Собор святх славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых является древним праздником. Святая Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла. Святой благоверный царь Константин Великий (306 - 337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке.
Память Собора 12 апостолов под 30 июня (на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла) отмечена в большинстве месяцесловов. По Типикону Великой церкви в день памяти Апостолов совершалась возглавляемая Патриархом лития в храме Апостолов в Орфанотрофии, где пелось их последование с тропарем на 50-м псалме и чтениями на литургии, что свидетельствует об особом почитании Апостолов в Константинополе. Южноиталийская редакция Студийского устава - Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 163) - указывает службу, аналогичную славословной, иные редакции Студийского устава - Евергетидский Типикон 1-й половины XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 466-467), Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. (ГИМ. Син. № 330. Л. 175 об., XII в.) - службу, аналогичную шестеричной, но без стихословия кафизм (в Студийском уставе это характерная черта праздничного богослужения), с заменой части текстов Октоиха (стихир на Господи воззвах и канона) текстами апостолам Петру и Павлу; по Типикону, используемому ныне в Русской Православной Церкви (Типикон. Т. 2. С. 692), и по Виолакиса Типикону, используемому ныне в греческих Церквах (Βιολάκης. Τυπικόν. Σ. 282; Δίπτυχα. 1999. Σ. 157-158), предписано совершать полиелейную службу.
Последование Собора 12 апостолов в греческих и русских печатных Минеях дополнено текстами апостолов Петра и Павла, но в целом не изменилось со времени действия Студийского устава. Указанное последование состоит из канона Феофана 4-го гласа с акростихом «Χριστοῦ γεραίρω τοὺς σοφοὺς ̓Αποστόλους» (Почитаю мудрых апостолов Христовых), стихир на Господи воззвах 4-го гласа, кондака с икосом 2-го гласа, хвалитных стихир 4-го гласа, из которых 12 Апостолам посвящены 3-я и 4-я. Все упомянутые тексты, кроме хвалитных стихир, известны по описанию, данному в Евергетидском и Мессинском Типиконах. В русских печатных Минеях помещен другой кондак - « ». По студийским Минеям XII в. известно еще одно последование Собору 12 апостолов (Владимир (Филантропов). Описание. С. 412); вероятно, именно оно вошло в русские печатные Минеи, используемые ныне в Русской Православной Церкви (Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 495-513), и помещено после последования, общего с греческими печатными Минеями. В греческих рукописях сохранился анонимный канон Собору 12 апостолов без акростиха (Ταμεῖον. Ν 724. Σ. 235).
Иконография
Этому празднику посвящали особые храмы и писали иконы на этот сюжет. В Константинополе, столице Византийской империи, уже в древности был особый храм Апостолов, а начало их почитания восходит к эпохе Константина Великого. Икон, на которых был бы представлен Собор (то есть все двенадцать апостолов), известно очень мало - как византийских, так и русских. Редкий, можно сказать уникальный, образ такой иконографии, созданный в XV веке, происходит из новгородского храма Двенадцати апостолов на Пропастех. Апостолы представлены в рост, единой группой. Ядро композиции составляют изображения первоверховных апостолов Петра и Павла (их память отмечается на день раньше Собора апостолов - 29 июня). В более позднее время (XVI - XVII века) появился другой иконографический тип Собора апостолов, который также был чрезвычайно редок, - их изображали по пояс среди стеблей виноградной лозы.
Молитвы
Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Тропарь
глас 4
Молитва святым апостолам
Кондак апостолов
глас 2
Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.
Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно.Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие! Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.
Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...