Четверг, 19.10.2017, 23:55
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Святые » Православные святые

Иоанн Святогорец (Мтацмидели)
14.03.2013, 05:54

Иоанн Святогорец [Мтацмидели, Иверский, Великий; груз. იოანე მთაწმიდელი; греч. ᾿Ιωάννης ὁ ῎Ιβηρ] (ок. 930 - 14.06.1005), преподобный (пам. 12 июля, с прп. Гавриилом Иверским; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), один из основателей и игуменов (979/80-1005) грузинского Иверского монастыря на Афоне, отец прп. Евфимия Святогорца, сподвижник прп. Иоанна-Торникия (Чордванели). В Синаксаре прп. Георгия Святогорца и др. средневековых грузинских календарях память Иоанна Святогорца отмечалась 14 июня, в день кончины преподобного (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 497). Позже, вероятно ввиду ошибочного отождествления Иоанна Святогорца с прп. Иоанном-Торникием (пам. 12 июня), память перенесена на 12 июля, а годом кончины стал считаться 998-й. 

 Сочинение «Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве» было создано прп. Георгием Святогорцем между 1042 и 1044 гг. Наиболее ранний текст сохранился в Афонском сб. 1074 г. (НЦРГ. А 558), в рукописи 1713 г. (НЦРГ. А 130) и в 7 др. рукописях XVIII в. (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 38-105).

Сведения об Иоанне Святогорце содержатся также в составленном Георгием Мцире в 1066-1068 гг. «Житии и подвижничестве святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца» (НЦРГ. S 353, XI в.; А 130, 1713 г.; 9 рукописей XVIII в.- Георгий Мцире. 1901. С. 279-351; Он же. 1946. C. 180-214; Он же // ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 101-207), в греч. Сказании об Иверской иконе Божией Матери (XVI в.), в принадлежащей Василию Багратисдзе синаксарной ред. Жития прп. Евфимия (НЦРГ. A 97, A 193, H 2211; Hieros. Patr. 24; Sinait. iber. 4; 11 рукописей XII-XIII вв.- ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 331-340), послужившей одним из источников для прп. Георгия при составлении им Жития Иоанна Святогорца и прп. Евфимия, а также в сочинении греческого автора «Повесть о Евфимии, Иоанне и Георгии Ивирах», дошедшем в 2 рукописях 1-й пол. XVIII в. (Ath. Iver. gr. 453 - Lambros. 1900. P. 147; Vat. gr. 2613 - BHG, N 2143; Греч. «Житие» Иоанна. 1982. С. 74-120) и впоследствии включенном в сборник «Неон Эклогион» прп. Никодима Святогорца. Ценным историческим источником является хранящееся в ризнице Иверского монастыря собрание документов (актов) монастыря X-XV вв., изданное франц. византинистами при участии грузинских ученых в 1985-1995 гг. в 4 томах (Actes d'Iviron) и снабженное очерками по истории монастыря франц. византиниста Жака Лефора. Иоанн Святогорец неоднократно упоминается в актах (№ 3 от 16 апр. 982 г.; № 4 и № 5 от 10 июля 982 г.; № 6 от 13 дек. 984 г.; № 7 от 13 янв. 985 г.; № 8 от 9 сент. 995 г.; № 9 от 9 дек. 995 г.; № 10 и № 11 от 10 нояб. 996 г.; № 12 от 14 апр. 1001 г.; № 15 от 22 мая 1008 г.; № 16 от 9 сент. 1010 г.; № 17 от 10 апр. 1012 г.; № 20 от 19 апр. 1015 г.; № 24 от 9 дек. 1020 г.; № 25 от 20 нояб. 1036 г.). Его имя также упомянуто в «Книге агап Афонского Иверского монастыря», содержащей 167 расположенных в круге календарного года поминальных записей X-XVII вв. (записи № 13 от 7 дек.; № 16 от 16 дек.; № 83 от 14 июня - Хаханашвили. 1901; Натроев. 1909. С. 313-331; Описание груз. рукописей. 1986. Т. 1; Бердзенишвили. 2007). Некоторые сведения об Иоанне Святогорце, основанные большей частью на указанных источниках, содержатся также в других письменных памятниках, связанных с историей Иверского монастыря. 

 Иоанн Святогорец (в миру Абулхерит) происходил из Тао-Кларджети и принадлежал к знатному княжескому роду, приближенному ко двору грузинского царя Давида III Куропалата († 1001). В Житии Иоанна Святогорец назван блистательным вельможей, прославленным в боях отважным воином, прекрасным внешне и «мудрым и разумным умом и разумением», богобоязненным, любимцем царя (в Сказании об Иверской иконе - 1-м советником царя). Однако в 60-х гг. X в., «поскольку огонь любви Христовой сильно возгорелся в его сердце», в возрасте ок. 30 лет Иоанн Святогорец оставил дом и семью (супруга Иоанна Святогорца происходила из княжеского рода Чордванели) и под видом простого странника пришел в монастырь Отхтаэклесиа в Кларджетской пустыни, где открылся подвижникам Моисею и Геласию и принял постриг. Согласно Сказанию об Иверской иконе, Иоанн Святогорец сначала подвизался в небольшой обители, где жили 6 монахов, а затем на горе Колпа. Вскоре он прославился как аскет и отшельник и, стремясь избежать людской славы, удалился в монастырь на горе Олимп в Вифинии, где, также скрыв свое высокое происхождение, «взял на себя подвиг служения при мулах и другие презренные и низкие служения исполнял в смирении». Узнав, что Тао-Кларджетское царство и Византия заключили союз, гарантом которого стали присланные в Константинополь дети грузинских вельмож, в т. ч. и его малолетний сын (впоследствии прп. Евфимий Святогорец), Иоанн Святогорец прибыл в византийскую столицу. В Житии уточняется, что, поскольку Иоанн Свчтогорец был зятем Абухарба Чордванели, которого «цари знали», византийский император Роман II (959-963) встретил преподобного с большими почестями. Между Иооанном Святогорцем и Абухарбом (вероятно, также находившимся в то время в Константинополе) «случилось продолжительное словопрение»: Иоанн Святогорец обвинил тестя в том, что тот пожертвовал своим внуком, «как сиротой», и попросил у императора разрешения забрать сына с собой. В греческой повести вместо тестя ошибочно говорится об отце Иоанна Святогорца, а также в повесть включен отрывок, в котором мальчик в присутствии царя выбирает, с кем он останется - с отцом или с дедом. Вернувшись в Вифинию, Иоанн Святогорец понял, что всем стало известно о его высоком происхождении - «воздавали ему почет и греки, и грузины». Взяв сына и нескольких учеников, преподобный пришел на Афон к основавшему в 963 г. Великую Лавру прп. Афанасию Афонскому. Согласно Житию, мать прп. Афанасия происходила из Колхиды, чем многие исследователи и объясняют быстро возникшую между преподобными духовную дружбу. Из источников известно, что Иоанн Святогорец встречался с посещавшим Афон византийским императором Никифором II Фокой, на основании этих сведений время появления преподобного в Великой Лавре датируют периодом между 963 и 969 гг. (по мн. источникам, 965). Иоанн Святогорец исполнял в Лавре послушание повара. Весть о нем быстро разнеслась по империи, и в Лавру стали приходить грузины, желавшие подвизаться под руководством такого подвижника. Грузинская община росла, Иоанн Святогорец не хотел, чтобы он и его соотечественники находились на иждивении прп. Афанасия. Согласно хрисовулу, полученному Иоанном Святогорцем после 969 г. от византийского императора Иоанна I Цимисхия, годовой доход от острова Лемнос (244 номисмы) передавался Великой Лавре на содержание грузин. Сведения об этом содержатся в акте пожертвования прп. Афанасия от 13 дек. 984 г. (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52; Actes d'Iviron. 1985. Vol. 1. N 6; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21). 

 В начале 70-х гг. X в. в обитель прибыл желавший последовать духовному примеру своего родственника грузинский полководец Ксанский эристав Торникий Чорчанели (Чордванели). По одной версии, он приходился Иоанну Святогорцу шурином, по другой - супруга Иоанна Святогорца была его племянницей по материнской линии. Преподобный постриг Торникия в монашество с именем Иоанн. По благословению прп. Афанасия в полутора километрах от Лавры, «в благолепной пустыни», были построены «келлии Иоанна Ивера» (ныне келлия ап. Иоанна Богослова Иверского монастыря) и церковь во имя св. Иоанна Предтечи; подвизавшиеся там под духовным руководством Иоанна Святогорца грузинские монахи по-прежнему подчинялись игумену Великой Лавры. В колофоне рукописи Ath. Iver. georg. 16 упомянуты Иоанн Святогорец и 7 грузинских монахов; к 979 г., возможно, они и составляли грузинскую общину, управляемую Иоанном Святогорцем (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 16-17, 21-22; ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52-54). 

 Жизнь грузинской общины изменило восстание Варды Склира (976-979): августа Феофано, мать малолетних византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII, обратилась за военной помощью к грузинскому царю, отправив летом 978 г. 3 письма преподобным Афанасию, Иоанну Святогорцу и Иоанну-Торникию и прося их посредничества. Прп. Иоанн-Торникий не желал покидать Афон и возвращаться на военное поприще, но прп. Афанасий и Иоанн Святогорец «с трудом» смогли убедить его, сказав, что «всю вину примут на себя». Прп. Иоанн-Торникий и грузинский полководец Джоджик были поставлены Давидом III во главе 12-тысячной грузинской армии и в составе войска Варды Фоки во 2-й битве при Панкалии 24 марта 979 г. победили Склира. Часть военных трофеев прп. Иоанн-Торникий передал царю и роздал войскам, а оставшуюся (свыше 1,2 тыс. литр золота) отдал Иоанну Святогорцу. Поскольку с прп. Иоанном-Торникием на Афон пришли и «многие рясофорные и прославленные монахи... множество немалое», а также стремившиеся подвизаться на Святой Горе воины и другие светские лица, было решено на имеющиеся средства возвести грузинский монастырь. Иоанн Святогорец, по-прежнему тяготеющий к отшельнической жизни, был против основания обители, средоточия грузинской общины на Афоне. Однако ради прп. Иоанна-Торникия и «ради покоя грузин» он благословил строительство. Иоанн Святогорец был избран игуменом (979/80-1005) и духовником новооснованного монастыря. Средства, полученные в качестве военных трофеев, были потрачены на возведение в 980 г. кафоликона монастыря, церкви Пресвятой Богородицы - одного из наиболее ранних зданий, появившихся на Афоне, а также на постройку монастырских помещений и освоение владений в Македонии. При Иоанне Святогорце Великой Лавре был отдан остров Неон вместе с подтверждающим право владения хрисовулом (979/80) имп. Василия II; в ответ в декабре 984 г. Лавра предоставила Иверскому монастырю право иметь мореходное судно. В 985 г. Иоанн Святогорец и прп. Евфимий получили от Протата разрешение построить в Галеагре убежище для моряков, где позже намеревались устроить порт (Порфирий (Успенский). История Афона. К., 1877. Ч. 3/1. С. 152; Аристакес Ластиверци. 1968. С. 19, 20, 64-67; Actes d'Iviron. 1985. Vol. 1. N 6; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21-23, 37). 

 Значительную роль Иоанн Святогорец сыграл в духовном развитии сына, прп. Евфимия. Мальчик получил хорошее грузинское и греческое образование. Иоанн Святогорец, рано заметив у сына литературный талант, всячески развивал его способности. В середине 70-х гг. X в. прп. Евфимий тяжело заболел, «уже и речи не осталось при нем, ни голоса». Иоанн Святогорец, потерявший надежду на выздоровление сына, горячо молился перед иконой Божией Матери о скором и безболезненном исходе его души, а священника попросил скорее причастить умирающего. Вернувшись в келью сына, Иоанн Святогорец застал его здоровым. Юноша рассказал, что перед ним предстала Пресвятая Богородица, Она взяла его за руку и сказала: «Нет у тебя никакой болезни... по-грузински молви свободно». После исцеления Иоанн Святогорец стал замечать, что речь прп. Евфимия, который до этого с трудом говорил по-грузински, стала «безостановочно, как источник, изливаться чище, чем у всякого грузина». Иоанн Святогорец понял замысел Божий и благословил юношу заняться переводом книг Священного Писания с греческого языка на грузинский, «ибо страна Картлийская в великом недостатке книг». Первые переводы прп. Евфимия относятся к периоду подвижничества грузинских монахов в Великой Лавре. В колофоне 1-го переведенного прп. Евфимием гомилетического сборника, содержащего Поучения свт. Василия Великого (Ath. Iver. georg. 32, 977 г.), указано, что Иоанн Святогорец был заказчиком рукописи. 

 После кончины прп. Иоанна-Торникия (ок. 984) Иоанн Святогорец, решив, что теперь он может покинуть монастырь, взял сына и нескольких учеников и хотел отправиться в Испанию, поскольку слышал, что «грузин немалые роды и племена упокоены там». В портовом городе Авидос их увидел архонт (здесь - правитель города), друг Иоанна Святогорца, который, узнав о планах святого, сообщил о них в Константинополь. Император вызвал преподобного в столицу. Иоанн Святогорец сказал ему: «Я был убогий мирской человек... и желал удалиться как-то на чужбину и спасать душу свою и пребывать в убожестве... Пришел родственник мой Торник, и через него впал я в великую борьбу и людские собрания, и желаю быть свободным от всего этого и позаботиться наконец о своей душе». Однако император убедил Иоанна Святогорца отказаться от своих намерений, указав на то, что без него грузинский монастырь придет в упадок. Преподобный был вынужден возвратиться на Афон и вновь принять управление обителью. Однако позже Иоанн Святогорец заболел подагрой «и многие годы, распростертый, лежал на одре и терпел сильнейшие боли». Как сказано в Житии, Иоанн Святогорец принял болезнь с радостью, как «сокровище весьма великое и дар царский», и передал управление делами монастыря сыну, который, несмотря на то что стремился все время посвящать переводам книг Священного Писания, «покорился ему и, покуда пребывал тот во плоти, с послушанием... управлял... и без его повеления не делал ничего». В Житии цитируется письмо Иоанна Святогорца и прп. Евфимия, адресованное ранее подвизавшимся в Великой Лавре и позже перебравшимся в Отхтаэклесиа грузинским монахам свт. Арсению Ниноцминдскому и прп. Иоанну (Грдзелисдзе). Преподобные просили их вернуться на Афон, чтобы помочь прп. Евфимию в переводах книг. 

 Сохранилась дарственная от 10 нояб. 996 г., которую на имя Иоанна Святогорца дал его духовный сын, бывший мандатор (офицер) Захария, сын Михаила. Преподобному, а также Великой Лавре были пожертвованы имения Захарии на острове Лемнос: ферма, 10 домов, мельница, виноградники, пахотная земля, пастбища, скот (Actes d'Iviron. 1985. Vol. 1. N 11). Прп. Афанасий Афонский перед кончиной (ок. 1000) назначил Иоанна Святогорца эпитропом Великой Лавры (Диатиносис прп. Афанасия см. в: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 240-243). 

 К 1005 г. братия монастыря насчитывала свыше 200 человек. По письменному завещанию преподобного (не сохранилось), которое цитируется в Житии, настоятелем Иверского монастыря должен был стать прп. Евфимий, а после его кончины - прп. Георгий Строитель, с тем чтобы традиция назначения уходящим настоятелем своего преемника не прерывалась. Иоанн Святогорец был погребен в кафоликоне Иверского монастыря: над его могилой прп. Евфимий выстроил церковь во имя св. Архангелов (ныне Всех святых). В предисловии к переводу Толкования свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Ath. Iver. georg. 13-4-10, 1008 г.) прп. Евфимий написал о роли отца в его образовании и избрании поприща, а также привел список переведенных им при жизни Иоанна Святогорца книг. Среди названий Иверского монастыря долгое время употреблялось и «Лавра Ивера» (Λαύρα τοῦ ῎Ιβηρος), т. е. Иоанна Святогорца. 

 Настоятель Иверского монастыря прп. Георгий Святогорец (1044-1056) перенес в южную часть нартекса кафоликона мощи Иоанна Святогорца, прп. Евфимия и прп. Иоанна-Торникия, а позже свт. Арсения Ниноцминдского и прп. Иоанна (Грдзелисдзе) и распорядился, чтобы возле рак горели 3 неугасимые лампады. Во время его настоятельства были зафиксированы случаи исцеления от мощей Иоанна Святогорца и преподобных.

Гимнография 

Иоанну Святогорцу посвящены 2 гимнографических канона и несколько стихир, составленных Езрой Мтацминдели (XI в.), представителем афонской литературно-просветительской школы. Песнопения помещены в Афонском сборнике с агапами 1074 г. (НЦРГ. А 558) под 14 июня, днем памяти Иоанна Святогорца, впервые были опубликованы в 1901 г. В одном из канонов содержится акростих «Недостойный Езра ныне славит отца Иоанна». 

 По мнению академика прот. К. Кекелидзе, гимнограф при составлении песнопений использовал Житие преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, написанное прп. Георгием Святогорцем; заимствованы, по мнению ученого, «не только факты и некоторые мысли, но даже целые предложения и слова» (Кекелидзе. 1980. Т. 1. С. 235). На основании этого песнопения датируют периодом между 1044, конечной датой создания Жития, и 1074 гг. 

 В песнопениях гимнограф приводит биографические сведения Иоанна Святогорца и прп. Евфимия, часто использует метафоры, в т. ч. из евангельских текстов. Так, Езра пишет, что Иоанн Святогорец «склонил голову... под сладкое ярмо Иисуса Христа», что Господь «установил его на подсвечнике, как свечу, чтоб светил всем в доме, чтоб светил добродетелью до края земли»; его деяния «блестят, как свет небесный» (деятельность Иоанна Святогорца передается антиномией дня и ночи); преподобный сравнивается с «богоподобной блестящей звездой между двумя солнцами»; Царство Небесное названо «бесценным жемчугом», афониты - «созвездием святых». 

 Иоанн Святогорец и прп. Евфимий уподобляются библейским патриархам. Гимнограф отмечает, что прп. Евфимий был для Иоанна Святогорца «заветным сыном... значащим столько же, сколько Исаак для Авраама»; Иоанн Святогорец, как и Авраам, представлен в образе странника; прп. Евфимий, подобно Исааку, «не был заколот, но был избран Богом и наделен даром священника». Езра отмечает, что Иоанн Святогорец в отличие от библейского патриарха Иосифа, проданного братьями в Египет, «сам себя продал в чужую страну». Жизненный путь Иоанна Святогорца сравнивается со страданиями Иова: «Как очищается в плавильном горне золото... тяжело болевший в последние годы жизни святой Иоанн, подобно Иову, также очистился страданием от всего земного». 

 В песнопениях Езры упоминаются и сподвижники Иоанна Святогорца на Афоне прп. Иоанн-Торникий, свт. Арсений Ниноцминдский, прп. Иоанн (Грдзелисдзе), прп. Гавриил. Агиограф, прп. Георгий Святогорец, назван «работником мудрости», последователем и единомышленником Иоанна Святогорца и его современников, созданное им Житие сравнивается с «блестящим зеркалом».

Добавил: Tatyana_Art | W | Теги: афон, Мтацмидели, Лавра, Святогорец, великая, Иоанн
Просмотров: 849 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "якореобразный".
Крест монограммный "доконстантиновский".
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест "буквенный".
Крест Т-образный "антониевский".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz