Моисей обращает все наше внимание только на одну часть вселенной - землю, дом, который Бог предназначил для человека. Груда бетонных блоков, песок и пиломатериалы, которые строитель свез на стройплощадку, имеют вид непривлекательный. То же самое можно сказать и о земле сразу после того, как Бог сотворил "небо и землю". Моисей перечисляет четыре состояния, в которых пребывал мир, и которые Бог собирался изменить за неделю творения. Если при последующем обсуждении эти четыре состояния рассматриваются как несовершенные, то это не значит, что первоначальное Божье творение не было благим. Указанные ниже четыре состояния являлись временными, Бог изменил их в течение недели творения:

"безвидна" (т.е. бесформенна, сгусток материи);

"пуста" (отсутствие растительного и животного мира, Бог создал их позднее);

"тьма" (исчезла только после того, как Бог сказал: "Да будет свет");

"бездна" (все было покрыто водой).

Христиане исповедуют, что Бог Отец Всемогущий - Творец неба и земли. Не следует понимать это так, что другие Лица Троицы не участвовали в сотворении вселенной. Апостол Иоанн говорит о Боге Сыне: "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоан.1:3). Бог Дух Святой тоже участвовал в сотворении. Про Него написано, что Он "носился над водою". Моисей употребляет этот глагол повсюду, где речь идет о действии, которое можно сравнить с парящей над гнездом матерью-орлицей, кормящей и охраняющей своих детей. [Cм. Bтор. 32:11. - Прим. теол. ред.] Дарующий жизнь Дух Божий участвовал в сотворении, охраняя сотворенное Богом и подготавливая вселенную к осуществлению в ней дальнейших замыслов Божьих. Таким образом, в сотворении мира участвовали все Лица Троицы.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

Если земля была задумана как дом для человечества, то следовало рассеять тьму, окутывавшую землю. Бог сделал это посредством Своего могущественного Слова: "Да будет свет". "Он сказал, - и сделалось" (Пс.32:9). Впервые свет воссиял в мире, до того пребывавшем в кромешной тьме. Без света жизнь, как мы знаем, невозможна.

Возникает вопрос: "Откуда может взяться свет в первый день, если солнце и звезды были сотворены только в четвертый?" Древнееврейский язык позволяет делать различие между субстанциями света (энергией в виде частиц, волн или того и другого вместе) и небесными носителями света. Мы говорим о свете, производимом настольной лампой, и называем светом сам его источник - настольную лампу. Свет был сотворен в первый день, а светила, регулирующие освещение, - лишь тремя днями позднее.

"И увидел Бог свет, что он хорош". Свет идеально соответствовал той цели, к которой Бог его предназначил. Эти слова напоминают нам о совершенстве Божьего творения, когда мы слышим от ученых, будто мир развивается от низких и несовершенных форм к высшим и более совершенным. Эта первая глава Книги Бытие семь раз напоминает нам, что все, произведенное Творцом, было совершенно.

Бог отделил свет от тьмы. Он не уничтожил тьму, поскольку знал, что, подобно свету, она необходима. Бог упорядочил ее, обеспечив систематическую и предсказуемую смену периодов света и тьмы. Светлый период Бог назвал "днем", тьму Он назвал "ночью". За первым светлым периодом последовал темный. На смену дню пришел вечер, тем самым завершив светлый период.

Моисей продолжает: "И было утро" - или, может быть, лучше сказать, что "настало утро", или "потом пришло утро" и завершило темный период. Как и любой другой день нашей жизни, тот самый первый день мировой истории состоял из светлого периода, за которым последовал период темноты.

Читатель, возможно, заметил, что в пятом стихе Моисей употребил слово "день" в двух разных значениях. Сперва подразумевается световой период, последовавший за Божьим повелением. Затем Моисей использует слово "день" в более широком смысле. Он называет днем световой период плюс период тьмы. В следующей же главе (2:4) он применяет слово "день" в еще более широком смысле, для обозначения "того времени, когда". ["Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время [в тот день], когда Господь Бог создал землю и небо" (курсив мой). - Прим. ред.] Моисей установил весьма точную терминологию и употреблял ее аккуратно. Основное правило толкования Библии заключается в том, что Библия должна сама себя объяснять. Значение слова определяется на основании того, как оно используется, и исходя из контекста, в котором оно употреблено. Хотя в Библии слово "день" имеет различные значения, оно никогда не обозначает периоды протяженностью в миллионы или тысячи лет. Те, кто пытаются втиснуть вечность в неделю творения, грубо искажают язык Книги Бытие.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

Сотворенная Богом вселенная была безвидна, бесформенна. Затем Бог улучшил ее, создав твердь и воду под твердью и над твердью. Бог определил предназначение этой великой тверди: "Да отделяет она воду от воды". Он назвал твердь "небом". Это не совсем научный термин. Моисей точно не указывает, что включала в себя твердь. По всей видимости, она состояла не только из того, что мы называем сейчас земной атмосферой, но и из всего, что мы видим на небе, включая звезды и планеты.

Совершая этот творческий акт, Бог предпринял еще один шаг по обустройству земли в качестве дома для животных и человека. Твердь служит нам по-разному. Она обеспечивает воздухом живое, все что дышит. Она рассеивает лучи солнца, луны и звезд. Плотное скопление газов защищает все живое на земле от жестокой жары днем и ужасного холода ночью. Мы знаем, что после интенсивного дождя твердь, атмосфера, выполняет очень важную функцию - испаряет влагу и собирает ее в облака.

Далее возникает вопрос, что же такое "вода над твердью", которую Бог отделил от "воды под твердью"? Некоторые полагают, что "вода над твердью" - это облака, огромные скопления в атмосфере водяного пара, пребывающего во взвешенном состоянии и периодически выпадающего в виде дождя и снега, чтобы затем вновь испариться и стать облаками. Так выглядит гидросистема, имеющая место в наши дни. Есть мнение, что такой порядок существует со второго дня сотворения мира.

Многие люди, однако, в этом сомневаются. Из Книги Бытие 2:5 мы узнаем, что "Господь Бог не посылал дождя на землю". Как долго продолжался бездождевой период? Возможно ли, чтобы гидросистема, начавшая действовать во второй день творения, существенно отличалась от теперешней?

Многие, отвечающие положительно на этот вопрос, указывают на 2-ое Послание Петра (3:3-7). Здесь Петр обращается к трем грандиозным событиям мировой истории, - причинам глобальных изменений на земле. Два из них уже имели место, одному еще предстоит произойти. Первое событие - сотворение мира, второе - всемирный Потоп, и третье - конец времен. Несомненно, что при сотворении Богом мира имели место колоссальные изменения: возникло то, чего не было. Писание говорит нам, что в конце времен произойдут изменения подобного же уровня, когда земля, в том виде как она существует, будет разрушена. Но какие сопоставимые с этими изменения вызвал всемирный Потоп, - третье из названных событий? Несомненно, что во времена Ноя всемирный Потоп произвел изменения в земной коре, но разве мир после Потопа остался таким же, как и до него?

Очевидно, нет. Многие понимают слова святого Петра как указание на то, что всемирный Потоп привел к кардинальному изменению гидросистемы на земле. В этом случае "вода над твердью" вполне могла быть толстой полупрозрачной оболочкой из водяного пара. Этот гигантский водяной кожух создавал однородный теплый климат и безопасную для здоровья обитателей земли среду. И при этом окна небесные, отворившиеся во время всемирного Потопа (Быт. 7:11), вполне могли быть тем самым слоем водяного пара, высвободившим огромное количество воды, которая обрушилась на землю. Если "вода над твердью" действительно была водяной оболочкой, окутывавшей землю, то радуга, которую Бог дал Ною [в качестве знамения], должна быть первой радугой, которую увидела земля. [Eще одна существующая научная теория предполагает, что "вода над твердью" является огромным количеством потенциальной воды, которая может возникнуть вследствие химической реакции при соединении озона и дейтерия. Eсть предположение, что именно таким образом образовались воды Потопа. Kак утверждают ученые, количество такой потенциальной "воды над твердью" в несколько раз превышает воды мирового океана. - Прим. теол. ред.]

"И был вечер, и было утро: день второй". Снова Моисей говорит о дне, состоящем из светлого периода, дневного времени, и темного периода, ночного времени, - именно в том порядке, как мы думаем о дне. Моисей называет его "вторым днем". Примечательно употребление порядкового числительного "второй". Только однотипные вещи можно пронумеровать как "второй" или "третий", поэтому наименование "день второй" свидетельствует о том, что это был такой же период времени, как день первый или любой другой день творения.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] 10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. 11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. 13 И был вечер, и было утро: день третий.

Во второй день Бог частично разделил воды, окружавшие землю, т.е. произвел вертикальное разделение. Он оставил некоторое количество воды над твердью и под твердью. Затем Бог произвел повторное разделение, на этот раз горизонтальное, - отделил воду от суши. Поскольку земля представляла собой смесь твердых и жидких элементов, вроде полужидкой грязи, - она не годилась для обитания на ней творений, которые Бог вскоре собирался создать.

Поэтому Бог сказал: "Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша". Последовавшие за Божьим повелением геологические изменения колоссальны. Суша соединилась, образовав континенты и горы. Бог углубил бассейны океанов и морей, начались эрозия и вторичное перемещение земли и каменистой почвы. Псалмопевец рисует величественную картину дел Божьих, совершенных в третий день творения: "Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят. Восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не прейдут, и не возвратятся покрыть землю" (Пс. 103:5-9). [Прещение (церк.-слав.) - угроза, страх, воспрещение. Из контекста очевидно, что это слово в данном случае может также означать и повеление. - Прим. ред.]

"Собрание вод" Бог назвал "морями". Это собирательный термин, подразумевающий океаны, озера и реки. Из описания всемирного Потопа (Быт.7,8) мы узнаем, что вода в огромных количествах находилась также и под землей.

После того как явилась суша, Бог стал покрывать ее растительностью. Моисей выделяет два общих типа растений: зелень, сеющую семя, и деревья "плодовитые", чьи семена заключены в плоды. Бог повелел: "Да произрастит земля зелень". Интересно отметить, что в стихах 1 и 2 словом "земля" обозначается земля в целом, здесь же совершенно ясно, что речь идет только о суше. Вновь мы видим, сколь тщательно Моисей подбирает слова.

По повелению Божьему на земле в изобилии появилась пышная растительность - от крошечных фиалок до гигантских деревьев секвойя. Земле предстояло стать домом для венца Божьего творения, и Бог пожелал, чтобы этот дом был прекрасен. Он наделил каждый вид уникальной способностью воспроизводства "по роду своему". После сотворения первого поколения деревьев и растений Бог решил не творить их повторно. Функция размножения была в дальнейшем возложена на семя, производимое родительским растением, но при этом установлены определенные пределы. Размножаться они должны "по роду своему". [То есть в пределах рода. - Прим. ред.] Таков предусмотренный Творцом порядок, благодаря которому мы уверены, что куст роз произведет нам розы, а не помидоры, - это позволяет земледельцам выращивать урожай и кормить людей. Воспроизведение "по роду своему" противоречит теории эволюции, согласно которой весь растительный мир на земле развился из одной живой клетки.

Интересно и важно отметить, что по повелению Божьему сотворены были уже взрослые плодоносящие деревья. Яблоне, например, обычно необходимо несколько лет, чтобы начать плодоносить. Бог сотворил деревья, уже способные к воспроизводству. Если бы в третий день творения срубить одно из таких деревьев и сосчитать кольца, то трудно было бы поверить, что дереву от роду несколько часов. Бог создал Свои творения - как одушевленные, так и неодушевленные - в их взрослом состоянии, они имели видимость возраста.

Подобно искусному мастеру, Бог обозрел все, только что им сотворенное, и остался доволен. "И увидел Бог, что это хорошо". Все было совершенно в Божьем творении. Наступила ночь, и когда с утреннею зарей рассеялся мрак, то подошел к концу третий день мировой истории.

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. 16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. 19 И был вечер, и было утро: день четвертый.

Появление деревьев и другой растительности потребовало изменения света, сотворенного в первый день. Поэтому Бог произвел светила. "И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью". Бог установил два великих светила на тверди для чередования дня и ночи. Хотя мы знаем, что наше солнце гораздо меньше других звезд, Моисей описывает все с точки зрения человека, живущего на земле, факты показаны им так, как они воспринимаются нашими органами чувств.

Кто-то, быть может, сочтет странным, что в рассказе о сотворении мира светила не названы солнцем и луной. Причина может крыться в том, что в древности многие соседние с израильтянами народы Ближнего Востока почитали солнце, луну, звезды и планеты в качестве богов, управляющих людьми. Древние народы также занимались астрологией, они верили, что планеты и звезды до мельчайших деталей определяют течение жизни на земле. Господь хотел уберечь Своих детей от поклонения небесным светилам. Он также не желал, чтобы Его народ верил в судьбу, зависящую от движения звезд. Поэтому Он указал точную функцию этих носителей света.

Главной их задачей было отделение дня от ночи. Кроме того, они должны были служить для различения времен года, дней и лет. И, наконец, им надлежало освещать землю.

Итак, закончился четвертый день - первый день, регулируемый небесными светилами. И этот день описан, подобно предыдущим трем, как состоящий из дня и ночи, - именно в таком порядке. Этот день, подобно всем дням творения, был обычным днем, как мы его понимаем сейчас.

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. 22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23 И был вечер, и было утро: день пятый.

С тремя несовершенствами, присущими первоначальному Божьему творению, теперь покончено. Вместо тьмы - звезды и планеты заполнили все небо. Вместо безвидной, бесформенной массы - упорядоченная, хорошо организованная вселенная. И водам, делавшим землю непригодной для обитания, теперь положены пределы, - частью они заключены вверху, на небе, частью по установленным береговым линиям, частью под землей. Теперь Бог обратился еще к одному, четвертому несовершенству.

При сотворении вселенная была пуста, безжизненна. Этому настал конец. Слово, сошедшее с уст Бога, наполнило воды разнообразными морскими животными - от мелких рыб до огромных голубых китов,- а небо - птицами. Творец наделил каждый вид способностью давать жизнь следующему поколению, и опять же - "по роду своему". И это Божье ограничение не допускает появления новых видов, как утверждается теорией эволюции. В теории эволюции все основано на мутациях. Но исследования в области генетики доказывают, что мутации, затрагивающие репродуктивные клетки, снижают жизнеспособность и не порождают новых видов.

Птицы и морские твари способны к размножению, потому что "благословил их Бог". И это Божье благословение не было просто благим пожеланием, оно было действенно - позволило творению быть тем и производить то, к чему Бог его предназначил. Словами: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле" - Бог не просто выразил пожелание, но даровал Своим творениям способность, а также стремление размножаться, чтобы повеление Его исполнялось.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

Шестой день недели творения был днем напряженным и благословенным, так как творение Божье достигло вершины. Сначала Бог сотворил "зверей земных", которых Моисей делит на три категории: скоты (те, кого можно приручить и сделать домашними), гады - пресмыкающиеся, живущие и перемещающиеся близко к земле (рептилии, насекомые, черви), и дикие животные (имеющие свободу передвижения). Эта классификация не задумана как исчерпывающая - в ней просто подчеркиваются определенные характеристики. В Быт. 2:19 мы узнаем, что Бог использовал для сотворения животных землю. И опять Творец высказал одобрение по поводу этого нового этапа Своего творения.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Теперь все было готово к созданию вершины Божьего творения. Он сказал: "Сотворим человека". Задолго до того, как люди помыслили о Боге, Он подумал о нас и замыслил для нас жизнь вместе с Ним в качестве членов Его семьи.

Бог приступил к созданию венца Своего творения совершенно иначе, чем Он созидал до этого. Теперь Он не просто повелевал: "Да будет!" Перед сотворением первого человека Бог торжественно помедлил. Читатель заметит множественное число (сотворим... по образу Нашему, по подобию Нашему). Новый Завет ясно свидетельствует, что три Лица Святой Троицы активно участвовали в сотворении мира. Описывая картину сотворения мира, Моисей последовательно употреблял язык, полностью соответствующий тому, что Бог впоследствии откроет нам о трех Лицах единого Божества.

Бог ясно указал, для чего Он создал высшее творение - человека. Человек должен владычествовать над всем остальным творением Божьим, "над всею землею". Этот Божественный замысел относительно человечества ясно показывает, что Божьи творения, люди, не являются одной из разновидностей животных. Человек - мужчина и женщина - совершенно определенно отличается от животных, отделен от них для выполнения иной роли, отличной от той, которую Творец установил для низших творений. Человек должен был управлять Божьей землей. Все земные богатства были отданы в его распоряжение. Когда Бог благословил людей (Быт.1:28), Он повелел им обладать землей, править ею.

Грехопадение сильно изменило это владычество над Божьим творением. Сотворенный мир уже не всецело подчиняется грешному человечеству. Животные нападают на человека и убивают его. Человек тонет в воде и, в конце концов, земля поглощает его. Но Свое повеление относительно земли: "Обладайте ею и владычествуйте над нею" - Бог никогда не отменял. [Однако, в соответствии с древнееврейским текстом, внес определенные коррективы, - человек из полноправного властителя становится тираном (см. Быт. 9:1,2). - Прим. теол. ред.]

"И сотворил Бог человека по образу Своему". Интересно, что здесь третий раз на протяжении всей главы Моисей употребляет глагол "сотворил". Древнееврейский глагол [bara], переводимый на русский язык как "сотворить", применяется только когда Бог Сам является Творцом и только для описания действия уникального и беспрецедентного. Ранее Моисей обращался к этому глаголу только при описании сотворения Богом вселенной (1:1) и первых живых существ, передвигающихся свободно (1:21). Здесь этот глагол употребляется для описания венца Божьего творения. Еще раз повторим, что сам по себе глагол "сотворить" не имеет значения "сделать из ничего". Для сотворения Адама Бог все же использовал землю.

Чтобы первые люди могли выполнить свое великое предназначение - владычествовать над Его землей, Бог сотворил их по образу и по подобию Своему. В этом и заключается окончательное доказательство того, что сотворенный Богом человек - мужчина и женщина - является высшим Божьим творением. Некоторые понимают под образом Божьим лишь такие качества, как доброта, совесть, интеллект. Но очевидно, что в Писании подразумевается нечто другое. (Даже после того как Адам и Ева, согрешив, утратили Божий образ, они сохранили свою личность и не лишились интеллекта.) Образ Божий не может означать физического подобия Богу, поскольку Бог есть Дух. Новый Завет описывает Божий образ как обладание особым знанием того, что источником всякого благословения является Бог (Кол.3:10). В Новом Завете говорится об образе Божьем как о святости, об отсутствии греховности (Еф. 4:24).

В понимании этого вопроса помогает описание влияния образа Божьего на личности Адама и Евы - на их разум, чувства и волю (желания). В отличие от того, какими мы приходим в этот мир, - невежественными, не имеющими совершенного знания, - Адам и Ева разумом прекрасно понимали, чего хотел от них Бог. Когда они имели образ Божий, их чувства были созвучны воле Божьей - величайшее счастье находили они в ней. И, в отличие от той непокорной воли, с которою каждый из нас приходит в этот мир, их воля всегда пребывала в совершенном согласии с Богом - чего желал Он, к тому стремились и они. Каждое их побуждение и желание было созвучно Божьей благой воле. Сотворенные по образу Божьему, они были человеческой копией образа Божьего.

Мы знаем, что эти прекрасные отношения с Богом прервались, когда Адам и Ева усомнились в Божьей любви, нарушили Его волю и увлекли за собой все человечество. Все потомки Адама и Евы, за единственным исключением, пришли в мир, имея греховный образ - разум, не ведающий о Божьей воле, радостные чувства по поводу вещей и дел, не угодных Богу, и волю, направленную против благой и милостивой Божьей воли. Однако Новый Завет приносит нам чудесную весть, что через веру во Христа в грешнике возрождается образ Божий и возобновляется та драгоценная связь с Богом, в которой обретали счастье Адам и Ева.

Пока мы живем в падшем мире, образ Божий восстанавливается в нас через веру лишь отчасти. Новой природе, сотворенной в нас Святым Духом, приходится сосуществовать с природой греховной, унаследованной нами от прародителей. Но Апостол Иоанн уверяет нас, что "когда откроется [т.е. явится Христос], будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть"(1 Иоан.3:2). Когда верующий входит в вечную жизнь, образ Божий восстанавливается в нем полностью.

"Мужчину и женщину сотворил их"( то есть сотворил их мужчиной и женщиной). И сразу же после этих слов (ничего подобного, между прочим, не говорится о животных) сообщается, что Бог даровал первым двум сотворенным им людям благословение: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю".

Иисус указал на эти слова в разговоре с фарисеями, что записано в Евангелии от Матфея 19:4-6. При этом Иисус ясно показал, что рождение человеческого потомства - не просто биологический факт, результат связи мужчины и женщины. В Божьем понимании (и того же Бог ожидает от нас), зачатие и рождение должны происходить всегда только в браке, когда мужчина и женщина дают друг перед другом обязательства на всю жизнь. В ответе Иисуса фарисеям объединены цитаты из Книги Бытие главы 1 и 2: "Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину (т.е. мужчиной и женщиной) сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает". В отличие от животных, размножающихся путем случайного спаривания, мудрый Творец повелел человеческому потомству рождаться в брачном союзе двух людей, имеющих пожизненные обязательства. Тот факт, что в нашем обществе почти половина всех браков заканчивается разводом, не меняет явленную нам Божью волю относительно брака. И еще одно ясно. За Богом последнее слово в истории, как первым было Его слово при сотворении мира.

Важно помнить, что первые люди вышли из руки Творца не полуживотными, а царственными особами, неограниченно властвующими над всем Божьим творением. Поскольку из-за греха мы утратили это владычество, - нам трудно понять, что оно означало для Адама и Евы. В падшем мире, в котором мы живем, власть обычно бывает связана с насилием и часто - с эксплуатацией. Два совершенных дитя Божьих должны были править всем творением Божьим, - но не подчиняя мир ради собственной выгоды, а возделывая и сохраняя его для Бога. Потому христиан, осознающих себя распорядителями мира, волнует растрата мировых природных ресурсов и злоупотребление ими.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; 30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

При сотворении Бог установил для человека и животных вегетарианскую диету. Он дал им в пищу "всякую траву, сеющую семя... всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя". Многими годами позднее, после всемирного Потопа, Бог разрешил Ною и его семье употреблять в пищу зверей земных, птиц небесных и рыб морских. "Как зелень травную даю вам все", - сказал Бог Ною (Быт. 9:3).

Означает ли это, что все время от сотворения мира до Потопа люди были вегетарианцами? Писание не дает прямого ответа на этот вопрос. Привлекает внимание тот факт, что Бог сделал для Адама и Евы одежды из шкур животных, которых перед тем надо было убить, то же самое можно сказать и о жертвоприношении Авеля Богу. Вспомним также, что во время всемирного Потопа (Быт.7:12) Ной отличал "чистых" животных от "нечистых" (т.е. пригодных для пищи и жертвоприношений и непригодных). Возможно ли, что мясо животных употребляли в пищу до Потопа? Поскольку Бог ничего определенного об этом нам не сказал, оставим вопрос без ответа.

Ночь покрыла этот богатый событиями шестой день творения. И когда через некоторое время просияла заря нового дня, шестой день стал достоянием истории. Бог обозрел все Свое творение и остался доволен увиденным. Все, сотворенное Им, в отдельности было совершенным и вместе составляло гармоничное целое. Все чудесным образом соответствовало тому замыслу, который Бог вложил в каждое творение.

В вынесенном Богом вердикте: "Хорошо весьма" - верующий вновь видит противоречие между библейским описанием сотворения мира и эволюционной теорией его происхождения. Писание показывает историю мира в его движении от первоначального совершенства к последующему несовершенству. Эволюционисты же переворачивают все наоборот, утверждая, что развитие мира от первоначального несовершенства постепенно движется к совершенству. Необходимо твердо осознать, что эти две точки зрения несовместимы. Во введении к серии проповедей о сотворении мира Мартин Лютер заметил следующее: "Когда Моисей пишет, что Бог сотворил небо и землю в шесть дней, так оно и есть... Если же вы не в состоянии понять, как это могло произойти в шесть дней, то воздайте должное Духу Святому - Он знает больше вас".

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art | | Теги: бытие, глава, Ветхий, завет
Просмотров: 2181 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "якореобразный".
Крест Т-образный "антониевский".
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест "буквенный".
Крест монограммный "доконстантиновский".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz