Вторник, 19.03.2024, 06:32
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

024 - Глава 24.
14.01.2012, 04:23

Авраам проявляет твердость веры при поисках жены для Исаака

1 Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем. 2 И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое 3 и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, 4 но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку. 5 Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? 6 Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда; 7 Господь, Бог неба [и Бог земли], Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: [тебе и] потомству твоему дам сию землю, - Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему [Исааку] оттуда; 8 если же не захочет женщина идти с тобою [в землю сию], ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда. 9 И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сем.

Прошло три года после смерти Сарры. Аврааму было сто сорок лет, и он понял, что есть важное дело, которым ему следует заняться, прежде чем его дни подойдут к концу. Исааку нужна жена, которая разделит его веру в Божье обещание. Пространное и подробное описание этой истории содержится в 24-й главе, и во всем остальном Писании более об этом не говорится.

Авраам призвал своего раба, управляющего домом, и повелел ему найти для Исаака подходящую жену. Он отправил его в 850-километровое путешествие на север, в Месопотамский город Харран, бывший дом Авраамов. Авраам не мог сам отправиться туда, потому что Бог велел ему покинуть Харран. И хотя Исаак в 40 лет был достаточно взрослым, чтобы самому выбрать жену, Авраам также не хотел, чтобы он покидал Ханаанскую землю. Мы принимаем как нечто естественное, что Авраам в данном случае действовал с ведома и согласия Исаака.

Авраам потребовал, чтобы слуга поклялся буквально следовать его инструкциям. Скрепляя клятву, слуга поместил свою руку на Авраамовы чресла, в место, обладающее детородной силой. Клятва, по всей видимости, была связана со способностью к деторождению и касалась потомков Авраама по линии Мессии.

Основная забота Авраама выражается в торжественном повелении: "Клянись мне... что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев". Авраам имел веское основание для беспокойства. Религия хананеев представляла собой мерзостное сочетание прелюбодеяния с идолопоклонством, и жена хананеянка не могла быть одной веры с Исааком. Она не могла воспитать в спасительной вере последующие поколения. И более того, Бог обещал, что за свое позорное идолопоклонство хананеи будут осуждены.

Стремление слуги уточнить повеление свидетельствует, что он разделял глубокое почтение своего хозяина к Господу: "Что, если женщина, которую я найду для Исаака, не захочет выходить замуж за человека, которого никогда не видела? Можно мне тогда взять Исаака с собой?" Веруя, Авраам не ожидал затруднений и однозначно отказался действовать против воли Божьей. Он знал, что поручение, данное им слуге, соответствовало воле Божьей. Он просто применил повеление Божье к конкретной ситуации. Подобным же образом и мы знаем, что Бог обещал дать нам возможность выполнить то, ради чего Он нас призвал.

10 И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора, 11 и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать [воду], 12 и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом; 13 вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; 14 и девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет [мне]: пей, я и верблюдам твоим дам пить, [пока не напьются,] - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим [Авраамом].

Авраам был состоятельным человеком, поэтому он послал через своего слугу будущей невесте и ее семье дары, свидетельствовавшие о высоком общественном положении жениха.

В Библии мало сказано о продолжительном путешествии в Месопотамию, возможно, занявшем месяц. Далее богодухновенный писатель показывает нам слугу, уже стоящего у городского колодца и размышляющего о своем поручении. Перед ним находились жительницы города, пришедшие набрать воды для своих семей и скота. Как ему узнать, которую Господь избрал для Исаака?

Слуга многому научился от своего господина. Он обратился к Богу, Чье повеление исполнял. "Пошли ее сегодня навстречу мне, и сотвори милость с господином моим Авраамом". Великий Божий план спасения грешников включал и избрание подходящей жены для Исаака. Слуга очень хотел исполнить это и обратился к Богу за помощью.

Затем слуга составил нечто вроде сценария, призванного помочь ему в определении женщины, избранной Господом. Не выглядит ли это так, что он как бы диктует Господу? Слуга знал, что дети Божьи никогда не должны думать, что Бог оставляет их без поддержки. Поэтому он решил: "Если я попрошу девушку дать мне напиться, и она не только меня напоит, но предложит также воду моим десяти верблюдам, то пусть это будет знак, что это та, которая избрана для Исаака".

Как же это охарактеризует девушку? Несомненно в этом проявится ее дружелюбие, гостеприимство, доброта и желание служить. А хождение к колодцу и обратно, чтобы набрать достаточно воды для десяти жаждущих верблюдов, требует физической силы.

15 Еще не перестал он говорить [в уме своем], и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее; 16 девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх. 17 И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. 18 Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его. 19 И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются [все]. 20 И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть [воды], и начерпала для всех верблюдов его. 21 Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет.

Еще до того как слуга закончил молитву, его взор остановился на Ревекке. Слуга еще не знал об этом, но читателю сообщается, что она - внучка Нахора, брата Авраамова. Девушка напоила слугу по его просьбе, а затем предложила напоить также и его верблюдов. При том что один верблюд способен выпить приблизительно 70 литров, ее предложение могло стоить ей дополнительного часа труда у колодца. Слуга смотрел в безмолвном изумлении. Неужели Господь так быстро ответил на его молитву?

22 Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота; 23 [и спросил ее] и сказал: чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать? 24 Она сказала ему: я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору. 25 И еще сказала ему: у нас много соломы и корму, и есть место для ночлега. 26 И преклонился человек тот и поклонился Господу, 27 и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего.

Чтобы выразить Ревекке свою признательность за проявленную доброту, слуга взял золотую серьгу для носа и золотые браслеты, которые дал ему Авраам, и подарил ей. Одни только браслеты весили четыре унции, - это были дары, достойные богатого человека.

Слуга не мог ждать и задал ей важный вопрос. Там, у колодца, она соответствовала его требованиям, но соответствовала ли она требованиям Авраама? "Чья ты дочь?" Она дала ему тот ответ, на который он надеялся, а затем подтвердила, что он может остановиться в доме ее отца.

Теперь не могло быть сомнений, что Господь привел его к избранной Им девушке, и слуга пал на колени в смиренной благодарности. Он вознес хвалу Господу за чудесное явленное Божественное провидение, - едва ли кто из людей удостоился видеть такое.

28 Девица побежала и рассказала об этом в доме матери своей. 29 У Ревекки был брат, именем Лаван. Лаван выбежал к тому человеку, к источнику. 30 И когда он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая говорила: так говорил со мною этот человек, - то пришел к человеку, и вот, он стоит при верблюдах у источника; 31 и сказал [ему]: войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? я приготовил дом и место для верблюдов. 32 И вошел человек. Лаван расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним; 33 и предложена была ему пища; но он сказал: не стану есть, доколе не скажу дела своего. И сказали: говори.

Ревекка, очевидно, была также удивлена, а быть может, и сбита с толку странным событием, произошедшим возле колодца. Она побежала домой, чтобы рассказать обо всем семье. Когда ее брат Лаван увидел на ней драгоценности, то поспешил к колодцу, чтобы найти этого человека и пригласить его в дом. Далее в Книге Бытие откроются не вполне достойные черты его характера, но в данном случае нет никаких причин сомневаться в чистоте его помыслов. Дары, полученные его сестрой от совершенно незнакомого человека, могли удивить любого, и понятно, что брат не остался равнодушен. Он позаботился о том, чтобы с верблюдов сняли седла и обеспечили им пищу и стойло. Он проявил гостеприимство, пригласив странников отобедать с семьей.

Благочестивый слуга вежливо отклонил приглашение, решив подождать до тех пор, пока не объяснит об особой цели своего визита.

34 Он сказал: я раб Авраамов; 35 Господь весьма благословил господина моего, и он сделался великим: Он дал ему овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов; 36 Сарра, жена господина моего, уже состарившись, родила господину моему [одного] сына, которому он отдал все, что у него; 37 и взял с меня клятву господин мой, сказав: не бери жены сыну моему из дочерей Хананеев, в земле которых я живу, 38 а пойди в дом отца моего и к родственникам моим, и возьмешь [оттуда] жену сыну моему. 39 Я сказал господину моему: может быть, не пойдет женщина со мною. 40 Он сказал мне: Господь [Бог], пред лицем Которого я хожу, пошлет с тобою Ангела Своего и благоустроит путь твой, и возьмешь жену сыну моему из родных моих и из дома отца моего; 41 тогда будешь ты свободен от клятвы моей, когда сходишь к родственникам моим; и если они не дадут тебе, то будешь свободен от клятвы моей. 42 И пришел я ныне к источнику, и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! Если Ты благоустроишь путь, который я совершаю, 43 то вот, я стою у источника воды, [и дочери жителей города выходят черпать воду,] и девица, которая выйдет почерпать, и которой я скажу: дай мне испить немного из кувшина твоего, 44 и которая скажет мне: и ты пей, и верблюдам твоим я начерпаю, - вот жена, которую Господь назначил сыну господина моего [рабу Своему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим Авраамом]. 45 Еще не перестал я говорить в уме моем, и вот вышла Ревекка, и кувшин ее на плече ее, и сошла к источнику и почерпнула [воды]; и я сказал ей: напой меня. 46 Она тотчас спустила с себя кувшин свой [на руку свою] и сказала: пей, и верблюдов твоих я напою. И я пил, и верблюдов [моих] она напоила. 47 Я спросил ее и сказал: чья ты дочь? [скажи мне]. Она сказала: дочь Вафуила, сына Нахорова, которого родила ему Милка. И дал я серьги ей и запястья на руки ее. 48 И преклонился я и поклонился Господу, и благословил Господа, Бога господина моего Авраама, Который прямым путем привел меня, чтобы взять дочь брата господина моего за сына его. 49 И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? скажите мне, и я обращусь направо, или налево.

Слуга поведал о важном поручении своего хозяина и подробно поведал о том, что произошло у колодца. Об этих подробностях читателю уже известно, однако Ревекка и ее семья в них нуждались, чтобы принять угодное Богу решение в предложенном им важном деле.

В своем рассказе слуга подчеркнул несколько моментов. Он сообщил о богатстве Авраама и обратил внимание на то, что после смерти Авраама его имущество унаследует Исаак. Он объяснил, что Исаак родился, когда Авраам был уже стар (иначе отец Ревекки Вафуил мог бы предположить, что между его двоюродным братом Исааком и дочерью Ревеккой разрыв в целое поколение). В речи слуги, обращенной к семье Ревекки, более всего удивляет употребление ветхозаветного имени Бога. Авраам был заинтересован не только в женитьбе своего сына, но и в том, чтобы найти подходящую спутницу для наследника Божьих обещаний Завета.

Интересно отметить, что слуга не просто пришел и попросил Ревекку стать женой Исаака. Он предъявил факты и позволил им говорить за себя. Направляющая десница Спасителя должна быть здесь очевидна семье Ревекки так же, как это было очевидно ему.

50 И отвечали Лаван и Вафуил и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго; 51 вот Ревекка пред тобою; возьми [ее] и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь. 52 Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли. 53 И вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату ее и матери ее дал богатые подарки. 54 И ели и пили он и люди, бывшие с ним, и переночевали. Когда же встали поутру, то он сказал: отпустите меня [и я пойду] к господину моему. 55 Но брат ее и мать ее сказали: пусть побудет с нами девица дней хотя десять, потом пойдешь. 56 Он сказал им: не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему. 57 Они сказали: призовем девицу и спросим, что она скажет. 58 И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду.

Описанная слугой удивительная последовательность событий убедила семью Ревекки. Им стало понятно, что такова воля Господа, которой они не осмеливались противостоять. "Ясно, что это от Господа. Ничего здесь больше не скажешь. Вот Ревекка, возьми ее и иди". Упомянутое ими имя Бога Завета свидетельствует, что они были верующими детьми Божьими и обрадовались тому, что Ревекка войдет в семью обещанного Спасителя. Их ответ еще более проясняет, почему Авраам желал, чтобы жена его сына происходила отсюда.

Ответ семьи заставил слугу вновь опуститься на колени для поклонения Богу. Затем он преподнес Ревекке, ее родителям и брату привезенные дары. Обычай того времени требовал, чтобы жених вручил своим будущим родственникам особый подарок, известный как "выкуп за невесту". Выкуп этот служил ряду целей. Он был доказательством того, что брачное соглашение достигнуто в доброй вере, и скреплял договор между двумя семьями. Он отражал общественное положение жениха. Поскольку невеста покидала отца, выкуп за невесту возмещал тому потерю работника. Он также служил заранее выплаченными отступными, если позднее муж оставлял жену или разводился с ней.

Теперь, имея предварительную договоренность, слуга Авраамов был готов разделить с ними пищу и кров. Однако на следующее утро он попросил у семьи позволения вернуться к своему господину. Старого слугу простили бы, если бы он задержался на несколько дней в Харране, чтобы отдохнуть самому и дать покой животным после 850-километрового пути. Родственники невесты уговаривали его так и поступить, и нам легко понять, почему. До вчерашнего дня они не знали этого человека, и маловероятно, что после отъезда Ревекки они когда-нибудь увидят ее вновь. Слуга же знал, что такая задержка лишь затруднит окончательное расставание.

Они призвали Ревекку, чтобы предоставить ей решение. Ее ответ: "Пойду" - не следует понимать как согласие стать женой Исаака. Родители уже согласились, и мы прочли об этом в строфе 51, а то, что она приняла брачные дары, свидетельствует об ее согласии на замужество. Ее ответ: "Пойду" - означал, что она готова вместе с Авраамовым слугой немедленно покинуть дом.

59 И отпустили Ревекку, сестру свою, и кормилицу ее, и раба Авраамова, и людей его. 60 И благословили Ревекку и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих! 61 И встала Ревекка и служанки ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. И раб взял Ревекку и пошел.

Решительный ответ Ревекки означал, что они немедленно отправятся в Ханаан. Вместе с ней последовала ее кормилица Девора (35:8), воспитывавшая ее с младенчества, а также несколько служанок. Весьма примечательно прощальное благословение родственников невесты. Они были потомками Ноя, знавшими о благословениях, обещанных Богом Симу (9:26) и Аврааму (12:1-3; 22:17). Бог ответил на их молитву. Ревекка действительно стала прародительницей многочисленного потомства, позднее завоевавшего и заселившего ханаанские города.

62 А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. 63 При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. 64 Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. 65 И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась. 66 Раб же сказал Исааку все, что сделал. 67 И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей.

Как и о продолжительном путешествии на север, практически ничего не сообщается о месяце обратного пути. В 11 стихе 25 главы сообщается, что Исаак устроил свое жилье рядом с колодцем, где Бог однажды явился Агари (16:13,14). Он увидел приближающийся караван верблюдов и узнал от верного слуги, еще раз пересказавшего "все, что сделал", о подробностях сватовства. Как и семье Ревекки, Исааку стало ясно, что Бог чудесным образом руководил событиями, приведя их к счастливому завершению. Авраам и Исаак действовали разумно, помня о Божьем Завете. Тех, кто поступает подобным образом, Бог направляет и благословляет.

Об Аврааме здесь не говорится. Вероятно таким образом автор Книги Бытие указывает, что Исааку суждено стать новым патриархом рода, а Ревекке прародительницей.

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 1448 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест "якореобразный".
Крест "буквенный".
Крест Т-образный "антониевский".
Крест монограммный "доконстантиновский".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz