| День памяти 11 августа. Свята́я Клара Ассизская, урождённая Кьяра Оффредуччо (16 июля 1194 − 11 августа 1253) — итальянская святая, одна из первых последователей Франциска Ассизского и основательница ордена клариссинок.
Была старшей дочерью Фаворино Скифи, графа Сассо-Россо, состоятельного представителя старинного римского рода, владевшего большим дворцом в Ассизи и замком на склоне горы Субасио (Favorino Scifi, Sasso-Rosso, Subasio). По крайней мере таковы традиционные сведения. Её мать, Блаженная Ортолана, принадлежала благородному семейству Фьюми, отличалась прилежанием и благочестием (Bl. Ortolana, Fiumi).
«Я — Клара, маленький саженец нашего святого отца Франциска...» — так любила называть себя Ассизская святая.
Это образное выражение возникло, возможно, по той причине, что ее мать носила имя Ортолана (от слова «orto», ит. «огород» —прим. перев.). И поэтому говорили, что Клара была посажена матерью, «как фруктовый саженец в саду Церкви».
И мать, и дочь были так тесно связаны Божьей благодатью, что Ортолана закончит свою жизнь в монастыре Клары. В старости она пришла к Богу, ведомая дочерью, которая стала для нее духовной матерью.
И тогда старая Ортолана будет вполголоса рассказывать сестрам монахиням, что всегда знала судьбу этой девочки: еще когда она молилась перед Распятием незадолго до родов, прося у Бога защиты, она услышала внутренний голос, сказавший ей:
«Ты родишь свет, который озарит мир!» Поэтому она назвала ее Кларой.
Старинный биограф обращает внимание на то, какое темное было тогда время: мир казался подавленным надвигавшейся старостью, и око веры было затуманено, а на шлаках времени накопились шлаки грехов. «Но Бог послал Франциска — сияющее солнце Ассизи, а потом и Клару — "ярко горящий свет для всех женщин”».
Когда Кларе было всего шесть лет, ее семья подверглась длительной ссылке в Перуджу вместе с другими благородными семьями, безуспешно пытавшимися противостоять созданию коммунального правительства Ассизи. Не обошлось без пожаров, грабежей, бунтов.
|
Лишь в 1205 году, незадолго до того как Кларе исполнилось двенадцать лет, они смогли вернуться на родину.
Вместе с эмигрантами в Ассизи вернулись и военнопленные, среди них был блестящий и легкомысленный молодой горожанин, который, казалось, сошел с ума в тюрьме. Его звали Франциск ди Пьетро Бернардоне.
Весь городок пришел в смятение от его странностей. Сначала он принялся восстанавливать старую развалившуюся церковь св. Дамиано, где проводил долгие часы в молитвах. Потом, призванный к ответу епископом Гуидо, он прямо на городской площади разделся догола, заявив, что отказывается от всякого наследства и выбирает жизнь нищего.
Он кричал, что не желает никакого другого отца, кроме Отца Небесного. А балконы Клариного дома, стоявшего рядом с собором, выходили прямо на площадь св. Руфино.
Ей было восемнадцать лет, когда святой Франциск начал читать великопостные проповеди в церкви Сан Джорджио (San Giorgio) в Ассизи. Вдохновлённые слова зажгли огонь в сердце Клары; она тайно искала его и просила, чтобы он научил её также жить «в Еванегельском духе.»
Святой Франциск, сразу увидевший в Кларе одну из тех душ, избранных Богом для великих дел, и также, без сомнения, предвидевший, что многие последуют её примеру, обещал помочь ей.
На Вербное воскресенье Клара в пышном облачении была на главной Мессе в кафедральном соборе, и когда все стали подходить к престолу, чтобы получить пальмовую ветвь, она не двинулась с места, как будто поглощённая видением. Все смотрели на девушку, когда епископ спустился из святилища и вложил пальмовую ветвь в её руку. В последний раз мир видел Клару.
В эту же ночь она тайно покинула дом своего отца по совету святого Франциска и, сопровождаемая своей тётушкой Бьянкой и ещё одной сподвижницей, направилась в скромную часовню Порцункула (Porziuncula), где св. Франциск и его ученики встретили её с зажжёнными огнями в руках. Клара сняла своё богатое платье, и святой Франциск, отрезав ей волосы, одел её в грубую блузу и укрыл толстым покрывалом, и в этой одежде юная героиня дала обет посвятить себя служению Иисусу Христу. Это было 20 марта 1212 г.
Рискуя слишком опередить события, мы можем сообщить, что в уже августе 1228 года в Италии будет уже по меньшей мере двадцать пять монастырей кларисс. А после ее смерти таких монастырей, рассеянных по всему миру, насчитывалось не менее ста тридцати.
