| День памяти - 8 августа Свято́й Домини́к де Гусма́н Гарсе́с (1170, Калеруэга, Испания — 6 августа 1221, Болонья, Италия) — (лат. Sanctus Dominicus, исп. Santo Domingo; Domingo de Guzmán Garcés), Св. Доминик де Гусман — монах, проповедник, католический святой. Основатель Ордена проповедников, или ордена доминиканцев. Св. Доминик родился в дворянской семье Гусманов (Фелиса Гусмана и Хуаны де Аса) в Калеруэге в 1170 г. Когда Доминик был принесен в церковь для крещения, то его крестная мать (историки упоминают о ней как о благородной госпоже, не называя ее имени) увидела на челе крещаемого лучезарную звезду. С тех пор на лице Доминика навсегда осталась особая печать. Все замечали на лице его что-то особенное; какое-то сияние озаряло чело его и привлекало к нему сердца говорящих с ним. Сосуд из белого мрамора, в котором он был омыт святою водою, был перенесен в 1605 г. в монастырь вальядолидских доминиканцев по приказанию Филиппа III, желавшего, чтобы его сын был окрещен в нем. Теперь он находится в церкви св. Доминика в Мадриде, и не один наследный принц Испании получил в нем крещение. В начале седьмого года он покинул отцовский дом и был послан в Гумьель к дяде, бывшему в тамошней церкви главным священником. Там, у гробницы своих предков, провел Доминик вторую половину своего детства под двойной властью кровного родства и священства. «Прежде чем мир успел коснуться этого ребенка, — говорит один историк, — он, подобно Самуилу, был вверен Церкви, чтобы спасительная дисциплина овладела его еще нежным сердцем; и, действительно, опираясь на этот прочный фундамент, он возрастал умом и годами, с каждым днем счастливо преуспевая в добродетели». Третьей школой, в которой довершил свое образование Доминик, был единственный имевшийся тогда в Испании университет в Паленсии. Он вступил в него пятнадцатилетним юношей и в первый раз был предоставлен самому себе. |
Десять лет пробыл он в Паленсии. Из них первые шесть лет он посвятил изучению литературы и философии, но чтобы утолить мучающую его жажду знаний, он стал черпать из глубин богословия. В молодости Доминик прославился своей добротой и состраданием, известно, что он продавал свои ценные книги и даже одежду, чтобы помочь страдающим от голода и взятым маврами в плен соотечественникам. Доминику шел уже двадцать пятый год, а Бог не открыл ему еще, чего желал от него. Свои замыслы относительно Доминика, хотя его жизнь и должна была быть краткой. В течение девяти лет пробыл он в Осме, приготовляясь к предстоящей ему, еще неведомой миссии. Приблизительно в это же время Доминик стал проповедовать народу Слово Божие, однако почти не покидая Осмы. Эти свои обязанности, относительно которых мы не имеем подробных сведений, он выполнял, вероятно, до 1203 г. В этот знаменательный год, тридцати четырех лет от роду, он покинул Испанию и отправился, сам того не подозревая, к месту своего назначения. В 1203 г. епископ Диего де Асеведа был послан кастильским королём Альфонсом IX в Данию с дипломатической миссией, имевшей цель добиться согласия на брак датской принцессы с испанским принцем. Доминик был включён в состав этой экспедиции. Проезжая через территорию Южной Франции, епископ и его спутники были поражены размахом распространения на этой территории ереси альбигойцев. После возвращения из северной Европы епископ де Асеведа и Доминик остались в Южной Франции, решив посвятить себя проповеди Евангелия и борьбе с ересью в этом регионе. В 1206 г. ими была основана женская община в Пруйле, состоявшая из дочерей дворян-католиков и женщин, обращённых из ереси. Епископ скоро был отозван папой, но Доминик остался во Франции и продолжал свою деятельность. В 1209—1213 гг. Доминик вновь проповедует в Лангедоке во время крестового похода против альбигойцев, который позднее возглавил граф Симон де Монфор. В 1214 появляется первая община в Тулузе, шестеро единомышленников из этой общины стали затем ядром Ордена проповедников. В 1215 г. во время работы IV Латеранского Собора, Доминик прибывает в Рим и обращается к папе Иннокентию III с просьбой утвердить Орден, однако, утверждён устав ордена был уже в 1216 г. следующим папой Гонорием III в булле Religiosam vitam. Орден получил имя Орден Проповедников (Ordo Praedicatorum, OP), впоследствии его стали чаще называть орденом доминиканцев по имени основателя. Главными задачами ордена были проповедь Евангелия и изучение наук. В 1217 г. Доминик переехал в Рим, где начал интенсивную работу в интересах созданного им и быстро растущего ордена. Однажды, когда ему предстояло произнести проповедь в церкви св. Марка, одна женщина, у которой был болен ребенок, оставила все, чтобы прийти послушать его. Вернувшись после проповеди, она нашла своего ребенка уже мертвым. Мгновенная скорбь ее сменилась мгновенно же надеждой. Она берет с собой служанку, чтобы нести ребенка, и спешит к монастырю св. Сикста. При входе в монастырь со стороны Аппиевой дороги, налево от входа, находятся церковь и помещение для братии, а прямо против него — дверь маленькой и уединенной комнаты, которую называли капитулом. Доминик стоял у этой двери, когда несчастная мать явилась во двор. Она идет прямо к нему, кладет ребенка к ногам святого и молит его возвратить ей сына. Доминик удаляется на мгновение в капитул, затем снова выходит на порог, совершает над ребенком крестное знамение, нагибается, чтобы взять его за руку, поднимает его живым и отдает его матери, приказывая ей никому не рассказывать о случившемся. Но весть об этом немедленно же распространилась в Риме. Папа желал, чтобы о чуде было возвещено во всех церквах, но Доминик восстал против этого, грозя, что в противном случае уйдет к неверным и навсегда покинет Рим. Тем не менее событие это наделало много шуму. В 1218—1219 он совершил визитацию доминиканских монастырей во Франции, Испании и Италии. На первых генеральных капитулах ордена Доминик определил его структуру, в частности ввел разделение ордена на провинции. Доминик был в то время в цвете сил своих. Его тело, так же как и его душа, достигло той поры жизни, когда старость является лишь совершенством и полнотою сил. «Он был среднего роста и худощав; лицо его было красиво и покрыто легким румянцем; волосы его и борода были белокурого цвета, глаза прекрасны. От чела его и от ресниц исходило какое-то радостное сияние, вызывавшее к нему почтение и любовь. Он был всегда радостен и приветлив, за исключением тех случаев, когда скорбь ближнего вызывала в нем сострадание. Руки у него были длинные и красивые, голос благородный и звучный. Он никогда не был плешивым, и волосы вокруг чела его, как носят монахи, были густы, лишь изредка сияла в них седина» В 1221 г., незадолго до смерти, Доминик основал монастырь при римской церкви св. Сабины. Доминик путешествовал пешком, с посохом в руке и мешком за плечами. Как только он выходил за пределы обитаемых мест, он снимал обувь и шел босиком. Когда ему случалось ранить ногу о камень, он смеялся и говорил: «Вот наше покаяние» Он проповедовал каждому встречавшемуся ему на дороге, в городе, в деревне, в замках и монастырях. Один юноша, восхищенный его красноречием, спросил, в каких книгах он почерпнул свои знания. «Сын мой, — ответил Доминик, — в книге любви — более, чем в какой-либо иной, ибо она научает всему» Умер в 1221 г. в Болонье, мощи св. Доминика покоятся в болонской базилике, названной в его честь. В 1234 г. папа Григорий IX канонизировал Доминика. «Его любили все — богатые и бедные, евреи и язычники» — вспоминал современник По преданию, св. Доминик в монастыре Сан-Систо в Риме воскресил Наполеоне Орсини, упавшего с лошади и разбившегося насмерть Традиция Католической Церкви связывает с именем св. Доминика появление Розария — широко распространенной католической молитвы на чётках. По легенде, Розарий был вручён св. Доминику в 1214 г. во время явления Девы Марии. Ещё одна традиция связывает эмблему доминиканского ордена — бегущую собаку с пылающим факелом в зубах — со сном, в котором мать св. Доминика увидела такую собаку накануне рождения сына. Возможно также, что эта эмблема происходит от игры слов: лат. Domini canes — «псы Господни». Святые Феодосия, Макрина, Доминик, Франциск Ассизский и Бернард
| Святые Северной Колоннады #30 - 18
|
Св. Доминик изображается в белой тунике доминиканского монаха, белом скапулярии и чёрном плаще; иконографические символы св. Доминика — лилия, звезда во лбу или надо лбом, книга (чаще всего открытая на странице со словами «Идите и проповедуйте»), крест основателя (патриарший), храм (латеранская базилика), собака с факелом, розарий, посох. Скульптор - неизвестен. Высота скульптуры - 3,1 метра (10 футов 4 дюйма).
По материалам: Colonnade Saints www.catholic-forum.com Catholic Encyclopedia Wikipedia
Ресурсы: 1 Roma Sacra - San Pietro in Vaticano, Itineraries 21-22, ©Fabbrica of St. Peter's, July 2001 2 Le statue berniniani del Colonnato di San Pietro, ©1987 by de Luca Editore s.t.l. |