Суббота, 20.04.2024, 11:26
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

006 - Глава 6.
14.01.2012, 02:56

1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. 3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. 4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. 5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; 6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. 7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. 8 Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].

Моисей прерывает родословие потомков Адама, чтобы показать ужасающую катастрофу, посланную Богом на обитателей земли во дни Ноя. Здесь он рассматривает обстоятельства, заставившие Бога принять решение о всемирном Потопе.

Этот заключительный эпизод в Моисеевом "Родословии Адама" весьма печален. Потомки Сифа, Божьи люди, которые до того держались в стороне от неверующих потомков Каина, стали утрачивать свою верность истинному Богу и сближаться с соседями язычниками. "Сыны Божьи", - т.е. верующие Божьи дети, - "увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал". Если "сынами Божиими" были потомки Сифа, то "дочерьми человеческими", напротив, были неверующие женщины. Намереваясь вступить в брак, наиболее важный союз в человеческих отношениях, потомки Сифа забывали о своей вере и благочестивом наследии. При поисках жены они не задумывались над вопросом: "Поможет ли эта женщина сделать мой дом местом благочестивых наставлений?" Они задавались лишь одним вопросом, для них наиболее важным: "Красива ли она?"

Смешанные браки вели к дальнейшему вырождению потомков Сифа, пока не наступил момент, когда их уже невозможно было отличить от потомков Каина. Бог предостерегал: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками". Дух Божий действовал тогда, как и сейчас, через Слово Божье, которое тогда еще проповедовалось, - например, Ноем (2 Пет.2:5). Но Дух не может продолжать обличать и исправлять людей, если они отвергают Его милостивые деяния. Бог видел, что Его творение - не что иное, как грешная плоть, полностью преданная греху. По Своему удивительному долготерпению и любви Господь, Бог Спаситель даровал человеческому роду еще 120 лет. Дольше чем еще одно столетие Он будет продолжать говорить через Своих посланников, стараясь пресечь неуклонное стремление к злу, пытаясь уберечь людей от опрометчивого доведения себя до Суда.

Одной из неугодных Богу особенностей жизни на земле является насилие. Когда в жизни человека или народа отсутствует любовь к Богу, - любовь к людям также отсутствует. Заблудшие сыновья не бывают хорошими братьями. В те дни до Потопа на земле обитали люди, жившие насилием, Моисей называет их "исполинами" [nephilim], - это слово, по всей видимости, в древнееврейском означает "нападать", "атаковать". Даже до того еще, как умножились браки между потомками Сифа и Каина, встречались люди, попиравшие права других, а от смешанных браков рождались в основном такие люди. И парадокс в том, что в таком перевернутом с ног на голову мире подобные эгоистичные и сильные личности почитаются в качестве образца и предмета восхищения.

Именно тогда Бог объявил об изменении Своего порядка управления миром. Цель его осталась неизменной (Благодарение Богу за то, что она не может измениться!). Он желал - и все так же желает - спасения всех людей, но стало очевидно, что если Ему не вмешаться, то даже Его собственные дети, верующие, будут сметены активно распространяющимся по всей земле злом. Бог, Который однажды, взглянув на венец Своего творения, произнес: "Хорошо!" - теперь, глядя на него, сказал с отвращением: "Это не тот человеческий род, который Я сотворил! Сердца их полны зла во всякое время. Я должен уничтожить их и начать все снова". Вся остальная тварь Божья была также испорчена, осквернена и попала под Божий суд.

Важно отметить, что Тот, Кто объявил о гибели мира - это Господь (строфа 7), Бог истинной любви. Кое-кто называет Его суд жестоким и мстительным, но в действительности все обстоит иначе. Он предпринял этот решительный шаг потому, что не хотел, чтобы погиб Его замысел объединения верующих в Божью семью.

"Родословие Адама", начавшееся в 5:1, заканчивается знаменательным утверждением: "Ной же обрел благодать пред очами Господа". Благодать Господа - это Его милость, Его незаслуженная любовь, принимаемая верой. Эта благодать не только даровала Ною то, чего он не заслуживал, но, по сути, дала ему совершенно противоположное тому, что он заслуживал. Бог не только избавил Ноя и его семью от вод Потопа, но и продолжил через них линию Адама и Сифа. На такой тонкой нити висело Божье обещание о Семени жены. Именно через потомков Ноя милосердный Бог исполнил это важное обещание.

Важно отметить, что характеристика, содержащаяся в стихе 5, по-прежнему верна для каждого появляющегося на свет человека. Библия говорит о полной порочности человеческого рода. Единственное средство избавления сегодня - то же, которое обрел Ной во время Потопа - благодать Божья, удивительная любовь, которая нисходит на грешников, заслуживающих лишь полного отлучения от Бога, и спасает их.

История третья: родословие Ноя, Бытие 6:9-9:29

В главах 6-8 Книги Бытие речь идет о всемирном Потопе. Интересно заглавие, которое Моисей дает этому разделу книги. Он озаглавил его не "Разрушительный потоп", но "Житие Ноя". Особое внимание Моисей уделяет не ужасу, который сопутствовал наказанию, - глобальной катастрофе, уничтожившей 3-миллиардное население мира и надолго изменившей лицо земли. [Эта цифра является чисто гипотетичной и основана, по всей видимости, на интерполяции динамики роста населения после Потопа на допотопное время. - Прим. теол. ред.] Особое внимание Моисей уделяет избавлению, совершенному Богом через Ноя, - человека, который обрел благодать в очах Господа. Моисей описывает не историю Потопа. Это история Ноя - его веры, его послушания, его избавления, его греха и торжественного Завета, заключенного между ним и Богом.

9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. 10 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. 11 Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. 12 И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. 13 И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. 14 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. 15 И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. 16 И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].

Житие начинается с краткого описания Ноя. Он был, прежде всего, праведен. Это слово в Библии - судебный термин. Ной, грешник, объявлен Богом невиновным. Бог ожидал от Ноя, - так же, как Он ожидает и от нас, - веры в Него, доверия к Его обещанию о помощи и прощении в грядущем Спасителе. "Верою Ной... сделался наследником праведности по вере" (Евр.11:7).

Ной описывается далее как "непорочный". Но этот перевод неточен. Ной был грешником, он не был непорочным. Слово, которое Моисей употребляет для описания Ноя, происходит от глагола, означающего "быть совершенным, полным". Ной был "совершен - праведен". Ной был благочестив. Спасительная вера в обещанного Мессию не только обитала в его сердце, но проявляла себя на каждом этапе его жизни. Это благочестивое дитя Божье претворяло свою веру в действии, отечески заботясь и воспитывая троих сыновей.

В нечестивом мире богобоязненным родителям всегда приходится усердно трудиться, воспитывая детей в страхе Господнем. Воспитание детей для Ноя было делом гораздо более трудным, чем для любого другого родителя, поскольку он и его жена оказались полностью изолированы в мире, отвернувшемся от Бога. Современники Ноя проявили презрение к Богу, эгоизм и насилие по отношению друг ко другу. Бог видел, что мир, в котором жил Ной, поражен болезнью - и не какой-то легкой формой гриппа, а смертельным недугом духовного рака.

Именно тогда Бог говорил с Ноем. Он оказал доверие Ною и сообщил ему о каре, которая вскоре грядет. Он пошел на такую меру как Творец, чьи творения утратили право на жизнь, отказавшись признать Его Творцом и Господом. Но Бог также убедил Ноя, что вполне заслуженное наказание, которым Он собирается покарать мир, послужит осуществлению великого благого замысла освобождения Его людей, удержит их от упорного неверия и нечестия, распространившегося в те времена.

Бог не сразу открыл Ною, каким образом Он разрушит мир, эти подробности были объявлены позднее. Но из того, что Бог повелел ему сделать, Ной кое о чем мог догадаться. Он должен был построить большую морскую баржу 150 м длиной, 25 м шириной и высотой с четырехэтажное здание. Судно должно было иметь объем свыше 42 000 кубических метров, - приблизительно как у 14 000-тонного корабля. Это должен был быть не корабль, цель которого - проплыть от пункта А до пункта Б, а баржа, огромная коробка, чье назначение - удержаться на воде, сохраняя жизнь драгоценного груза.

Чтобы вместить множество разнообразных пассажиров, ковчег должен был иметь три палубы. Для освещения и снабжения свежим воздухом всего ковчега, под выступом крыши должно было быть отверстие в 45 см.

17 И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. 18 Но с тобою Я поставлю Завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. 19 Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. 20 Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского]. 21 Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. 22 И сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал.

Здесь Бог открывает подробности Своего наводящего трепет замысла - Он собирается разрушить землю водой. В ушах Ноя, должно быть, звенело, когда Бог сообщал детали: "Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни... но с тобою Я поставлю Завет Мой". Бог говорит о "Своем Завете", как о чем-то, известном Ною. Возникает впечатление, что Бог ранее заключил с Ноем важное соглашение (вероятно, в начале 120-летнего периода благодати) и теперь обещает выполнить условия этого Завета - сохранить в ковчеге малый остаток Своего творения.

Бог уточнил, кто должен находиться в ковчеге. Наиболее важными были, конечно, восемь членов семьи Ноя. Ной также должен был взять в ковчег множество разных животных и птиц, чтобы земля вновь наполнилась ими после Потопа. Вначале Бог велел Ною взять на борт всех животных по паре, позднее Он несколько изменил это повеление.

Чтобы успокоить Ноя, что ему не придется долго отлавливать животных, Бог сообщил ему, что его пассажиры из числа животных сами придут к нему. Иначе Ной не смог бы точно отобрать пары с нужными генами в репродуктивных клетках, обеспечивающих то многообразие размеров и цветов, которое мы наблюдаем сегодня.

Заключительные инструкции, полученные Ноем, касались кормления обитателей ковчега в течение тех месяцев, которые они должны были там провести. Ною не следовало ожидать от Бога, что Тот станет кормить их чудодейственным образом, - он должен был собрать достаточное количество припасов на срок более года. На борту ковчега Ною и его семерым родственникам предстоит много работать. У них не останется времени для жалости к себе или скуки. И в этом мы видим проявление мудрости любящего Творца.

В Библии нам не сообщается, облегчил ли Бог хоть как-то труды Ноя по кормлению животных. Находились ли в ковчеге взрослые особи - или молодняк со скромным аппетитом? Разумным кажется предположение, что в условиях длительного нахождения в замкнутом пространстве некоторые животные пребывали в спячке.

Заключительный стих свидетельствует, что Ной, с охотою повинуясь Богу, сделал так, как Тот ему повелел. Мы вспоминаем Божью характеристику Ноя, содержащуюся выше в этой главе - он был праведен. Его жизнь соответствовала его вере. Мы можем здесь кое-чему научиться у Ноя. Если цель нашей жизни - прославление Бога, то, подобно Ною, мы будем стремиться узнать, в чем заключается Божья воля, и жить в соответствии с ней.

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 2394 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест Т-образный "антониевский".
Крест "буквенный".
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест монограммный "доконстантиновский".
Крест "якореобразный".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz