1 Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. Каждый желает получить ответ на вопрос: "Каково мое происхождение? Откуда произошли люди?". Исчерпывающий ответ на него содержится в самой первой главе Книги Бытие. Многие историки стремятся найти ответ на вопрос: "Откуда в мире так много народов?". Если миллиарды живущих на земле людей имеют общего прародителя, то почему же в мире так много различных народов? Моисей отвечает на этот вопрос, прежде чем перейти к истории избранного Богом народа израильского. Его ответ содержится в главе 10. Эту главу часто называют "Родословием народов". Оно является частью того, что Моисей называет "Родословием сынов Ноевых", - четвертого из десяти родословий, составляющих Книгу Бытие. Моисей ранее уже познакомил нас с тремя сыновьями Ноя. Здесь он показывает нам дальнейшую историю трех ветвей Ноева семейства. Прежде чем рассматривать ее, необходимо отметить следующее. Главу 10 не назовешь легким и занимательным чтением. В ней множество имен, и мы не всегда можем понять, какое из них кому принадлежит. Очень велико искушение вовсе не читать главы, подобные этой. Но обратите внимание на следующие два обстоятельства: 1. Бог пожелал, чтобы нам было дано это свидетельство. 2. Из всех литературных источников - это единственное в своем роде свидетельство, содержащее географическую информацию о расселении народов. Израильтяне - единственный древний народ, сохранивший подобные сведения. Родословие народов критикуют за его неполноту. Не все народы описаны одинаково подробно, но нам не следует и искать этого. Моисей уделяет больше внимания народам, имевшим тесные контакты с израильтянами. Поскольку Родословие находится в Книге Бытие прямо перед историей Авраама, можно предположить, что в нем перечисляются народы того времени. За ним в хронологическом порядке следует описание расселения народов после строительства Вавилонской башни. Иафетяне2 Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас. 3 Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма. 4 Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим. 5 От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих. Сначала перечисляются потомки Иафета, поскольку в последующие столетия израильтяне будут иметь с ними наименьший контакт. Иафетяне расселились в местах, наиболее удаленных от Земли Обетованной. Перечисляются четырнадцать потомков Иафета - семь сыновей и семь внуков, - они образовали группу, известную как индоевропейская языковая семья. Их называют "приморскими народами", потому что они населяли территории Средиземноморья, а также побережье Черного и Каспийского морей. Каждая группа иафетян имела свою собственную землю и свой собственный язык. Каждый человек принадлежал к определенному роду или племени, в свою очередь объединяющимся в народ. Моисей в Родословии указывает только на эти четыре деления. В Библии ничего не сказано о возникновении расовых различий. Хамиты6 Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан. 7 Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан. 8 Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; 9 он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]. 10 Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. 11 Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховоф-Ир, Калах 12 и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий. 13 От Мицраима произошли Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, 14 Патрусим, Каслухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим. 15 От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет, 16 Иевусей, Аморрей, Гергесей, 17 Евей, Аркей, Синей, 18 Арвадей, Цемарей и Химафей. Впоследствии племена Ханаанские рассеялись, 19 и были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши. 20 Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их. Затем перечисляются сыновья Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан. Мы узнаем, что они расселились в Северной Африке и Ханаане, или Палестине. Мицраим - древнееврейское наименование Египта. В библейские времена землей Хуш называлась территория к югу от Египта, вероятно там, где сейчас Судан. Иногда в Родословии народов бывает трудно понять, что за имя указывает Моисей - имя ли это предка, название племени или же целого народа. Особо упоминается знаменитый внук Хама Нимрод. О нем сказано, что он был "силен на земле". Нимрод стал властителем и основателем империи. Первым его шагом на пути к созданию империи было установление господства над четырьмя городами: Вавилоном, Эрехом, Аккадом и Халне (к северо-западу от Персидского залива, на реках Тигр и Евфрат). Оттуда Нимрод двинулся на северо-запад и установил второй центр империи в районе четырех городов: Ниневии, Реховоф-Ир, Калах и Ресен. Этот знаменитый властитель назван "сильным звероловом пред Господом". Он полностью противоположен Божьему идеалу царя. Божий идеал царя - это пастырь, человек, заботящийся о благополучии доверенного ему стада. Охотник-зверолов, напротив, наживается за счет своей жертвы. Несколько стихов посвящены описанию хананеев. В последующие годы народ Божий будет иметь с ними множество контактов. Позднее Бог повелел израильтянам отнять у хананеев их владения, занять их родную землю и истребить их по причине их отвратительного идолопоклонства. Можно понять, почему Моисей не только включает их в Родословие народов, но и описывает столь подробно. Семиты21 Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова. 22 Сыны Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам [и Каинан]. 23 Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш. 24 Арфаксад родил [Каинана, Каинан родил] Салу, Сала родил Евера. 25 У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена; имя брату его: Иоктан. 26 Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавефа, Иераха, 27 Гадорама, Узала, Диклу, 28 Овала, Авимаила, Шеву, 29 Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана. 30 Поселения их были от Меши до Сефара, горы восточной. 31 Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их. 32 Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа. По именам названы пять сыновей Сима, но далее в Родословии говорится только о двоих. Очевидно, остальные трое сыновей слишком удалились от Израиля и не представляют особого интереса. Сын Сима Арам дал свое имя стране, находившейся к северу от Палестины. Упоминаются имена его четверых сыновей, это свидетельствует о том, что данная семейная ветвь играла важную роль в древнем народе Божьем. Ревекка, жена Исаака, была родом из Арамеи, равно как Лия и Рахиль, жены Иакова и матери глав двенадцати колен израильских. Арфаксад стал прародителем наиболее важной ветви семейного древа Сима. Линия Арфаксада стала линией Мессии. Через два поколения эта ветвь разделилась на два ответвления. Первое - Иоктаново, указаны имена его тринадцати потомков, все из восточной Аравии. Более важным ответвлением было потомство Фалека, оно продолжило линию Мессии, ведущую к Аврааму (11:10-26), и, в конечном счете, к Христу. Глава десятая Книги Бытие является своего рода библейской метрикой. Она свидетельствует, что человечество после Потопа имеет единые корни, подтверждает, что каждый современный человек на земле - не только потомок Адама, но и Ноя. Она описывает возникновение государства и указывает имя первого основателя империи. Она являет Божье участие в расселении народов. Она помогала древнему Израилю в определении его связей с соседними народами. И - что наиболее важно - на протяжении шести поколений отслеживает генеалогию семьи, через которую нам был дарован Спаситель.
- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".
|