Почему говорится, что пророк Исаия был очищен серафимом
1. Давай же по мере сил рассмотрим и то, почему говорится, что к одному из богословов был послан серафим (см. : Ис. 6, 6). Ведь кто-то может недоумевать, почему прорицателя очищает не какой-то из низших ангелов, но сам серафим, принадлежащий к числу самых стар ших сущностей.
2. В самом деле, некоторые люди утверждают, что Речение в соответствии с уже данным прежде определением соотношения всех умов говорит, что очистить богослова пришел не один из окружающих Бога первейших умов, но один из предстоящих нам, людям, ангелов, каковой и был как священносовершитель очищения пророка назван именем серафима, потому что он молниеносно истребил названные грехи и воспламенил очистившегося пророка для божественного послушания; а Речение, говорят, без затей не одного из учрежденных около Бога ангелов, но одну из предстоящих нам очищающих сил назвало серафимом.
3. Другой человек представил мне не вовсе неуместный отклик на это утверждение. Ибо сказал, что тот великий ангел (кем бы ни был ангел, осуществивший видение, чтобы научить божественному богослова) собственное очистительное священнодействие приписал Богу и первой по Боге иерархии. И разве эта мысль не справедлива? Ибо тот, кто это сказал, говорил, что богоначальная сила, распространяясь, во все проникает и сквозь все без задержки проходит (ср. : Прем. 7, 24), и притом она никем не видима - не только потому, что сверхсущественно выше всего, но и потому, что свои промыслительные действия она распространяет на все тайно. Но ведь и всем разумным существам она является соответствующим им образом и, вручая собственное светодаяние самым старшим сущностям, через них, как через первых, благочинно передает его находящимся ниже, соответственно способности каждого чина к богозрению.
Чтобы было яснее, я, пожалуй, приведу собственные примеры, хотя и далекие от превышающего все Бога, но для нас более понятные. Сол нечный луч благополучно проходит через первое вещество, самое про зрачное, и сквозь него ярче, чем сквозь другие материалы, сияет своим светом; попадая же в более плотные вещества, проходящий через них свет делается слабее по причине неспособности освещаемых материа лов пропускать свет и понемногу от этого почти совершенно теряет способность проникновения. Опять же и жар огня лучше передается материалами, более к нему восприимчивыми, подходящими и податли выми, а у сопротивляющихся или противоположных сущностей либо никакого следа воздействия огня не обнаруживается, либо заметен лишь некий слабый след. И более того, неродственным ему материалам он передается через более ему сродное, воспламеняя сначала, если придет ся, то, что способно к воспламенению, а посредством того подобающим образом разогревая либо воду, либо что-то другое, нелегко раскаляе мое. По тому же ведь закону физического благочиния Чиноначалие всего видимого и невидимого благоустроения являет сияние собствен ного светодаяния богатейшими излияниями - первоначально высочай шим сущностям, а через них и ниже них находящиеся сущности приоб щаются божественному сиянию. Ибо те, кому дано первыми познать Бога и сверхъестественно приобщиться божественной добродетели, пер выми удостоены и стать причастниками, насколько это возможно, бо гоподражательной силы и энергии, и уже они благовидно направля ют, сколько есть сил, сущности, которые ниже их, к тому же, чтобы щедро передать им воссиявший им свет, а те опять же передают его меньшим; и в каждом порядке первый передает следующему даруе мый и до всех соответствующим образом благодаря Промыслу до ходящий божественный свет.
Итак, начало освещения для всех освещаемых есть Бог, по природе, истинно и собственно являющийся сущностью света и Причиной само го бытия и способности видеть, но божественные светы изливаются от той силы, что по положению и богоуподоблению находится выше дру гой, к каждой той, что под ней, - через нее к той. Таким образом, высочайший среди небесных умов порядок по справедливости почита ется сущностями всех прочих ангелов, как начало после Бога всякого священного богопознания и богоподражания, так как через него пере дается всем, в том числе и нам, богоначальное озарение. Почему и всякую священную и богоподражательную энергию связывают, как с Причиной, с Богом, а как с первыми исполнителями божественного и учителями, - с первыми богообразными умами. Таким образом, пер вый порядок святых ангелов больше всех обладает свойством пламен ности, способностью передавать излитую богоначальную премудрость другим, знанием высочайшей науки божественных озарений и свой ством престольности, являющим широкое богоприятие. Порядки же низших сущностей причаствуют пламенной, мудрой, дающей ведение и богоприятие силе, но в низшей степени, и взирая на первых, и будучи ими - как первоначально удостоенными богоподражания - возводи мы, насколько это возможно, к богообразию. Так что названные святые свойства, причастниками которых через первых становятся следующие за ними, те связывают после Бога с ними, как со священноначалами.
4. Итак, сказавший это говорил, что то видение было явлено Бого слову одним из заботящихся о нас святых и блаженных ангелов и что благодаря его просвещающему руководству он был возведен до того священного созерцания, при котором видел высочайшие сущности, на ходящиеся, говоря символически, под Богом, с Богом и вокруг Бога, видел и Сверхначальный Верх, сверхневыразимо от всех них удален ный, сидящим посреди и выше высочайших сил. Увиденное научило Богослова тому, что Божественное - благодаря сверхсущественному превосходству во всем - находится несравненно выше всякой види мой и невидимой силы, а также что Оно запредельно выше всего и совершенно неподобно даже первым из сущностей, а кроме того, Оно есть Начало и сущетворная Причина всего и неизменное Место неру шимой Обители, из которой и самим превосходнейшим силам даются и бытие, и благое бытие. Потом он узнал богообразные силы самих свя тейших серафимов, чье священное наименование означает «воспламеня ющий», о чем мы скажем немного позже, насколько будет в наших силах показать способность воспламеняющей силы возводить к богообразию, и что священная форма шести крыл означает абсолютный и высочай ший подъем к Божественному первых, средних и последних умозрений. И тогда, видя бессчетное количество их ног и многоликость, и то, что крылами они отделяли вид, который под ногами, от вида, который выше лиц, и вечное движение в их средних крыльях, святой Богослов был возводим к знанию умопостигаемого смысла того, что он видел, когда ему являлась имеющая много путей и много видов их сила и их свя щенное благоговение, каковое они сверхмирно имеют при дерзновен ном, смелом и недостигающем цели разыскании высочайшего и глубо чайшего, и соразмерное с богоподражательными энергиями вечное не престанное и движение высокого парения. Он был посвящаем также и в то известное богоначальное многоценное песнопение, когда создавав ший видение ангел по мере силы передавал богослову свое священное знание. Ангел учил его также и тому, что приобщение, насколько это возможно, богоначальной светлости и чистоте служит очищением для каким-то образом чистых. И оно, это очищение, совершаемое сверхсу щественной Таинственностью по запредельным причинам во всех свя щенных умах, тем силам, что около Нее, как высочайшим, оно несколько яснее и больше себя являет и сообщает, а вторым, или последним, или нашим умственным силам - в зависимости от того, как каждая из них отстоит от Нее в богообразии, так Оно и сужает Свое ясное озарение до непознаваемости, соответствующей Ее собственной единственной со крытости. Воссияние же Ее происходит для каждой из вторых сил через первые, и, если возможно сказать вкратце, оно выводится из со крытого состояния в явленное первым делом через первые силы.
Вот, значит, что богослов узнавал от световодительствовавшего его ангела - что очищение и все богоначальные энергии, воссияв через первые сущности, всем остальным передаются в соответствии с бого творной причастностью каждой. Почему и огненно-очищающее свой ство по справедливости считается принадлежащим следом за Богом серафимам. Так что ничего нет странного в том, что говорится, что серафим очистил Богослова. Ибо, как Бог, будучи Причиной всякого очищения, очищает всех, а лучше сказать (воспользуемся близким примером), как наш иерарх, очищающий или просвещающий через своих служителей или иереев, очищает, говорится, и просвещает, ибо очищае мые через него чины относят к нему свои священные действия, так и ангел, исполнивший очищение Богослова, отнес свое очищающее знание и силу к Богу, как к Причине, а к серафиму, как к первотворящему иерарху, с ангельским, можно сказать, благоговением, уча очищаемого им, что «Запредельное Начало и Сущность в тебе мною совершаемого очищения - Творец и Причина, и вводящая в бытие первые сущности, и вокруг Себя содержащая их и сохраняющая неподвижными и неиз менными, и подвигающая их первыми причаствовать Своих промысли тельных энергий (учащий меня этому сказал, что именно в этом выра жается апостольство серафима), иерарх же и первый по Боге руководи тель - это чин из разряда первейших существ, от которого и я научил ся богообразно очищать. Он тебя очищает через меня, а через него провела Свои промыслительные энергии из состояния сокрытости до распространения на нас Причина всего, Создательница очищения».
Этому он меня научил, а я тебе это передаю. И уже дело твоей способности - думать и разбираться: либо освободиться от за труднения на основании какого-то из высказанных доводов и по чтить его перед другими, как то подобает и как то благословенно и равносильно владению истиной, либо самостоятельно изобрести не что более родственное по-настоящему Истинному, либо от другого научиться - разумеется, когда Бог дает речь, а выхлопатывают ее ангелы, - и нам, любящим ангелов, открыть более ясное, если это сколько-то возможно, и для меня более вожделенное наблюдение. |