Вторник, 16.04.2024, 09:36
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

035 - Глава 35.
14.01.2012, 04:55

Обновление Завета в Вефиле

1 Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. 2 И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; 3 встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною [и хранил меня] в пути, которым я ходил. 4 И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. [И оставил их безвестными даже до нынешнего дня.] 5 И отправились они [от Сихема]. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых.

Можно было бы предположить, что после двадцати трудных лет жизни в Харране, встретясь с Исавом, Иаков сразу же отправится в Вефиль. Вефиль был особым местом, где Господь явился бежавшему от Исава Иакову и уверил его: "Я сохраню тебя и благословлю тебя". Тогда, находясь под глубоким впечатлением от доброты Божьей, Иаков поклялся: "Господь, если Ты возвратишь меня невредимым в эту землю, я поставлю жертвенник здесь, в Вефиле".

Но что происходило теперь? Трудно избавиться от мысли, что Иаков медлил. Простясь с Исавом, он провел в Сокхофе, к востоку от Иордана, достаточно времени, чтобы построить там дом. Затем переправился через Иордан в Сихем, купил землю и жил там. Именно в Сихеме разыгралась описанная выше трагедия. Судя по возрасту детей Иакова, он провел в Сокхофе и Сихеме около десяти лет.

Почему он все же остался возле Сихема? Несомненно, Иаков осознавал, что его свидетельство об истинном Боге запятнано поступками его детей. И в этих краях Иаков мог быть полезен Богу крайне ограниченно. Почему он не поспешил вернуться в Вефиль для исполнения обета?

Мы не знаем. Маловероятно, чтобы он забыл о своей клятве. Трудно исследовать эти факты, поскольку Библия сообщает о них, не приводя видимых свидетельств духовного падения Иакова.

Вероятно, он понимал, что исполнение обета в Вефиле довольно серьезно повлияет на религиозную жизнь его семьи. Может статься, Иаков медлил из-за ложного уважения к своим женам, наверняка захватившим с собой из Харрана предметы языческого культа (31:19). Женщины Сихема, введенные в дом Иакова (34:29), также могли принести с собой идолов.

Как бы то ни было, Богу пришлось в конце концов явиться, чтобы напомнить Иакову о данном обете. "Встань, пойди в Вефиль... и устрой там жертвенник Богу". Дело не только в том, что Бог требовал исполнения просроченного обета. Тридцать лет назад, когда Иаков спасался бегством и Господь явился, чтобы поддержать его, Иаков осознал великую милость Божью и обещал помнить о ней. Однако после возвращения в Ханаан это воспоминание о милости Божьей стало тускнеть. Он воспринимал ее как нечто само собой разумеющееся. Бог не желал, чтобы свидетельство Его любви и обещание потомкам Авраама было утрачено последующими поколениями. Он ожидал лучшего от патриарха, именем которого будет назван избранный народ.

Призыв Божий Иаков понял как призыв к покаянию. Никоим образом не мог он возвратиться в Вефиль и установить алтарь истинному Богу, попустительствуя при этом поклонению ложным богам в своем собственном доме. Поэтому Иаков приказал: "Избавьтесь от чужих богов!"

Их принесли к нему вместе с серьгами, которые, вероятно, также использовались в языческом поклонении. Иаков избавился от них навсегда. Есть многое в человеческом сердце, что Бог терпит, но быть вторым к этому не относится. Он поясняет:

"Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам" (Ис. 42:8).

Расстояние от Сихема до Вефиля всего лишь около тридцати километров, но путь лежал через хананейскую территорию. Весть о резне в Сихеме быстро распространилась (34:25), и хананеи, численно превосходившие семью Иакова, были бы рады отомстить убийце своих Сихемских друзей. Поэтому Бог чудесным образом защитил Иакова. "И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых".

6 И пришел Иаков в Луз, что в земле Ханаанской, то есть в Вефиль, сам и все люди, бывшие с ним, 7 и устроил там жертвенник, и назвал сие место: Эл-Вефиль, ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица [Исава] брата своего. 8 И умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков дубом плача. 9 И явился Бог Иакову [в Лузе] по возвращении его из Месопотамии, и благословил его, 10 и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль. 11 И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; 12 землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию. 13 И восшел от него Бог с места, на котором говорил ему. 14 И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему [Бог], памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей; 15 и нарек Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль.

Прибыв в Вефиль, Иаков исполнил свой обет. Он нашел камень, лежавший у него в изголовье в ту памятную ночь, когда Господь явился ему, и поставленный им на следующее утро, как памятник. Теперь этот памятник занял центральное место в Божьем алтаре, построенном Иаковом, чтобы принародно выразить благодарность Богу за великие деяния, которые Он совершил и обещал совершить для него.

Здесь присутствует также упоминание о том, что Девора, кормилица Ревекки, умерла и похоронена в Вефиле. Отсюда мы можем предположить, что ее госпожа, Ревекка, умерла раньше, вероятно пока Иаков был еще в Харране, после чего для Деворы, вероятно, домом стала семья Иакова. Мартин Лютер высказал интересное замечание относительно Деворы: "Я представляю ее мудрой и набожной женщиной, почитавшейся детьми этого дома как бы за бабушку. Вероятно, она оказывала большую помощь Иакову (вплоть до советов в тревожные и опасные времена)".

Как и тридцать лет назад, Бог вновь явился Иакову в Вефиле по двум важным причинам. Прежде всего, Он желал подтвердить перемену имени Иаков ("держащийся за пяту") на Израиль ("боровшийся с Богом и победивший"). Новое имя Иакова было запятнано кровавыми событиями в Сихеме. Патриарх вернулся к своей старой природе Иакова, не обличив сыновей и попуская идолопоклонству в собственном доме. "Отныне ты не будешь называться Иаковом", - сказал ему Бог. Это не истинная его сущность. Подтверждая новое имя Израиля, Бог подтверждал Завет, установленный Им с патриархом. Делая это, Он заявлял: "Я простил тебя".

Бог желал еще кое-что сказать в Вефиле, и Его слова были адресованы не только Иакову. Он подтвердил обещание, данное Им тридцать лет назад одинокому, испуганному беглецу. Вероятно, весь дом Иакова, включая двенадцать мужей, которым предстояло возглавить израильские колена, присоединясь к патриарху во время служения на только что воздвигнутом алтаре, услышал голос Бога Завета, объявляющий: "Народ и множество народов будет от тебя... Землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию". Бог всегда действовал среди людей не посредством угроз и требований, но через обещания.

Кроме алтаря в Вефиле, Иаков воздвиг каменный памятник, чтобы отметить место, где Бог дважды вошел в его жизнь и говорил с ним. В благодарность он возлил на памятник вино и помазал елеем, освятив его как постоянное место поклонения Богу, явившемуся ему здесь. Как Господь счел необходимым удостоверить перемену имени Иакова и повторить вновь Свое великое обещание, так и Иаков испытывал потребность подтвердить: "Это действительно Вефиль ("Дом Божий"), где Бог явился во всей Своей спасительной благодати!" (Эл-Вефиль в 7-ом стихе означает "Бог Вефиля".)

16 И отправились из Вефиля. [И раскинул он шатер свой за башнею Гадер.] И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны. 17 Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. 18 И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином. 19 И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем. 20 Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня. 21 И отправился [оттуда] Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. 22 Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего [Иакова]. И услышал Израиль [и принял то с огорчением].

Дела Иакова в Вефиле были завершены. Теперь, когда Бог исправил его мысли и установил приоритеты, на уме у Иакова было одно - отправиться на юг в Хеврон, навестить своего отца Исаака. И он со своими домашними двинулся по дороге вдоль хребта Ханаанской центральной гряды.

По пути из Иерусалима к Вифлеему у Рахили начались родовые муки - трудные и болезненные. Подбадривая будущую мать, повивальная бабка утешала ее: "Не бойся, у тебя еще один сын". Однако Рахиль знала, что умрет и не порадуется ему, потому она назвала его Бенони ("сын моей скорби", "сын, который стоил мне жизни"). После смерти Рахили Иаков, не желавший, чтобы имя самого младшего сына постоянно напоминало ему о печали, связанной с его рождением, переименовал его в Вениамина ("сын моей правой руки"). Иаков похоронил Рахиль возле дороги, по которой они ехали. На могиле он воздвиг памятник, который простоял до времен Моисея. Путешественники из Иерусалима в Вифлеем могут и сегодня видеть это место ("Кевер Рахель" - гробница Рахили).

Впереди Иакова ожидала сердечная боль, более сильная, чем от смерти Рахили. Рувим, его первенец, переспал с Валлой, наложницей отца и служанкой только что умершей Рахили. Любимые умирают со времен грехопадения, это происходит рано или поздно. Но поступок Рувима был совершенно неожиданным. Кроме неуважения к благочестивым наставлениям отца, кроме преднамеренно нанесенного отцу оскорбления, своим поступком Рувим показывал, что он, старший сын, собирается занять место главы семьи после смерти отца.

Когда известие об этом достигло ушей Иакова, он ничего не сказал Рувиму. Ему будет что сказать об этом позднее, и сказанное им будет сильным ударом для человека, ожидавшего стать восприемником своего отца-патриарха. Предрекая на смертном одре будущее своих сыновей, он сообщит Рувиму, что жестоким и бесстыдным поведением тот попрал свои права первородства (49:4). Родословие Мессии пройдет через Иуду, четвертого сына (49:10). Двойная доля наследства, традиционно получаемая первенцем, достанется Иосифу (1 Пар. 5:1).

Сынов же у Иакова было двенадцать. 23 Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. 24 Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. 25 Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. 26 Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии. 27 И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, [ибо он был еще жив,] в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон [в земле Ханаанской,] где странствовал Авраам и Исаак. 28 И было дней [жизни] Исааковой сто восемьдесят лет. 29 И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его.

Покидая дом при бегстве в Харран, Иаков был одинок, а его земное богатство составлял лишь пастуший посох. И какая разительная перемена произошла за тридцать лет! Моисей показывает, что совершило благословение Божье с этим одиноким путником.

С рождением Вениамина число глав двенадцати колен стало полным. Потомки этих двенадцати мужей образовали колена, позднее составившие избранный израильский народ.

Иаков поселился в Хевроне и провел со своим отцом около десяти лет. Исаак умер в возрасте ста восьмидесяти лет, прожив дольше всех из трех патриархов. Нам сообщается, что Исав присутствовал на похоронах отца. Иаков, конечно же, известил своего брата в Едоме, когда заметил, что жизнь отца приближается к концу.

Сыновья похоронили Исаака в Хевронской гробнице в Махпеле (49:31), купленной некогда Авраамом. Там Авраам похоронил Сарру, там Исаак и Измаил похоронили Авраама, там же Исаак похоронил Ревекку. Теперь и его тело будет лежать в ней, свидетельствуя последующим поколениям: "Я верую в Божье обещание, что мои потомки унаследуют эту землю. Я хочу, чтобы моим последним местом на земле, местом упокоения, была земля, которой, я уверен, будут владеть мои потомки".

Итак, восьмая из десяти мини-историй Моисея, "Родословие Исаака", подходит к завершению. Хотя Исаак - не столь значительное лицо в истории Ветхого Завета, как его отец Авраам, он явил свою веру, пройдя через многие испытания. Теперь его наследник вернулся домой после многих лет странствий. Намерения Божьи относительно Исаака осуществились.

История девятая: родословие Исава, Бытие 36:1-43

Некоторые читатели, бегло взглянув на главу 36 Книги Бытие, сразу же переходят к 37-ой главе. На первый взгляд кажется, что она не содержит ничего, кроме списка потомков Исава, и ее прочтение столь же занимательно, как знакомство с телефонным справочником.

Чтобы оценить эту главу, необходимо помнить о той роли, которую отвел для нее Моисей, разделив Книгу Бытие на десять историй. Это девятое из десяти родословий, отслеживающих раннюю историю спасительных деяний Божьих. Десятое и последнее родословие, завершающее книгу, - "Родословие Иакова". Но прежде чем продолжить повествование, богодухновенный писатель останавливается на менее важном "Родословии Исава". Оно документально свидетельствует, что этот потомок Исаака, хотя и не продолжающий линию Мессии, все же произвел народ, как Бог и обещал перед рождением Исава. Это было особое благословение Божье, и 36-ая глава показывает, как оно осуществилось.

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 1372 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест Т-образный "антониевский".
Крест "буквенный".
Крест "якореобразный".
Крест монограммный "доконстантиновский".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz