Вторник, 19.03.2024, 04:59
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

027 - Глава 27.
14.01.2012, 04:31

1 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. 2 [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; 3 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, 4 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

Осуществляя Его великий замысел относительно человечества, Богу часто приходилось преодолевать упрямство и заблуждение Своих собственных детей. Эта глава описывает ситуацию из жизни семьи Исаака, не делающую чести ни одному из ее четверых членов.

Исаак был главой этого большого семейства. Как муж и отец, он прежде всего был обязан вести семью путями Божьими. Теперь Исаак - слабеющий старик. Вероятно, он болен и лежит в постели (см. 27:31). Слабое зрение и общая слабость, должно быть, подсказывали ему, что проживет он недолго. Перед смертью же Исаак желал передать право первородства своему любимому сыну. Об этом следовало объявить во время особой трапезы. "Исав наследует мне как глава семьи и получает двойную долю моего имущества", которое действительно было огромно. Поэтому Исаак попросил Исава послушно исполнить последнюю его волю, после чего ему будет дано благословение первородства.

Трудно оправдать или хотя бы объяснить поступок Исаака. Он знал, что Бог определил Иакову, а не Исаву быть носителем обещания. Возможно Исаак убедил себя, что даже если он благословит Исава, воля Божья каким-то образом не будет нарушена. При том что Исав был его любимым сыном, Исаак не замечал изъянов его характера, делавших его непригодным для передачи Завета. В конце последней главы мы отметили, что женясь на двух языческих женах, Исав продемонстрировал полное равнодушие к обещанию Господа. И эта попытка Исаака воспротивиться решению Божьему была греховной.

Исав разделил с ним вину за это прегрешение. Конечно же, его родители рассказали ему об откровении, дарованном Богом еще до его рождения: "Больший будет служить меньшему" (25:23). Соглашаясь с отцом, Исав нарушил клятву, данную Иакову при продаже ему права на первородство.

5 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи; 6 а Ревекка сказала [меньшему] сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: 7 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею. 8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: 9 пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, 10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею. 11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; 12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение. 13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

Двое других членов семьи в данном случае также небезупречны. Интриги Ревекки и ложь Иакова не могли служить славе Божьей и не свидетельствовали об их вере в то, что Бог позаботится о выполнении Своих обещаний. Некоторые, в том числе и Лютер, считают, что Иаков был прав, забирая то, что Бог ему обещал. Бог действительно может обращать во благо злые замыслы грешных людей, но конечно же он в них не нуждается и не одобряет их. Все четыре члена семьи Исаака были вовлечены в это бесчестное дело, за что, как мы увидим далее, каждый из них серьезно поплатился.

Ревекка, нечаянно услыхав о нечестивом замысле Исаака дать благословение любимому сыну, пришла в отчаяние. Она знала, что когда патриархи передавали обещание о Мессии, они делали это как представители Господа, говоря за Него, как если бы Он Сам давал это благословение. Она боялась, что если что-то не предпринять до того, как Исав вернется с охоты, то Иаков навечно утратит благословение. Ревекка знала, что ее муж идет против высказанной воли Божьей. Но в своей до определенной степени похвальной попытке содействовать осуществлению воли Божьей, она тоже впала в нечестие. В том, как реагировала Ревекка на замысел Исаака, мы видим проявление греховности ее натуры. Она заботилась не о славе Божьей, а о благосостоянии своего любимого сына. Она употребила свои кулинарные способности, чтобы обмануть мужа, убедив его, будто мясо козленка - это дичь, и склонила Иакова обмануть своего почти слепого отца, будто он дает вожделенное благословение Исаву.

Ответ Иакова звучит совершенно неподобающе для наследника Божьего обещания о Спасителе. Вместо слов: "Мать, ты просишь меня солгать?" - он произнес: "Что, если меня поймают? Отец проклянет меня, вместо того чтобы благословить!" И поспешный ответ Ревекки: "На мне будет твое проклятие, сделай, как я сказала", - удовлетворил Иакова.

14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его. 15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова; 16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; 17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему. 18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? 19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя. 20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. 21 И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? 22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. 23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его 24 и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я. 25 Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.

Обман Иакова описан очень подробно. Чтобы ложь его была более достоверной, Иаков даже надел на себя одежду брата, потому что она имела запах, присущий Исаву. Он старался подражать голосу Исава, так что престарелого патриарха удалось ввести в заблуждение. Когда Иаков сказал: "Я Исав", - он не просто солгал, он обошелся недостойно с отцом, которого был обязан слушаться и уважать. Когда отец спросил его, почему он столь быстро вернулся с охоты, Иаков, прикрывая ложь, даже призвал имя Бога, а это богохульство.

Несмотря на искусно инсценированный обман, Исаак все еще не был вполне убежден. "Подойди [ко мне], я ощупаю тебя". Лютер комментирует: "Если бы я был на месте Иакова, то бросив блюдо, сам бы кинулся прочь, словно от огня". Но Иаков - в одежде Исава, со шкурами козлят на шее и руках - приблизился и повторил ложь, состряпанную его матерью.

26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой. 27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; 28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; 29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!

Исаак все еще в замешательстве, но, не желая обвинять в обмане свою собственную плоть и кровь, в конечном счете благословляет Иакова. Мы хотим обратить особое внимание на его слова. Он ничего не сказал об обещании Мессии, пожелав материального благополучия сыну, которого принимал за Исава. "Да даст тебе Бог от росы небесной". В Негеве, земле, где осадки весьма скудны, роса - существенный источник влаги, особенно во время длительных сухих периодов. "Будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей". Он не имел права такое говорить. Исаак пытался обратить на Исава Божье благословение, предназначенное Иакову.

Тот факт, что Бог преодолел самонадеянность и упрямство Исаака, позаботясь о том, чтобы обещанное благословение получил Иаков, не извиняет вероломства Ревекки и Иакова. Грех остается грехом, и оба - мать и сын - дожили до того времени, когда ощутили гнев Божий по поводу их греха. То что Бог в другом случае преодолел подлое дело Иуды - предательство им Иисуса, - использовав его для спасения всего мира от греха, также не оправдает Иуду в день Страшного Суда.

30 Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей. 31 Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя. 32 Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав. 33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен. 34 Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня. 35 Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. 36 И сказал [Исав]: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал [Исав отцу своему]: неужели ты не оставил [и] мне благословения? 37 Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой? 38 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал,] возвысил Исав голос свой и заплакал. 39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; 40 и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

Нетрудно понять, почему Исаак "вострепетал весьма великим трепетом", когда Исав вернулся с охоты. Весьма неприятно узнать, что обманут собственной женой и сыном. Но, возможно, Исаак сильно взволновался также, осознав, что он только что противостоял Богу и потерпел поражение? Исаак ясно осознавал, что Бог обличил его, и это справедливо. Он смиренно признал, что здесь вмешался Бог, и он беспомощен изменить то, что совершил Господь. Исаак теперь действовал в раскаянии и в вере (Евр. 11:20). Когда Исав попросил о благословении, он спросил: "Что же я сделаю для тебя, сын мой?"

Исаак не мог дать Исаву благословение. Бог ясно указал на это. Единственное, что Дух Божий все же позволил Исааку передать старшему сыну, - пророчество о будущем Исава и его потомков. "Вот, [далеко] от тука земли будет обитание твое, и [далеко] от росы небесной свыше". [Cинодальный перевод не учитывает некоторые особенности контекста и древнееврейского языка и тем самым искажает смысл текста. - Прим. теол. ред.] Потомки Исава населяли земли к югу от Мертвого моря - неплодородные, каменистые территории, малопригодные для земледелия. Стоит обратить внимание, что Исаак употребил выражения "от росы небесной" (строфа 28) и "от росы небесной свыше" (т.е. вдали) (строфа 39), - эти выражения сходны и в древнееврейском. Богодухновенный автор применил эту литературную форму (каламбур), чтобы подчеркнуть разительный контраст между словами отца, обращенными к Иакову и к Исаву.

Если земли обитания потомков Исава, идумеев, не годились для земледелия, каково же тогда было их будущее? "Ты будешь жить мечом твоим", т.е. непрерывным насилием, "и будешь служить брату твоему". Истинность этого пророчества стала очевидна во время царствования Саула (1 Цар. 14:47) и Давида (2 Цар. 8:14). Идумеи обладали силой невеликой, хотя иногда им удавалось сбрасывать с себя ярмо (4 Цар. 8:20-22; 21:8-10).

41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего. 42 И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя; 43 и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги [в Месопотамию] к Лавану, брату моему, в Харран, 44 и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, 45 пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас? 46 И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?

Исав сразу понял, что предсказанное ему отцом будущее отнюдь не блестяще. Ослепленный гневом, он не увидел во всем случившемся перста Божьего. Лишь одна мысль владела им: "Мой брат опять обманул меня, лишив благословения, и я убью его".

Вся эта подробно описанная здесь неблаговидная история должна бы рассматриваться как полное поражение Ревекки и Иакова. Они, фактически, ничего не приобрели сверх того, что Бог им уже пообещал. Вместо этого они многое потеряли. Узнав об убийственном замысле Исава, Ревекка устроила так, чтобы Иаков удалился на 850 км севернее, к ее брату в Харран, пожить там "несколько времени". Господь времени растянул этот срок на 20 лет, и когда ее любимый сын вернулся домой, Ревекка уже умерла.

А Иаков? Бог позаботился о том, чтобы он получил более, чем было сказано в благословении. Иакову пришлось поступить для обучения в Божью школу. Хотя благословение первородства давало ему право на двойную долю наследства очень богатого отца, Иаков, покидая дом, имел в руке только посох (Быт.32:10). Позднее, оглядываясь на свою жизнь, он сказал: "Малы и несчастны дни жизни моей" (Быт. 47:9). В течение 20 лет Бог будет очищать веру этого патриарха от самоуверенности, нечестия и вероломства.

Мы видим, что когда Ревекка говорила с мужем о том, чтобы отослать Иакова к своей семье, она вновь прибегла к хитрости. Реальной причиной, почему она отсылала его прочь, было спасение его жизни, а также жизни Исава. Ревекка понимала, что может потерять обоих. Если бы Исав осуществил свою угрозу и убил брата-близнеца, родственники и друзья Иакова отомстили бы убийце.

Но подлинную причину Ревекка своему мужу не открыла. Вместо этого она выразила свое недовольство хеттейскими женами Исава, стремясь убедить Исаака искать жену для Иакова среди родственников в Месопотамии, как поступил ранее Авраам. Это последнее, что мы читаем в Писании о Ревекке. Далее в библейском повествовании о ней уже более не упоминается.

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 1336 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест Т-образный "антониевский".
Крест "буквенный".
Крест "якореобразный".
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест монограммный "доконстантиновский".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz