Суббота, 20.04.2024, 05:59
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

026 - Глава 26.
14.01.2012, 04:28

Жизнь Исаака во враждебном окружении

1 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. 2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, 3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву [Мою], которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; 4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, 5 за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои. 6 Исаак поселился в Гераре.

Восьмая история посвящена Исааку. Она являет нам образ второго патриарха, совершенно отличный от его отца Авраама и от сына Иакова. Авраам был человеком, вера которого побуждала его к решительным действиям. Иакову часто свойственны обман, нечестность и стремление помочь Богу в выполнении Его замыслов. Вера Исаака, напротив, проявлялась в смиренном служении, в покорном перенесении испытаний и трудностей, которые Бог допускал в его жизни.

Подобно своему отцу, Исаак жил в Негеве, на юге Ханаана. И подобно отцу, когда наступил голод, Исаак, в поисках лучшей доли, решил отправиться в Египет. Его путь пролегал через филистимские территории вдоль средиземноморского побережья. Именно здесь Бог явился Исааку и изменил его планы.

"Останься там, где ты есть, - велел Он Исааку, - и Я благословлю тебя здесь". Желая облегчить ему послушание, Бог повторил Исааку торжественное обещание, дарованное Аврааму. Земля, в которой живет Исаак, когда-то достанется во владение его потомкам. Они будут многочисленны как звезды, и через них благословятся все народы земли. Руководимый повелением Божьим и ободренный Его обещаниями, Исаак переменил планы, оставшись в земле филистимлян.

7 Жители места того спросили о [Ревекке] жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом. 8 Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею. 9 И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее. 10 Но Авимелех сказал [ему]: что это ты сделал с нами? едва один из народа [моего] не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех. 11 И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти.

И именно в земле филистимлян сатана успешно прибег к искушению, которым он поколением ранее уже дважды испытывал отца Исаака. Критики утверждают, будто Бытие 26:1-11 - лишь еще один вариант истории, описанной в 12:10-20, а затем в 20:1-18. По их мнению, патриарх лишь однажды представил свою жену как сестру, а этот текст, из-за наличия нескольких различных литературных традиций, был включен в повествование в трех различных местах. Однако сам текст не подтверждает такую точку зрения. Хотя существуют сходства между тремя попытками обмана, все же они имеют гораздо больше значительных расхождений. Например, в отличие от предыдущих историй, царь в этот раз не взял красавицу в свой гарем, а осознание того, что она жена патриарха, явилось не через Божье откровение, но благодаря личной наблюдательности царя.

И вновь страх за последствия оказался камнем преткновения для веры Исаака, как это уже было с Авраамом. Когда жители Герары спросили о Ревекке, Исаак представил ее как сестру, надеясь тем самым защитить свою жизнь. Это была жалкая потуга на обман, учитывая, что они с Ревеккой имели двоих детей. Два сосуда, через которых Бог передал и позднее воплотил Свое обещание, были действительно хрупкими, глиняными.

И опять Господу пришлось вмешаться для защиты Ревекки, хотя и не таким решительным образом, как в случае с Саррой. И вновь Божьему человеку пришлось терпеть унижение от обличения язычником. Хотя Исаак сделал свою веру объектом насмешек, и предпринятая им жалкая попытка обмана поставила его жену и брак в затруднительное положение, угрожая замыслу Божьему, Господь сохранил Своих людей и Свой замысел.

12 И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. 13 И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. 14 У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему. 15 И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею. 16 И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас. 17 И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там. 18 И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама [отца его]; и назвал их теми же именами, которыми назвал их [Авраам,] отец его. 19 И копали рабы Исааковы в долине [Герарской] и нашли там колодезь воды живой. 20 И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним. 21 [Когда двинулся оттуда Исаак,] выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна. 22 И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.

Хотя Исааку, очевидно, было неловко, когда весть о его обмане распространилась в Гераре, все же он не покинул эти места. Возможно, голод продолжался, а у него был большой дом и большое количество скота, нуждавшееся в корме. И здесь мы видим, сколь верно изречение псалмопевца: "(Господь) не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам" (Пс.102:10). Слова Моисея: "Так благословил его Господь" - задают тон всему отрывку.

Хотя кочевники обычно не занимались земледелием, поскольку их стада вместе с пастухами постоянно перемещались с места на место, Исаак все же произвел посадки в Гераре (вероятно, на участке земли, который в качестве доброго жеста Авимелех разрешил ему обрабатывать). Его урожай был необычайно обилен - ячменя уродилось в сто крат больше, чем он посадил - это впечатляло еще больше из-за продолжавшегося повсеместного голода.

Каждому, включая Исаака, было ясно, что здесь действовали не только природные факторы. Изливая свои благословения на Исаака, Бог тем самым сообщал ему нечто. Можно было бы ожидать, что к Тому, Кто благословил Исаака столь невиданным урожаем, будет употреблено имя Бог Творец. Но вместо этого Он именуется Господом. Об исполнении Своего обещания этому человеку заботился Бог Завета, напоминая ему, что Бог не нуждается в его бесчестии, что Он и без помощи Исаака в состоянии исполнить обещание о благословении семьи Завета.

Он благословил поля Исаака и его стада. Муж этот становился все богаче и богаче (не забывайте, что Исаак был главным наследником богатого отца). Его стада стали столь многочисленны, что соседи филистимляне воспылали завистью. Они - хозяева земли, а этот чужак, живущий среди них лишь благодаря их разрешению, процветает. Естественно, что в центре конфликта оказалось право на воду. В Ханаане всегда существовали затруднения с водой, и в данном случае, конечно же, имело место то же самое.

Неприязнь соседей Исаака проявилась несколькими способами. Они засыпали все колодцы, из которых пил скот Исаака, а когда не смогли навредить ему так, чтобы он перестал обогащаться, - предложили ему уехать.

Будучи пришельцем, Исаак не имел иного выбора, кроме исполнения желания землевладельцев. Будучи человеком мирным, во избежание конфликта он кочевал с места на место. Перемещаясь, он восстанавливал некоторые колодцы, выкопанные еще его отцом. Исаак вырыл новый колодец, найдя питьевую воду в Герарской долине, но местные пастухи принялись оспаривать право на него. Вероятно в огорчении Исаак назвал этот колодец Есек ("колодец раздора"). Отдав его филистимлянам, он переехал в другое место и выкопал новый. Из-за этого колодца также возник спор, и он получил название Ситна ("колодец вражды"). Будучи мирным человеком, Исаак двинулся дальше и выкопал еще один колодец, вокруг этого колодца споров не было. И назвал его Исаак Реховоф ("пространное место").

Несмотря на враждебное отношение к нему, Исаак не ожесточился. Он знал, что найти воду в этом районе, соседствующем с Синайской пустыней, очень непросто. Тот факт, что его слуги находили воду каждый раз, когда копали колодец, был для него доказательством, что Господь Завета благословил потомков Авраама, как и обещал. "Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле".

23 Оттуда перешел он в Вирсавию. 24 И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради [отца твоего] Авраама, раба Моего. 25 И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь, [в долине Герарской]. 26 Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его. 27 Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя? 28 Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, 29 чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом. 30 Он сделал им пиршество, и они ели и пили. 31 И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром. 32 В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду. 33 И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива [Вирсавия] до сего дня. 34 И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; 35 и они были в тягость Исааку и Ревекке.

К тому времени землевладельцам южного Ханаана стало очевидно, что удивительное процветание Исаака - более чем просто результат усердного труда и удачи. Даже их царь признался Исааку: "Мы ясно увидели, что Господь с тобою". Осознав это, они поняли еще и то, что противостоять Богу не только тяжело, но и бесполезно. Царь решил, что поскольку Исаак в любом случае будет продолжать обогащаться, лучше заключить с ним союз, чем пытаться ему вредить.

И вновь Исаак перешел со своим богатством и стадами, - на этот раз в Вирсавию, что на краю пустыни. О причине переезда нам не сообщается. Не вспыхнуло ли вновь прежнее противостояние с местными пастухами по поводу прав на пастбища и воду?

В любом случае, именно здесь Бог Спаситель явился Исааку во второй раз, чтобы вновь уверить его. "Не бойся", - сказал Он Исааку. Исаак понял, что раздор с землевладельцами в Гераре отвратителен и может плохо кончиться. Теперь он вновь получил уверение, что хотя остается пришельцем на обещанной земле, он все же не одинок. Бог сказал ему: "Я с тобою".

Бог желал сообщить ему еще кое-что. Бог обновил обещание, некогда дарованное Аврааму, напоминая Исааку, что хотя тот и недостоин, он все же остается наследником обещания о Мессии. Бог обещал вознаградить потомков Авраама за послушание, которое тот проявил, сохраняя верность Слову Господа.

В ответ на уверение Господа Исаак устроил жертвенник в Вирсавии и призвал имя Господа, принародно поклонясь Ему. Он научился от отца почитать Бога не только за отдельные материальные и духовные благословения, но также за откровение о Его священной истине, даруемое избранному народу в каждом новом поколении.

В Книге Притчей 16:7 сказано: "Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним". Однажды в Вирсавии Исаак испытал на себе истинность этих слов, когда неожиданно его посетил Герарский царь вместе с двумя высокопоставленными особами. Исаак спросил: "Для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня из своей земли?" Они ответили ему: "Мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе". Даже после того как Исаак обманул их, они отнеслись к нему милостиво, разрешив жить в своей стране. Да, они засыпали его колодцы, а позднее велели ему уехать, но при этом отпустили с миром. Теперь они желали дружественного союза, и Исаак был готов пойти на это.

Глава заканчивается печально, повествуя о старшем сыне Исаака Исаве. Хотя отец особенно любил его, Исав не платил ему такой же любовью. Без ведома родителей и против их воли он женился на двух хеттеянках. Таким своим поступком он, прежде всего, проявил неуважение к воле Божьей относительно брака как пожизненного союза двоих преданных друг другу людей. Также Исав проявил неуважение к Божьим обещаниям, дарованным его деду и отцу. Исава мало интересовало, принадлежит ли он к избранному народу Божьему, и разделят ли его потомки обещанные благословения. Жены хеттеянки были неверующими, они не могли наставить своих детей в любви к Слову Божьему и в уповании на Его обещания. Они происходили из хананейских племен, на которые должна была пасть кара Божья.

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 1024 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест "якореобразный".
Крест "буквенный".
Крест Т-образный "антониевский".
Крест монограммный "доконстантиновский".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz