Понедельник, 25.06.2018, 09:47
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

009 - Глава 9.
14.01.2012, 03:18

1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; 2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

Можно представить, с какой нерешительностью и неуверенностью маленькая семья Ноя вступила в новую жизнь в совершенно чуждом ей мире. Бог видел это и даровал Ною благословение, подобное уже однажды произнесенному в раю.

Вероятно еще в то время, когда Ной приносил свою жертву всесожжения, Творец произнес: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю". Благословение Божье было более чем просто благочестивым пожеланием. Как и Божье благословение в раю, это благословение реально позволило семье Ноя исполнить Божий замысел, вновь населив землю.

Способность человека к воспроизводству - особое благословение Божье, и Он дал повеление нам - реализовать эту способность, покоряясь Ему. Хотя мы живем в обществе, где дети часто нежеланны (в России в настоящее время приходится 130 абортов на 1000 родов), Бог очень ясно дает понять, что человеческий род должен себя воспроизводить. [По статистике организации "Роса жизни": "Сейчас в России количество абортов в шесть раз превышает количество родов, и только около 15% женщин в России не имеют опыта абортов. В среднем на каждую женщину приходится от 4 до 6 абортов в течение ее жизни". - Прим. теол. ред.] Рождение и воспитание детей Бог считает не только высокой честью, но также законной обязанностью людей, вступающих в брак.

Но, по сравнению с благословением в Едемском саду, кое-чего здесь не хватает. Адаму и Еве был когда-то дарован Божественный мандат на "обладание" землей и владычество над всем живым творением (Быт.1:28). В результате грехопадения, Адам и Ева утратили Божий образ, и Бог знал, что полный контроль несовершенных творений над сотворенным миром приведет к различного рода злоупотреблениям. Однако полное отсутствие власти над Божьим творением ставило под угрозу человеческую семью. Животные уже более не подчинялись человеку, и численность их значительно превышала количество людей. Чтобы защитить человеческий род от истребления, Бог повелел: "Да страшатся и да трепещут вас все звери".

Далее Бог добавил: "Все движущееся, что живет, будет вам в пищу". При сотворении мира Бог повелел Адаму и Еве питаться растительностью (Быт.1:29). Здесь же Он разрешает Ною употреблять в пищу животных, птиц и рыб. Следует ли из сказанного, что до того все люди были вегетарианцами? Хотя, очевидно, так оно и было, Писание ясно не говорит о вегетарианской диете (и сказанное в Быт.3:21 и 4:24 даже кажется противоречит этому).

Позволив людям так много, Бог ограничил их в одном: "Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте". В крови любого живого существа заключена его жизнь. Чтобы научить народ израильский уважать жизнь, Бог запретил им употреблять кровь в пищу. Столетиями позднее, на горе Синай, Бог скажет им: "Душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает. Поэтому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови" (Лев.17:11,12).

Более частое убийство животных могло вызвать у людей безразличие к пролитию человеческой крови. Поэтому Бог добавил особое предупреждение. Он будет требовать отчета за жизнь убитого человека. Очень серьезное напоминание во времена, когда жизнь ценится столь дешево! В древнем Израиле даже зверь, по чьей вине погибал человек, предавался смерти (Исх.21:28).

Поэтому Бог объявил общий для всех принцип: "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека". Глагол "прольет" - соответствует древнееврейской глагольной форме, обозначающей постоянное или привычное действие. Бог здесь говорит не о случайном убийстве человека, но о преднамеренном, умышленном. Убийца, говорит Он, должен поплатиться своей жизнью за преднамеренное лишение другого человека жизни.

Кто же должен карать за убийство? Лютер комментирует: "Словами: 'того кровь прольется рукою человека' - учреждаются земные власти". В своем письме христианам древнего Рима Апостол Павел добавил следующий комментарий, имея в виду представителя власти: "Он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим.13:4). Во времена Ноя, при общей численности населения в восемь душ, на земле не было властей, но представление о гражданском правительстве уже было утверждено Богом.

Причина, по которой Бог требует, чтобы убийца лишался жизни, очевидна из слов: "Ибо человек создан по образу Божию". Двое первых человеческих существ были первоначально сотворены точно по образу Божьему. Убийца посягает на Божье величие. И поскольку Божий образ, утраченный при грехопадении, может быть восстановлен только в течение жизни человека, прерывание его жизни означает прерывание дарованного ему времени благодати, и если человек не успел вновь обрести образа Божьего, это означает обречение его на вечное отделение от Бога.

Подтвердив, что жизнь священна, Бог вновь объявляет Свое повеление роду человеческому размножаться и наполнять землю.

8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним: 9 вот, Я поставляю Завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; 11 поставляю Завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами Потопа, и не будет уже Потопа на опустошение земли. 12 И сказал [Господь] Бог: вот знамение Завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] Завета между Мною и между землею. 14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; 15 и Я вспомню Завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода Потопом на истребление всякой плоти. 16 И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню Завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. 17 И сказал Бог Ною: вот знамение Завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.

Бог дал еще одно слово уверения восьмерым людям, готовым начать новую жизнь. Бог даровал им это подтверждение в такой торжественной и обязывающей форме Божьего обещания - как Завет. Задумайтесь над этим! Бог, по сути дела, принял на Себя обязательство соблюдать условия высокого договора: "Никогда не будет Потопа!"

Но разве Бог не говорил об этом Ною, когда тот впервые вышел из ковчега? (См.8:21.) Зачем же Он повторяет Свое обещание? Лютер предполагает, что Ной и члены семьи пребывали в великом страхе. Тот ужас, который они испытывали в течение года, все еще не покидал их. Все окружающее свидетельствовало о страшном опустошении. Бог видел, что хрупкие, созданные из праха земного существа нуждались в мощной поддержке, которую только Он мог им оказать.

Уверив их словами, что никогда больше не пошлет Потопа, Бог, кроме того, дал им видимый знак в качестве залога верности Своему обещанию. "Я полагаю радугу Мою в облаке". Всякий раз, когда появляется радуга, она свидетельствует о том, что Бог помнит о Своем Завете. Когда появляется радуга, Бог напоминает всем потомкам Ноя, что Он верен Своему обещанию.

18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. 19 Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. 20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. 22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. 23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. 24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. 26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; 27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. 28 И жил Ной после Потопа триста пятьдесят лет. 29 Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.

"Житие Ноя" (6:9-9:29) заканчивается на невеселой ноте. Ной, благочестивое, верное дитя Божье, споткнулся и впал в грех. Писание не скрывает греховных слабостей людей, прославившихся своей верой. Нам необходимо напоминание, что они - не святые, а грешные мужчины и женщины, подобно нам, жившие верой в Божье прощение. Бог сообщает нам эти подробности, желая не только успокоить нас, но также и предостеречь.

Прежде чем сообщить гнусные подробности этого дела, Моисей вновь напоминает, что Бог замыслил повторное заселение земли после Потопа посредством естественного человеческого воспроизводства. Согласно главе 10 Книги Бытие, у Иафета было семеро сыновей, у Сима пятеро, у Хама четверо.

Ной, по всей видимости, до Потопа был земледельцем, и теперь вновь принялся за это занятие. Бог благословил его труды и даровал урожай его винограднику, а Ной из части винограда сделал вино - тоже дар Божий. Однако Ной злоупотребил даром Божьим, - выпил чрезмерно и, опьянев до бесчувствия, оскорбил Бога и опозорил себя тем, что лежал обнаженным.

Сыновья Ноя, как и сыновья Адама, отличались и душой, и поведением. Хам увидел отца обнаженным и рассказал об этом братьям. (Здесь важно отметить - нам пригодится это позднее, - что Хам дважды называется "отцом Ханаана".) Хам с усмешкой наблюдал позор отца и думал, что братья тоже посмеются, но Сим и Иафет милосердно прикрыли грех своего отца.

Ной не только протрезвел, но в раскаянии и вере он вернулся к Господу, которого оскорбил. И, руководимый Духом Божьим, он произнес одно из самых замечательных в Писании пророчеств. Он указал на будущее каждого из троих своих сыновей и их потомков.

"Проклят Ханаан". Ной предвидел, что грубая чувственность и распущенность, проявленные его сыном Хамом, более полно разовьются в Ханаане, одном из четверых сыновей Хама. Ханаан был прародителем той ветви семьи Хама, которая населяла Землю Обетованную, прежде чем израильтяне завоевали и населили ее. Всякий раз, встречаясь с культурой хананеев, мы отмечаем, что им присущ низкий моральный уровень. Религия хананеев, например, являла собою сочетание идолопоклонничества и разврата. Храмовая проституция - гетеро- и гомосексуальная - у хананеев была способом поклонения их богам. Ной предсказал, что по этой причине на хананеев падет проклятие, они станут рабами своих братьев. История свидетельствует, что в последующие столетия хананеи были порабощены родственными хамитами, а также семитами и иафетянами.

Покончив с этой неприятной частью пророчества, Ной воздал хвалу Господу, Богу Сима. Святой Дух открыл Ною, что по линии Сима продолжится род обещанного Мессии. Хамитов ожидало безрадостное будущее, а семитам, в отличие от них, предстояло стать избранным народом Божьим. Бог откроет им Себя, и они будут поклоняться Иегове как истинному Богу, Богу великой и неизменной благодати. На протяжении всего Ветхого Завета мы можем видеть осуществление пророчества Ноя о благословенной ветви Сима, еврейском народе.

Хотя позднее хананеи стали рабами евреев, это рабство обернулось благословением для них, поскольку через него они соприкоснулись с истинным Богом (см. Нав. 6:25; 9:27). Поэтому следует отметить, что Ной говорил обобщенно. Его пророчество не подразумевает неизменность судьбы каждого отдельного хананея или каждого израильтянина. В Библии имеют место примеры спасения хананеев (3Цар.17:24; Матф. 15:21-28) и отпадения от Бога семитов (Матф. 23:13).

Далее Ной обращается к третьему сыну: "Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых". Ной сначала говорит о земном благословении, даруемом потомкам Иафета, потомство его будет многочисленно. В главе 10 мы узнаем, что Иафет - прародитель индоевропейцев, позднее населивших обширные земли в Азии и Европе, а также территории на севере и западе. Однако самые большие благословения, которые предрек Ной сынам Иафета, - не земные, материальные, но духовные. Они поселятся "в шатрах Симовых", разделив благословенное наследие, дарованное Симу - познание Бога, которое мы обретаем через Евангелие Иисуса Христа. Ной пророчествовал, что язычники также будут иметь все благословения, даруемые Христом.

"Житие Ноя" заканчивается кратким сообщением, что Ной, грешник и святой, прожил долгую, полную событий жизнь и умер 950-ти лет от роду.

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 1604 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "буквенный".
Крест "якореобразный".
Крест Т-образный "антониевский".
Крест монограммный "доконстантиновский".
Крест "Египетский иероглиф Анх".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz