| День памяти - 6 ноября. Умер - в 559 году естественной смертью Канонизирован - Предварительной конгрегацией Святой Леонард Ноблакский (VI?). Житие Леонарда было сочинено лишь в одиннадцатом столетии, через полтысячелетия после предполагаемого времени его жизни, и является безусловно недостоверным — о нем нигде не упоминается на протяжении предшествующих столетий. Согласно житию, Леонард был знатным франком, которого обратил в христианство сам святой Ремигий, креститель Галлии, крестным отцом его стал король Хлотарь I. Леонарду предложили стать епископом, но он отказался, стал монахом в монастыре Mиcy под Орлеаном, а затем отшельником в лесу под Лиможем. Однажды король с женою, бывшей уже на сносях, отправились на охоту в этот самый лес, и королеве пришлось рожать в келье Леонарда. Роды были трудные, отшельник молился, ребенок появился на свет благополучно, и в благодарность король подарил Леонарду столько земли, сколько он смог объехать за ночь на осле. Там он основал аббатство Ноблак, 21 км от Лиможа, вокруг которого обосновалась деревня, названная в его честь, а отсюда и его имя - Святой Леонард Ноблакский. С одиннадцатого века в центральной и северо-западной Европе почитание Леонарда расцвело как-то быстро и широко (особенно почитали французского святого в Баварии), храм в Ноблаке стал центром паломничества, куда шли помолиться роженицы. В 1103 году крестоносец Боэмунд, герцог Антиохийский, попал в плен к мусульманам и после освобожения отправился в Ноблак во исполнение данного в плену обета, где он сделал значительное пожертвование в честь своего освобождения. После этого появилась легенда, что король Хлотарь обещал Леонарду отпускать всякого узника, которого навестит святой — и Леонарду начали молиться о военнопленных. (Acta Sanctorum, ноябрь, т. III; G.Schierghofer. Alt-Bayerns Umritte und Leonhardifahren. 1913; Butler, 6.11.) Ему было дозволено освободить тех из них, чьим духовным отцом он являлся. За многих из них он ходатайствовал у короля и сам платил за них выкуп. Согласно легенде, заключенные, которые призвали его имя в своих камерах, видели, что их цепи ломались на их глазах. Многие приходили к нему впоследствии, принося свои тяжелые цепи, как знак почтения свершившегося. Значительное число оставалось с ним, и он часто давал им часть своего обширного леса для проживания и что бы у них была возможность жить честной жизнью. -"Грешник должен быть осужден своей собственной несправедливостью, и должен быть окован цепями своего собственного греха." - считается, что так говорил Святой Леонард.
Пример Боэмунда, герцога Антиохийского вдохновил многих на подобные пожертвования, что позволило построить церковь и ее колокольню. В то же самое время Ноблак становиться стадией в маршруте паломничества, который привел к Сантьяго-де-Компостеле. Культ Леонарда распространялся через всю Западную Европу: в Англии, с ее культурными связями с данной областью, не менее чем 177 церквей посвящены ему. Леонарда уважали и в Шотландии, Испании, Италии, Швейцарии, Германии, и особенно в Баварии, а также в Богемии, Польше, и в т.д. Деревня Святого Леонарда Ноблакского развивалась как небольшой центр торговли в 13-ом столетии, основанный на штамповочных прессах и литейных заводах (возможно, происхождение ассоциации святого с цепями) и работами по коже с консулами комунны, которые отвечали за защиту прав и привилегий - "привилегии" в средневековом смысле. В 1992 была издана история коммуны, написанная местным антикваром и историком Limousin, Луи Гуибертом в 1890 году. Сегодня деревня Сен-Леона́р-де-Нобла́ с населением 4665 человек в 2009 году, является одним из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, связанных с маршрутами в Сантьяго. Это сохраняет романскую коллегиальную церковь и ее колокольню, 52 метра высотой (171 фут). Ее старые здания созданные по средневековым уличным образцам, со многими улицами, сходящимися в общественном месте прежней церкви аббатства. В 19-ом столетии, бумажная фабрика и фарфоровая фабрика были построенны там. Больше деревня, а теперь маленький город не привлекает посетителей как остановка на маршруте в Сантьяго, она теперь больше привлекает их как ночная остановку на Тур де Франс. Город также известен своим родным сыном, ученым Джозефом Луи Гэй-Лассэком (1778 - 1850); в его честь есть небольшой музей. Святой Леонард или Линард стал одним из наиболее почитаемых святых последнего Средневековья. Св. Леонард, будучи покровителем заключенных, обычно изображается в черной или белой рясе бенедиктинского ордена или как диаконский далматик, часто украшенный геральдическими лилиями. Атрибуты: разорванные оковы (цепи) или сломанные кандалы; у его ног коленопреклоненные узники, возможно, бывшие военнопленные. В сюжетных изображениях предстает посещающим тюрьмы или молящимся. Иногда предстает с другими диаконами - Лаврентием и Стефаном. Однако здесь его статуя (на Колоннаде Святых), кажется, держит книгу. Установлена статуя в 1666 году, в дату ее создания. Остаются сомнения, какой же именно скульптор сделал эту работу. Лаззаро Морелли, Джованни Мария де Росси, Андреа Баратта и другие были наиболее известными скульпторами, которые создавали статуи святых для колоннады в период того времени. Эта статуя, как многие другие, которые являются выше входа в колоннаду, не является относящейся к творению любого из известных скульпторов, работающих в студии Бернини. Высота скульптуры - 3.1 метра (10 футов 4 дюйма) Восстановленна в 1794 году: штукатурка для драпировки и основа постамента (Stuccature di riempimento ed al plinto, ARF, II Piano serie 5, vol. 27, fasc. 77, n. 69)
По материалам: Colonnade Saints www.catholic-forum.com Catholic Encyclopedia Wikipedia |