Но этой ночью Клара была одна. Монахи быстро привели ее в бенедиктинский монастырь между Ассизи и Перуджей.
У них было только одно оружие для отражения неизбежного удара: неприкосновенное право на убежище, которое Церковь под страхом отлучения признавала за каждым монастырем. Перед дверьми монастыря должны были остановиться даже императоры.
Прибыв в монастырь, родственники Клары нашли ее коленопреклоненной перед алтарем и закутанной в недостойное одеяние, это заставило их содрогнуться от гнева.
Однако теперь все знают, что Мать Церковь будет ревностно защищать свое дитя как неприкосновенную собственность Христову. И никто не осмелится более поднять на нее руку.
Ее родственники не ошибались: через границу, открытую Кларой, пройдет еще много молодых женщин. И первой за Кларой последовала Агнесса, ее пятнадцатилетняя сестра.
Вслед за Агнессой пошли все подруги Клары, их имена звучат словно добрые пожелания и предзнаменования: Пасифика (от слова «pace» — «мир» — здесь и далее прим. перев.), Бенвенута («добро пожаловать»), Амата («любимая»), Анджелюччия («ангелочек»), Чечилия, Кристиана («христианская»), Франческа («французская»), Лючия («светлая»), Кристина («христова»), Бенедетта («благословенная»)... А за ними последовали и другие девушки из этих мест. Придет и третья сестра Клары, Беатриче, а за ней и их овдовевшая мать Ортолана, посвятившая себя возделыванию монастырского огородика.
Так началась история «Бедных женщин св. Дамиано». Франциск добился того, чтобы эта первая восстановленная им церквушка, в которой его так впечатляло большое византийское распятие, была приспособлена под монастырь и отдана под покровительство епископа Гуидо.
И он сам написал для них первую «Formula vitae» («Жизненное правило»). Это было не столько правило, сколько некий документ о союзе между братьями Франциска и сестрами Клары:
Клара неоднократно обращалась к Святому отцу, желая получить от верховных церковных властей письменное подтверждение того, что ее общинам будет дарована привилегия абсолютной бедности, что никто и никогда не сможет принудить их владеть чем либо или же призывать к этому. Первый раз она получила согласие от Папы Иннокентия III, это было в 1215 году, затем в 1228 году она послала письменный запрос Григорию IХ. Папа иронически воспринимал данную ситуацию: все его терзали, чтобы получить разные привилегии, льготы или освобождение от чего либо, а эта женщина терзала его, чтобы получить «привилегию бедности».
Тот кто не понимает этого, охотно превозносит бедность Франциска и Клары, но потом, при описании других сторон их жизненного выбора, не скрывает недоумения и досады. Например, покаяния Клары: невероятные, суровые. Или же ее долгие посты («Дни скудного питания,— отмечает летописец,— чередовались с днями полного воздержания от пищи»).
Франциск даже вынужден был вмешаться, заставив ее есть «хотя бы полторы унции хлеба в день». А ее невыносимые власяницы из свиной щетины, которые она носила прямо на голое тело! А долгие ночи, которые она проводила в молитвах, распростершись на земле в течение многих часов! А короткий сон на сухих ветках («вместо подушки — камень»)! Она оставляла за собой самые неприятные и унизительные обязанности (настаивая на том, что именно она «должна мыть сидения больных»), желала мыть и целовать заляпанные грязью ноги монахинь, возвращавшихся после сбора пожертвований.
Ежедневно, около трех часов пополудни, вспоминая о смерти Христа, она жестоко бичевала себя, потому что в час страстей Христовых всех ее слез не хватило бы.
По предписанию Франциска в двадцать один год Клара получила титул и полномочия настоятельницы, и на этом посту она оставалась до сорока лет.
Монахини свидетельствуют, что «распоряжения она отдавала очень смиренно и боязливо».
Насколько строга она была к себе, настолько «мягка и ласкова» со своими монахинями. Она говорила, чти игуменья должна уметь «утешать страждущих и быть последним прибежищем для терпящих лишения». Она не была лишена педагогической мудрости: «Когда святейшая мать посылала сестер за стены монастыря,— вспоминает одна из них,— она наставляла их, что, когда они увидят прекрасные, цветущие и плодоносные деревья, они должны восхвалять Бога, а также если увидят людей или других живых существ, то за всех и за все восхваляли бы Бога».
Клара пережила Франциска на целых двадцать семь лет, которые она провела, храня его духовное наследие и память о нем.
Живя в маленькой и далекой итальянской провинции, она смогла привлечь к себе даже принцесс и королев, таких, как Изабелла Французская, Агнесса Пражская, Елизавета Венгерская, Маргарита — вдова короля Людовика, Бьянка — жена Филиппа V, короля Франции; Эвфемия Габсбургская, Елена Португальская, Саломея и Йоланда Краковские, Кунегонда, королева Польская; Герментруда Брюггская.
Неоднократно молитвы Клары и монахинь ее монастыря помогали отражать нападения вражих войск на город Ассизи. Благодарные ассизцы, единодушно приписавшее своё спасение заступничеству Клары, все больше и больше любили свою «Ангельскую Матерь».
Теперь она была уже стара, но не хотела умирать, по крайней мере, пока Папа окончательно не утвердит и не скрепит своей печатью «Устав», подводящий итог ее жизненного пути.
В истории Церкви это был первый случай, когда женщина написала устав для других женщин.
Она говорила, что ждет лишь того момента, когда сможет поцеловать папскую печать, и на следующий день умрет.
Когда прибыл кардинал, чтобы вручить ей долгожданную папскую буллу, Клара поцеловала ее, как того желала и на следующий день умерла.
Клариски хотели, чтобы тело их основательницы осталось у них в Сан Дамиано, но правители Ассизи приняли меры, чтобы мощи почитаемой ими святой остались в городе, который, как они считали, она дважды своими молитвами спасала от разорения. Повсюду можно было услышать о чудесах, происходивших по молитве св. Клары. Неосмотрительно, говорили ассизцы, оставлять её тело в уединённом месте без стен; в её честь также нужно было возвести церковь, как «главной сподвижнице блаженного Франциска в соблюдении полноты Евангелия». Пока же останки св. Клары поместили в часовню Сан Джорджио, где проповеди св. Франциска впервые тронули её юное сердце, и куда также было перенесено его собственное тело в ожидании окончания строительства базилики Сан Франческо.
Два года спустя, 26 сентября 1255 г., Клара была торжественно канонизирована Александром IV, и вскоре было начато строительство церви Санта Кьяра, в честь второй великой святой Ассизи, по проекту Филиппо Кампелло, одного из выдающихся архитекторов своего времени (Santa Chiara, Filippo Campello).
3 октября 1260 г. мощи Клары была перенесены из часовни Сан Джорджио и захоронены глубоко под землёй, под главным алтарём вновь отстроенной церкви, недоступно взгляду и досягаемости.
Пролежав там шесть веков, как и останки св. Франциска, после долгих поисков могила Клары была обнаружена в 1850 г., к великой радости ассизцев. 23 сентября того же года гроб был вынут из земли и открыт, тело и одежда были изъедены пылью, но скелет остался в прекрасном состоянии. Наконец 29 сентября 1872 г. кости святой были перенесены с большими почестями архиепископом Печчи (Pecci), впоследствии Львом XIII в склеп церкви Санта Кьяра, построенной для этого, где они и находятся сейчас. День св. Клары празднуется Церковью 12 августа; праздник первого перемещения останков остался в календаре 3 октября, и день обретения её мощей отмечается 23 сентября.
Осталось мало источников сведений о истории св. Клары, а именно: - Завет, приписываемый ей и несколько прекрасных Писем, адресованных ею блаженной Агнесе, княгине Богемской;
- Устав кларисок, и несколько ранних Папских булл, относящихся к ордену;
- прижизненная Биография, записанная в 1256 по приказу Александра IV. Это жизнеописание, обычно приписываемое Фоме Челанскому (Thomas of Celano), является источником более поздних биографов, почерпнувшими из него сведения.
Святые на входе в Северную Колоннаду
| Saints Clair and Ursula
|
Saints from Left Clair, Ursula, Agatha, Elizabeth, Albert | |
В иконографии Клара Ассизская традиционно изображается в виде монахини, одетой в тёмное монашеское облачение и держащей в руках дароносицу или чашу. Реже встречаются изображения с распятием, книгой и лилией — символом девственности и простоты. Также Клара изображается в кругу других францисканских святых. 17 февраля 1958 года папа Пий XII объявил ее покровительницей телевидения [Pope Pius XII LETTRE APOSTOLIQUE PROCLAMANT Ste CLAIRE PATRONNE CÉLESTE DE LA TÉLÉVISION (French) (August 21, 1958).], на том основании, что, когда незадолго до своей смерти в 1253 году она была прикована к своей постели и не могла участвовать в мессах, ее посещали видения: она ясно видела мессу на стене своей комнаты, словно там был телевизор. Высота скульптуры - 3,1 метра (10 футов 4 дюйма). Скульптор - Лаззаро Морелли
По материалам: Colonnade Saints www.catholic-forum.com Catholic Encyclopedia Wikipedia
Ресурсы: 1 Roma Sacra - San Pietro in Vaticano, Itineraries 21-22, ©Fabbrica of St. Peter's, July 2001 2 Le statue berniniani del Colonnato di San Pietro, ©1987 by de Luca Editore s.t.l. |