Вторник, 23.01.2018, 01:44
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Ветхий Завет с толкованием » Бытие

004 - Глава 4.
14.01.2012, 02:50

1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. 2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

В Ветхом и Новом Заветах употребляется особая форма глагола "узнать", "познать", - при деликатном описании интимных отношений между мужем и женой. "Адам познал Еву". Глагол имеет дополнительное значение - познание на опыте. Адам узнал особую природу Евы, он познал ее как принадлежащую ему. Бог благословил их союз ребенком, сыном.

Держа малыша-сына на коленях, Ева произнесла слова, полные глубокого значения. К сожалению, ее высказывание имеет двоякий смысл. Лютер понял слова Евы так: "Приобрела я человека, Господа". Из этого перевода следует, что Ева думала, будто ее маленький сын является Спасителем, обещанным Потомком, который поразит змея в голову.

Но еще один перевод, - вероятно, лучший, таков: "Вместе с Господом родила я человека". Если так понимать слова Евы, то в таком случае она, скорее всего, выражала восхищение и благодарность по поводу чуда первого рождения человека. Бог фактически позволил ей участвовать в Своем созидательном труде! Следует также отметить, что она употребила не имя Бога Творца, а имя Бога Спасителя. Даровав Еве сына, Бог Завета тем самым засвидетельствовал, что Он не собирается допустить, чтобы человечество исчезло. Ева возрадовалась этому доказательству, что ее семейная линия продолжится, и в надлежащее время родится самый великий из ее потомков. Перевод: "Приобрела я человека от Господа" - искажает смысл древнееврейского текста.

Чтобы подготовить нас к трагическому повествованию, следующему тут же, Моисей описывает рождение второго сына. Мы также узнаем, что спустя некоторое время Каин стал земледельцем, а Авель пастухом. Адам и Ева имели других сыновей и дочерей (Быт.5:4), но за единственным исключением их имена нам неизвестны.

3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, 4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. 6 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? 7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. 8 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

Мы не удивляемся, когда узнаем, что двое сыновей Адама и Евы принесли жертвоприношение Господу, - вероятно, во время сбора урожая. Эти богобоязненные родители научили своих детей поклоняться Богу. Каин принес свой дар от плодов земли, Авель принес первородных и тучных животных из своего стада.

Нам неизвестно, установил ли Бог некую особую форму поклонения. Кажется маловероятным, чтобы они сами ее избрали, поскольку Библия описывает ряд различных видов поклонения, придуманных грешными людьми, и все они мерзостны. Мы слышим, например, о поклонении солнцу и луне. В древние времена родители даже приносили своих детей как живую жертву богам, желая заслужить их расположение. В древнем Ханаане мужчины и женщины, стремясь обрести благословение богов, занимались храмовой проституцией. Предоставленный самому себе, греховный человеческий разум изобретателен на отвратительные обряды подобного рода. И потому не удивительно, что семья Адама поклонялась Богу так, как это было Им установлено.

Их дары были принесены Господу. Адам и Ева поселили в своих детях любовь и знание о Боге Спасителе, Боге свободной и неизменной благодати. Жертвоприношение, вероятно, символизировало то же, что и в наши дни - мы помещаем часть того, что имеем, на Алтарь Господа в знак того, что мы прежде всего посвящаем себя Ему.

На вопрос, почему жертва Авеля была угодна Богу, а жертва Каина - нет, Новый Завет отвечает нам так: "Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин" (Евр.11:4). Апостол Иоанн позволяет нам глубоко заглянуть в сердце Каина: "Каин, который был от лукавого, и убил брата своего... за то, что дела его были злы, а дела брата его праведны" (1 Иоан.3:12). Каин разозлился, когда жертва его не была принята, показав тем самым, что дар он принес из ложных побуждений, по самоправедности.

Из поведения этих двух братьев мы видим, что не все дети Адама и Евы разделяли веру родителей в обещанного Спасителя. Жертва Каина не была угодна Богу, поскольку Бог видел, что она принесена без веры. "А без веры угодить Богу невозможно", - пишет Апостол в Послании к Евреям (11:6). С ранних дней мировой истории и до настоящего времени всегда существовали две группы людей - верующие и неверующие. В двух первых сыновьях Адама и Евы мы можем увидеть начало этих двух различных отношений к Богу, которые становятся все более явными по мере развития повествования главы четвертой.

"И призрел Господь на Авеля и на дар его". Отметим здесь двойную благосклонность Господа. Через веру в Божье обещание Авель был угоден Богу. Бог принимал его как Свое собственное возлюбленное дитя. И поскольку жертва его происходила от той же самой веры, дар Авеля был угоден Богу. Но не осталось также сокрытым от Бога и неверие Каинова сердца. Хотя Каин был членом семьи Адама и Евы и даже участвовал в общем семейном поклонении Богу, он не принадлежал к семье Божьей. Формально Каин принес свои дары истинному Богу, но побуждение его не было чистым. Внешне он сделал все необходимое для поклонения, но мотивами его поклонения были эгоизм, себялюбие.

Каким-то, нам неведомым образом, Бог дал Каину знать, что побуждения его сердца неугодны и дар его неприемлем. Каин, узнав об этом, вознегодовал, и гнев отразился на его лице. Когда Каин добавил грех гнева к своему греху ложного поклонения, Господь, Бог Спаситель заговорил с ним, возможно, один на один. Господь проявил Свою неизменную любовь, предостерегая его: "Каин, у тебя нет оснований сердиться на Меня и на своего брата! Грех, подобно опасному зверю, готовится к прыжку, чтобы ворваться в твое сердце, но с Моей помощью ты можешь противостоять ему".

Каин не внял предостережению Господа и отклонил Его сердечное предложение. Он воспротивился ненавязчивым усилиям Святого Духа Божия и пригласил брата в поле, где не будет свидетелей, а затем хладнокровно убил его. Совершенно ясно, что отпрыск Евы стал отпрыском сатаны (Иоан.8:44).

9 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? 10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; 11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; 12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. 13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; 14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. 15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. 16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

Истинный Бог Завета вновь явился Каину - на сей раз не с предложением о помощи, но с сокрушительным провозглашением Закона бесстыдному грешнику. "Где Авель, брат твой? [...] Что ты сделал?" Каину могло показаться, что он навечно заставил брата умолкнуть, но тут он узнал, что пролитая кровь Авеля вопиет к Богу об отмщении.

Ради пробуждения совести Каина и постоянного напоминания о его преступлении, Бог его проклял. Это проклятие не было приговором вечного осуждения. Каину, земледельцу, более не разрешалось пользоваться плодородием земли, - он был обречен добывать себе пропитание с большим трудом. К тому же ему предстояло провести всю оставшуюся жизнь изгнанником и скитальцем.

Этими серьезными словами Бог заставил задуматься Каина. Дерзкий грешник устрашился услышанного, но в ответе его нет раскаяния. Больше всего он испугался за собственную жизнь. "Всякий, кто встретится со мною, убьет меня". Считается, что в те времена на земле уже жило три или четыре поколения потомков Адама, все - кровные родственники человека, убитого Каином. И потому страх Каина, что один из родственников Авеля может кровно отомстить ему, весьма обоснован.

Чтобы уверить Каина, что этого не случится, любящий Господь дал ему знамение. Некоторые понимают его как видимую на теле отметину, удостоверяющую, что это - Каин. Древнееврейский текст позволяет предположить, что речь идет о данном Богом Каину чудесном знаке, подобном знамениям, полученным от Бога Моисеем (Исх.4:8,9), Гедеоном (Суд.6:17,22) или Езекией (Ис.38:5-8). В любом случае, знак стал чудесным удостоверением для Каина, что его жизнь будет сохранена.

Вид этого жалкого человека - бездомного, всегда скитающегося и с великим трудом добывающего пропитание - будет предостерегать людей от попыток подражать Каину как в отношениях с Богом, так и в земных делах.

17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. 18 У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. 19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. 20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. 21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. 22 Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема. 23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; 24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

Библия говорит: "Добрый оставляет наследство и внукам" (Прит.13:22). Наследство, которое Каин оставил своим внукам, было ужасно. Отец не научил их, каким драгоценным даром является милосердие Божье. Они не узнали, что цель жизни заключается в прославлении Бога. В результате потомки Каина последовали путем, избранным их предком.

Каин женился, и жена его разделила с ним жалкое существование, которое предначертал ему Бог. Поскольку вначале Бог сотворил только одну семью для населения земли, жена Каина несомненно была его близкой родственницей, - может быть его собственной сестрой, может быть племянницей. (Если Каин и не женился на своей сестре, то, очевидно, женился один из его братьев.) И это было неизбежно, поскольку Бог определил, что все население земли должно происходить от общих предков - прародителей.

Мы имеем довольно подробное описание Каиновой ветви семьи Адама, и нас оно не радует. Обратите внимание на такие подробности: "И построил он (Каин) город" - укрепленное поселение. Нам не сообщается, завершилось ли строительство вообще, но, очевидно, Каин старался сгладить последствия Божьего проклятия - свое скитальчество.

"И взял себе Ламех две жены". Ламех, представитель пятого поколения после Каина, первый ввел многоженство. Этим поступком он явил презрение к установленной Богом цели брака, - мужчина и женщина должны прославлять Бога и служить друг другу в любви, дав обещание, в котором нет никаких условий. Потомки Каина первоначальную Божью волю относительно брака извратили похотью.

В Писании перечислено все, чем занимались потомки Каина, и этот список внушителен. Они выращивали скот, изготавливали музыкальные инструменты, были искусны в работе с металлом. Все это указывает на развитую культуру, что резко противоречит обычным представлениям о первобытном населении нашей планеты. Здесь говорится о потомках Каина как о группе людей с высоким уровнем развития культуры, включая изящные искусства, но их деятельность была полностью посвящена земным нуждам. На Бога они обращали мало внимания.

К этому описанию культурных достижений Ламех добавляет невеселый постскриптум. Первые поэтического свойства строки Библии исполнены духом отмщения - это песнь Ламеха, спетая им перед своими двумя женами. Возможно, в этот момент Ламех держал в руках меч, сделанный его сыном Тувалкаином. Свою похвальбу он заканчивает богохульством, что если кто-нибудь осмелится навредить ему, то своей собственной рукой он воздаст ему всемеро больше, чем отомстит Бог человеку, дерзнувшему лишить жизни Каина.

Из этой части Священного Писания становится ясно, что ранние цивилизации достигли наибольших высот среди тех, кто удалился от Бога. Вероятно, это и не удивительно. С одной стороны, человек, отделенный от Бога, желает сгладить проклятие греха и отчаянно пытается избавить себя от ноющей боли угрызений совести. С другой стороны, человек, стремящийся жить независимо от Бога, пытается изо всех сил внести смысл в свою жизнь, пустую без Бога. Понятно, что все его усилия будут направлены к получению удовольствий.

25 И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. 26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].

Краткое описание ветви Сифа из Адамовой семьи представляет разительный контраст ветви Каина, с которой только что познакомил нас Моисей. Бог даровал Адаму и Еве вместо Авеля другого сына, Сифа. В отличие от хвастливого и богохульного Ламеха, восхвалявшего себя, Ева прославила Бога за благословение еще одним сыном.

Моисей сообщает очень мало о потомках Сифа, но это малое говорит о многом. В строфе 26 мы читаем, что во времена Еноса, сына Сифа, "начали призывать имя Господа". "Призывать имя Господа" - это идиома, означающая молитву. Конечно же, святой писатель не имел в виду, что молиться Богу начали лишь внуки Адама. "Провозглашать имя Господа" - еще один вариант перевода, и, вероятней всего, именно таков смысл этого отрывка. До того времени поклонялись любящему Богу Спасителю частным образом, в кругу семьи. Во времена Еноса дети Божьи начали открыто, на людях провозглашать имя Спасителя и Его чудесные деяния. Тогда как потомки Каина оттачивали свое мастерство в искусствах и науках, стремясь улучшить жизнь в этом мире, потомки Сифа достигали значительных культурных высот в делах, имеющих отношение к Богу и к жизни с Ним.

Глава четвертая Книги Бытие открывается библейским описанием родословия Каина. Описание этой ветви Адамовой семьи начинается с умышленного убийства и заканчивается песнью, прославляющею насилие и кровавую жажду мести. Становится очевидно, что не от этой ветви Бог даст миру обещанного Спасителя. Из-за своего нечестия эта блестящая ветвь ранней цивилизации была уничтожена всемирным Потопом. Глава четвертая Книги Бытие заканчивается описанием ветви Сифа из Адамовой семьи, - родословия, из которого произойдет Спаситель. Далее Книга Бытие отслеживает историю только этой ветви.

- отрывок из книги Джона Джеске. "Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству".

 

Добавил: Tatyana_Art |
Просмотров: 2206 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест "буквенный".
Крест Т-образный "антониевский".
Крест "якореобразный".
Крест монограммный "доконстантиновский".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz