Среда, 24.04.2024, 17:43
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

015 - Глава 15.
14.01.2012, 04:00

Бог учит Авраама вере в обещание о потомке

1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика. 2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. 3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. 4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. 5 И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. 6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

Бог научил Аврама вере в обещание о земле. Далее в духовном развитии Аврама начался новый этап: Бог учил его вере в обещание о семени, о его потомстве.

И опять Бог Спаситель явился Авраму, - на сей раз в видении. Бог дал возможность Авраму увидеть вещи внутренним зрением, - то, что он никогда не смог бы увидеть зрением внешним, глазами. Милосердный Бог знал, что у Аврама в сердце живет страх, поэтому Он заверил его: "Не бойся, Я твой щит. Я защитил тебя в сражении с восточными царями. У Меня твоя весьма великая награда. Когда царь Содомский предложил тебе военные трофеи, ты отклонил его предложение, ибо понял, что Моя дружба, Мое одобрение - награда более великая, чем все, что он мог предложить тебе".

Аврам видел, что Бог безмерно и открыто благословил его. Но того, чего он желал более всего, у него не было. Бог обещал ему наследника. Обещанное звено между Аврамом и Спасителем все еще отсутствовало, - а он, и его возлюбленная Сара, оба перешагнули за пределы детородного возраста. В результате Авраму пришлось изобретать обходные пути. Чтобы получить наследника, Авраму, следуя обычаям общества, в котором он жил, придется законным образом усыновить своего слугу Елиезера.

Авраму такое положение не доставляло радости. Он не мог быть счастлив без наследника, потому что тому предстояло связать его со Спасителем. Остаться бездетным - означало для него утратить обещанное Богом наследство. Вот чего боялся Аврам.

Бог напрямую заговорил об этом страхе, когда сказал: "Выбрось из головы мысль, что Елиезер будет твоим наследником. Наследник, о котором Я говорю, будет твоей собственной плотью и кровью". Если бы Авраму наследовал Елиезер, кровное родство Аврамово пресеклось бы, родной сын Елиезера наследовал бы ему. Чтобы укрепить веру Аврама в обещание, что он будет иметь многочисленное потомство, Бог - пока только в видении - заставил Аврама выйти из шатра и взглянуть на небо, полное звезд. "Аврам, Тот, Кто может наполнить небо звездами, в состоянии исполнить свое обещание и произвести от твоей плоти бесчисленное потомство". Какое удивительное обещание дано старому человеку, женатому на женщине, с которой уже произошла перемена, не позволяющая ей рожать детей!

"Аврам поверил Господу". В древнееврейском языке глагол, переводимый как "верить", является формой того слова, которым христиане обычно заканчивают свои молитвы. То есть Аврам сказал: "Аминь" (да будет так) Божьему обещанию. Святой Павел описывает состояние Аврама следующим образом: "И, не изнемогши в вере, он не помышлял (он не колебался в вере, не думал), что тело его... уже омертвело, и утроба Сарина в омертвении. Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное" (Рим. 4:19-21).

"И (Бог) вменил ему это в праведность". В Библии "праведность" означает "святость перед Богом". Библия учит, что Аврам получил на это право не благодаря своим собственным делам, но за счет того, что совершит его великий Потомок. В таком случае вера в Бога есть более чем вера в Его могущество. Верить в Бога означает верить Его обещанию, верить Его словам, полностью полагаться на Его милость. Такую веру Бог принимает как исполнение Своих требований к совершенству.

Интересно отметить, что Апостол Павел цитирует Бытие 15:6 в двух Посланиях Нового Завета, где он наиболее полно раскрывает учение об оправдании грешника (Рим. 4:3; Гал. 3:6). Бог спасает грешников не превращая их в святых людей, но объявляя их святыми. Он вменяет им в праведность их веру. Грешники спасаются верой.

Вера Аврама была основана на Божьих словах, Его обещании, - такой же должна быть и наша вера. Это единственное надежное основание для веры. Мои чувства не являются надежным основанием для моей веры, чувства могут обмануть. В моей жизни могут быть моменты, например, когда я не чувствую, что я прощен. Но Божье обещание не может обмануть, потому что Бог лгать не способен.

Бог подтвереждает Свое обещание торжественным заключением Завета

7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. 8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? 9 Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. 10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. 11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. 12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. 13 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, 14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом, 15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; 16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. 17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. 18 В этот день заключил Господь Завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: 19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, 20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, 21 Аморреев, Хананеев, [Евеев], Гергесеев и Иевусеев.

Как любящий Отец, Бог никогда не был скуп со Своими детьми. В главе 15 Книги Бытие нам открывается на миг Его милостивое сердце, ищущее различных путей убеждения Аврама. Бездетный старик попросил помочь ему сохранить веру в обещание, что его потомки наследуют землю Ханаанскую. В просьбе Аврама не было сомнений или неверия. Он верил в Божье обещание, но желал утвердиться в этой вере. Любовь Божия нашла способ как уверить в этом дитя Божье.

Бог велел Авраму подготовить жертвы, приносимые в древнем Вавилонском завете крови, - самый сильный способ подтверждения, известный Авраму. Кстати, некоторые исследователи Библии отделяют строфы 7-21 от первых шести строф 15-й главы. По их мнению, описание видения, посланного Богом Авраму, оканчивается в шестом стихе. Но библейский текст об этом не говорит. Вся глава составляет единое целое. Поэтому наиболее вероятным кажется, что действие, описанное во второй половине главы, имело место в видении, посланном Богом Авраму.

Чтобы понять суть необычного действия с тремя животными и двумя птицами, нам следует вспомнить, что первые 75 лет жизни Аврама связаны с Вавилонской культурой. В том обществе двое людей, желавших засвидетельствовать важный документ, не просто ставили под ним свои подписи, но заключали завет крови. Убивали одно или несколько жертвенных животных и их половины помещали на земле друг против друга, образуя своего рода коридор. Для скрепления договора обе стороны вместе торжественно проходили между убитыми животными.

Значение этих действий очевидно. Во-первых, стороны участвовали в церемонии на равных. Каждый участник церемонии должен был пожертвовать что-то для ее осуществления. И во-вторых, если кто-либо из участников нарушал условия договора, окровавленные останки жертвенных животных служили молчаливым напоминанием нарушителю, что он заплатит за это своей жизнью.

По мере того как развертывалось видение, Аврам видел себя закалывающим животных и укладывающим их половины рядами. Каков смысл жертвоприношения птиц, не сказано.

Теперь все готово. Для завершения этой церемонии подтверждения Завета (договора) оставалось лишь пройти двум договаривающимся сторонам между частями рассеченных животных. Аврам ждал. Он увидел хищных птиц, налетевших на окровавленные туши, и отогнал их прочь. На закате солнца Аврам ощутил необъяснимое чувство страха. Бог сообщил, что хищные птицы и беспокойство, овладевшее Аврамом, указывают на дальнейшую судьбу его потомков. Прежде чем унаследовать обещанную им землю, они будут рабами в чужой стране на протяжении четырех столетий. Они будут угнетаемы. Но в должное время Бог произведет суд над поработителями, освободит Свой народ и приведет его на новую родину. В наказание за их нечестивую жизнь, Бог лишит владений хананеев, населяющих эту землю. Отец израильского народа, очевидно, испытал облегчение, узнав о счастливом завершении этой четырехсотлетней истории страданий.

Темнело, - но как же насчет Завета, скрепляющего договор? И тут Аврам увидел пламя (как из очага, обычного для кочевников), проходящее между рассеченными животными. И услышал Аврам глас Божий, объявляющий: "Потомству твоему даю Я землю сию". Бог даже указал приблизительные границы (от Египта до Евфрата) и перечислил десять колен хананейских, которые за грехи будут лишены права жить на этой земле и у которых отнимут их владения потомки Аврама.

На протяжении ветхозаветных столетий Бог часто являлся Своим людям в огне, в дыму или в облаке, чтобы засвидетельствовать Своему народу горячее желание осуществить Свой великий замысел. Вспомните, как Иегова явился Моисею в пламени горящего куста (Исх.3:1-10) или израильтянам в столпах облачном и огненном (Исх. 13:21). Это особое явление (часто характеризуемое как "слава Господня") обычно случалось в тяжкие времена, когда казалось либо что Бог забыл о Своем обещании, либо что враг в состоянии воспрепятствовать его осуществлению.

Какова же была цель Его явления здесь? Аврам попросил Бога о знамении, и Бог дал ему знамение, подтвердившее Божий замысел спасения. Пламя, символизирующее присутствие Божье, явилось одно, само по себе, перемещаясь между разделенными частями жертвы. Завет Божий действительно является договором между двумя сторонами, но эти две стороны ни в коей мере не равны. Одна сторона принимает на себя все обязательства, а другая получает все блага. Аврам ничего не обещал, ничего не делал, ничего не говорил. Он просто наблюдал за тем, что совершает Господь, он слушал, что говорит Господь, и верил. Святой Павел позднее словами выразил то, что Бог явил здесь Авраму: "Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Ефес. 2:8,9).

Глава 15-я описывает значительную часть Божьих действий по наставлению Аврама, попросившего у Бога свидетельства о выполнении обещания. Бог ответил тем, что заключил с ним Завет, позволив ему сначала услышать обещание, вновь повторенное ему и дополненное. Аврам узнал, что его потомки образуют народ, который, несмотря на бедствия и рабство в чужой стране, заселит Ханаанскую землю. Чтобы уверить Аврама в выполнении обещанного, Бог позволил ему в некоторых образах увидеть Бога Спасителя, подтверждающего Свое обещание.

Мы, верующие времен Нового Завета, имеем схожее благословение от Бога в Таинствах. В Крещении и Причастии Бог не только позволяет нам услышать весть о Своей благодати, явленной во Христе, но также дает возможность нечто увидеть. Свое обещание Он соединяет с земными элементами, чтобы мы имели как можно больше подтверждений. Этими видимыми знаками Бог удостоверяет Свои обещания. И разве это не является доказательством Его милости!

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 1595 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "буквенный".
Крест монограммный "доконстантиновский".
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест Т-образный "антониевский".
Крест "якореобразный".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz