За три года, которые Бенедикт прожил в пещере, он закалился и физически и духовно. Слава его росла, люди начали совершать паломничества к пещере, чтобы посмотреть на отшельника; а монахи из Виковаро, одного из окрестных монастырей, после смерти настоятеля уговорили Бенедикта возглавить их общину. Ничего хорошего из этого не вышло, у Бенедикта были слишком строгие представления о монашеской жизни, не понравившиеся общине. В результате монахи, недовольные строгостью Бенедикта Нурсийского, решили его отравить. Этому намерению чудесным образом не суждено было сбыться: при благословении Бенедикта Нурсийского чаши с отравленным вином она распалась. Узнав о злом умысле монахов, Бенедикт Нурсийский покинул монастырь и вновь удалился в пещеру в Сублаке. Вскоре к нему начали собираться ученики и сподвижники. Святой отшельник основал для них 12 небольших монастырей, определив настоятелей и поместив в каждом по 12 монахов, сам же стал руководителем всех общин, оставив при себе некоторых учеников. Среди ближайших учеников Бенедикт Нурсийский свт. Григорий Великий называет Мавра и Плацида, сыновей знатных римлян (Ibid. II 3). Бенедикт Нурсийский устроил, таким образом, в Сублаке монашескую организацию, напоминающую общины, созданные прп. Пахомием Великим в IV в. в Фиваиде. Вынужденный покинуть Сублак из-за козней пресвитера соседней церкви Флорентия Бенедикт Нурсийский вместе с некоторыми учениками перебрался в Кампанию. Здесь ок. 529 г. на землях, подаренных патрицием Тертуллом, отцом Плацида, близ бывшего римского лагеря Кассин он основал общежительный монастырь (киновию) и стал его настоятелем. Монастырь был сооружен на горе, на месте языческого капища, где окрестные жители еще приносили жертвы Аполлону. Бенедикт Нурсийский сокрушил идолов, храм Аполлона обратил в церковь в честь свт. Мартина Милостивого, еп. Турского, на месте языческого жертвенника построил храм (баптистерий) в честь прор. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня и постоянной проповедью призывал народ к вере (Ibid. II 8). Благочестие, подвижничество Бенедикт Нурсийский, чудеса, творимые по его молитвам, сделали его знаменитым во всей Центральной Италии. Скоро слава монастыря разлетелась по всему краю, число братьев в общине резко выросло. По преданию, Бенедикт молитвой воскресил сына крестьянина из соседней деревни, который принёс умершего мальчика к монастырю. Именно для общины Монте-Кассино, которая положила начало ордену, впоследствии названному орден бенедиктинцев, Бенедикт ок. 540 г. составил свой знаменитый устав, который стал фундаментом всего западного монашества. Это единственное дошедшее творение преподобного, раскрывающее его аскетическое учение. «Все способы учительства» Бенедикта Нурсийского, пишет свт. Григорий Великий, можно найти «в этом начертании правил, потому что святой муж не мог учить иначе, нежели как сам жил» (Ibid. II 36). Рост числа монастырей, подобных Монте-Кассино, способствовал широкому распространению Устава Бенедикта Нурсийского по всей Западной Европе и возникновению особой монашеской общности, будущего ордена бенедиктинцев. Умер св. Бенедикт в 547 г. в Монте-Кассино. Бенедикт Нурсийский предсказал день своей смерти (Ibid. II 37). Кроме общепринятой датировки его кончины существует другая традиция, согласно которой Бенедикт Нурсийский скончался спустя некоторое время после смерти своей сестры св. Схоластики в 543 г. Он был погребен в построенном им монастырском храме во имя Иоанна Крестителя в одной могиле с сестрой (Ibid. II 34, 37). После разорения Монте-Кассино лангобардами мощи Бенедикта Нурсийского оставались в монастыре вплоть до 672 г., когда по инициативе Муммола (Моммола), аббата монастыря Флориак (Флёри; совр. Сен-Бенуа-сюр-Луар) во Франкском королевстве, они были перенесены в этот монастырь. Сохранились описания перенесения: подробное анонимное (Translatio corporis S. Benedicti in Franciam / Ed. R. Weber // RBen. 1952. Vol. 62. P. 140-142) и Павла Диакона (кон. VIII в.), писавшего, что пришедшие из Галлии монахи забрали мощи святого целиком (Paulus Diaconus. Historia Langobardorum. VI 2 / Ed. L. Bethmann, G. Waitz // MGH. Script. rer. Germ. Hannover, 1878). В 750/1 г. папа Захария направил в Галлию аббата Монте-Кассино Оптата; одной из целей посольства было добиться возвращения мощей Бенедикта Нурсийского в восстановленный кассинский монастырь. В 755-757 гг. в Монте-Кассино была возвращена лишь часть мощей. В IX в., в период нападений норманнов, мощи тщательно сохранялись монахами Флориака. 4 дек. 883 г. они были торжественно поставлены в новой церкви аббатства, впоследствии этот день стал праздноваться как день внесения (illatio) мощей Бенедикта Нурсийского. Мощи были спасены в 1562 г. от гугенотов, захвативших и разграбивших Флориак. В 1663 г. мощи Бенедикта Нурсийского были помещены в специальный мавзолей. В 1964 папа Павел VI провозгласил св. Бенедикта покровителем Европы. Святые Бернард и Бенедикт
| Святые Бенедикт и Игнатий Лойола
| Святые Бенедикт, Игнатий Лойола, Ремигий, Аполлония, Бальбина
| Святые на Северной Колоннаде #24 - 13
|
Св. Бенедикт изображается в чёрном монашеском облачении. Иконографические символы: устав, жезл аббата, пучок розог, треснувший кубок или кубок со змеёй (указание на попытку отравления), ворон с куском хлеба в клюве. Первые изображения св. Бенедикта датируются VIII веком. C XIV в. в итальянском искусстве утвердился образ Бенедикта Нурсийского - старца с длинной бородой и седыми волосами. Скульптор - неизвестен. Высота скульптуры - 3,1 метра (10 футов 4 дюйма).
По материалам: Colonnade Saints www.catholic-forum.com Catholic Encyclopedia Wikipedia
Ресурсы: 1 Roma Sacra - San Pietro in Vaticano, Itineraries 21-22, ©Fabbrica of St. Peter's, July 2001 2 Le statue berniniani del Colonnato di San Pietro, ©1987 by de Luca Editore s.t.l. |