Четверг, 28.03.2024, 10:51
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Мировые шедевры » Колоннада Святых Ватикана

010 - Святая Клара Ассизская
30.05.2012, 03:15

Место нахождения статуи в Колоннаде Святых

10. Святая Клара

Одна из 140 Святых, представленных в Колоннаде Ватикана

День памяти 11 августа.

Свята́я Клара Ассизская, урождённая Кьяра Оффредуччо (16 июля 1194 − 11 августа 1253) — итальянская святая, одна из первых последователей Франциска Ассизского и основательница ордена клариссинок.

Была старшей дочерью Фаворино Скифи, графа Сассо-Россо, состоятельного представителя старинного римского рода, владевшего большим дворцом в Ассизи и замком на склоне горы Субасио (Favorino Scifi, Sasso-Rosso, Subasio). По крайней мере таковы традиционные сведения. Её мать, Блаженная Ортолана, принадлежала благородному семейству Фьюми, отличалась прилежанием и благочестием (Bl. Ortolana, Fiumi).

«Я — Клара, маленький саженец нашего святого отца Франциска...» — так любила называть себя Ассизская святая.

Это образное выражение возникло, возможно, по той причине, что ее мать носила имя Ортолана (от слова «orto», ит. «огород» —прим. перев.). И поэтому говорили, что Клара была посажена матерью, «как фруктовый саженец в саду Церкви».

И мать, и дочь были так тесно связаны Божьей благодатью, что Ортолана закончит свою жизнь в монастыре Клары. В старости она пришла к Богу, ведомая дочерью, которая стала для нее духовной матерью.

И тогда старая Ортолана будет вполголоса рассказывать сестрам монахиням, что всегда знала судьбу этой девочки: еще когда она молилась перед Распятием незадолго до родов, прося у Бога защиты, она услышала внутренний голос, сказавший ей:

«Ты родишь свет, который озарит мир!» Поэтому она назвала ее Кларой.

Старинный биограф обращает внимание на то, какое темное было тогда время: мир казался подавленным надвигавшейся старостью, и око веры было затуманено, а на шлаках времени накопились шлаки грехов. «Но Бог послал Франциска — сияющее солнце Ассизи, а потом и Клару — "ярко горящий свет для всех женщин”».

Когда Кларе было всего шесть лет, ее семья подверглась длительной ссылке в Перуджу вместе с другими благородными семьями, безуспешно пытавшимися противостоять созданию коммунального правительства Ассизи. Не обошлось без пожаров, грабежей, бунтов.

Лишь в 1205 году, незадолго до того как Кларе исполнилось двенадцать лет, они смогли вернуться на родину.

Вместе с эмигрантами в Ассизи вернулись и военнопленные, среди них был блестящий и легкомысленный молодой горожанин, который, казалось, сошел с ума в тюрьме. Его звали Франциск ди Пьетро Бернардоне.

Весь городок пришел в смятение от его странностей. Сначала он принялся восстанавливать старую развалившуюся церковь св. Дамиано, где проводил долгие часы в молитвах. Потом, призванный к ответу епископом Гуидо, он прямо на городской площади разделся догола, заявив, что отказывается от всякого наследства и выбирает жизнь нищего.

Он кричал, что не желает никакого другого отца, кроме Отца Небесного. А балконы Клариного дома, стоявшего рядом с собором, выходили прямо на площадь св. Руфино.

Ей было восемнадцать лет, когда святой Франциск начал читать великопостные проповеди в церкви Сан Джорджио (San Giorgio) в Ассизи. Вдохновлённые слова зажгли огонь в сердце Клары; она тайно искала его и просила, чтобы он научил её также жить «в Еванегельском духе.»

Святой Франциск, сразу увидевший в Кларе одну из тех душ, избранных Богом для великих дел, и также, без сомнения, предвидевший, что многие последуют её примеру, обещал помочь ей.

На Вербное воскресенье Клара в пышном облачении была на главной Мессе в кафедральном соборе, и когда все стали подходить к престолу, чтобы получить пальмовую ветвь, она не двинулась с места, как будто поглощённая видением. Все смотрели на девушку, когда епископ спустился из святилища и вложил пальмовую ветвь в её руку. В последний раз мир видел Клару.

В эту же ночь она тайно покинула дом своего отца по совету святого Франциска и, сопровождаемая своей тётушкой Бьянкой и ещё одной сподвижницей, направилась в скромную часовню Порцункула (Porziuncula), где св. Франциск и его ученики встретили её с зажжёнными огнями в руках. Клара сняла своё богатое платье, и святой Франциск, отрезав ей волосы, одел её в грубую блузу и укрыл толстым покрывалом, и в этой одежде юная героиня дала обет посвятить себя служению Иисусу Христу. Это было 20 марта 1212 г.

Рискуя слишком опередить события, мы можем сообщить, что в уже августе 1228 года в Италии будет уже по меньшей мере двадцать пять монастырей кларисс. А после ее смерти таких монастырей, рассеянных по всему миру, насчитывалось не менее ста тридцати.

Но этой ночью Клара была одна. Монахи быстро привели ее в бенедиктинский монастырь между Ассизи и Перуджей.

У них было только одно оружие для отражения неизбежного удара: неприкосновенное право на убежище, которое Церковь под страхом отлучения признавала за каждым монастырем. Перед дверьми монастыря должны были остановиться даже императоры.

Прибыв в монастырь, родственники Клары нашли ее коленопреклоненной перед алтарем и закутанной в недостойное одеяние, это заставило их содрогнуться от гнева.

Однако теперь все знают, что Мать Церковь будет ревностно защищать свое дитя как неприкосновенную собственность Христову. И никто не осмелится более поднять на нее руку.

Ее родственники не ошибались: через границу, открытую Кларой, пройдет еще много молодых женщин. И первой за Кларой последовала Агнесса, ее пятнадцатилетняя сестра.

Вслед за Агнессой пошли все подруги Клары, их имена звучат словно добрые пожелания и предзнаменования: Пасифика (от слова «pace» — «мир» — здесь и далее прим. перев.), Бенвенута («добро пожаловать»), Амата («любимая»), Анджелюччия («ангелочек»), Чечилия, Кристиана («христианская»), Франческа («французская»), Лючия («светлая»), Кристина («христова»), Бенедетта («благословенная»)... А за ними последовали и другие девушки из этих мест. Придет и третья сестра Клары, Беатриче, а за ней и их овдовевшая мать Ортолана, посвятившая себя возделыванию монастырского огородика.

Так началась история «Бедных женщин св. Дамиано». Франциск добился того, чтобы эта первая восстановленная им церквушка, в которой его так впечатляло большое византийское распятие, была приспособлена под монастырь и отдана под покровительство епископа Гуидо.

И он сам написал для них первую «Formula vitae» («Жизненное правило»). Это было не столько правило, сколько некий документ о союзе между братьями Франциска и сестрами Клары:

Клара неоднократно обращалась к Святому отцу, желая получить от верховных церковных властей письменное подтверждение того, что ее общинам будет дарована привилегия абсолютной бедности, что никто и никогда не сможет принудить их владеть чем либо или же призывать к этому. Первый раз она получила согласие от Папы Иннокентия III, это было в 1215 году, затем в 1228 году она послала письменный запрос Григорию IХ. Папа иронически воспринимал данную ситуацию: все его терзали, чтобы получить разные привилегии, льготы или освобождение от чего либо, а эта женщина терзала его, чтобы получить «привилегию бедности».

Тот кто не понимает этого, охотно превозносит бедность Франциска и Клары, но потом, при описании других сторон их жизненного выбора, не скрывает недоумения и досады. Например, покаяния Клары: невероятные, суровые. Или же ее долгие посты («Дни скудного питания,— отмечает летописец,— чередовались с днями полного воздержания от пищи»).

Франциск даже вынужден был вмешаться, заставив ее есть «хотя бы полторы унции хлеба в день». А ее невыносимые власяницы из свиной щетины, которые она носила прямо на голое тело! А долгие ночи, которые она проводила в молитвах, распростершись на земле в течение многих часов! А короткий сон на сухих ветках («вместо подушки — камень»)! Она оставляла за собой самые неприятные и унизительные обязанности (настаивая на том, что именно она «должна мыть сидения больных»), желала мыть и целовать заляпанные грязью ноги монахинь, возвращавшихся после сбора пожертвований.

Ежедневно, около трех часов пополудни, вспоминая о смерти Христа, она жестоко бичевала себя, потому что в час страстей Христовых всех ее слез не хватило бы.

По предписанию Франциска в двадцать один год Клара получила титул и полномочия настоятельницы, и на этом посту она оставалась до сорока лет.

Монахини свидетельствуют, что «распоряжения она отдавала очень смиренно и боязливо».

Насколько строга она была к себе, настолько «мягка и ласкова» со своими монахинями. Она говорила, чти игуменья должна уметь «утешать страждущих и быть последним прибежищем для терпящих лишения». Она не была лишена педагогической мудрости: «Когда святейшая мать посылала сестер за стены монастыря,— вспоминает одна из них,— она наставляла их, что, когда они увидят прекрасные, цветущие и плодоносные деревья, они должны восхвалять Бога, а также если увидят людей или других живых существ, то за всех и за все восхваляли бы Бога».

Клара пережила Франциска на целых двадцать семь лет, которые она провела, храня его духовное наследие и память о нем.

Живя в маленькой и далекой итальянской провинции, она смогла привлечь к себе даже принцесс и королев, таких, как Изабелла Французская, Агнесса Пражская, Елизавета Венгерская, Маргарита — вдова короля Людовика, Бьянка — жена Филиппа V, короля Франции; Эвфемия Габсбургская, Елена Португальская, Саломея и Йоланда Краковские, Кунегонда, королева Польская; Герментруда Брюггская.

Неоднократно молитвы Клары и монахинь ее монастыря помогали отражать нападения вражих войск на город Ассизи. Благодарные ассизцы, единодушно приписавшее своё спасение заступничеству Клары, все больше и больше любили свою «Ангельскую Матерь».

Теперь она была уже стара, но не хотела умирать, по крайней мере, пока Папа окончательно не утвердит и не скрепит своей печатью «Устав», подводящий итог ее жизненного пути.

В истории Церкви это был первый случай, когда женщина написала устав для других женщин.

Она говорила, что ждет лишь того момента, когда сможет поцеловать папскую печать, и на следующий день умрет.

Когда прибыл кардинал, чтобы вручить ей долгожданную папскую буллу, Клара поцеловала ее, как того желала и на следующий день умерла.

Клариски хотели, чтобы тело их основательницы осталось у них в Сан Дамиано, но правители Ассизи приняли меры, чтобы мощи почитаемой ими святой остались в городе, который, как они считали, она дважды своими молитвами спасала от разорения. Повсюду можно было услышать о чудесах, происходивших по молитве св. Клары. Неосмотрительно, говорили ассизцы, оставлять её тело в уединённом месте без стен; в её честь также нужно было возвести церковь, как «главной сподвижнице блаженного Франциска в соблюдении полноты Евангелия». Пока же останки св. Клары поместили в часовню Сан Джорджио, где проповеди св. Франциска впервые тронули её юное сердце, и куда также было перенесено его собственное тело в ожидании окончания строительства базилики Сан Франческо.

Два года спустя, 26 сентября 1255 г., Клара была торжественно канонизирована Александром IV, и вскоре было начато строительство церви Санта Кьяра, в честь второй великой святой Ассизи, по проекту Филиппо Кампелло, одного из выдающихся архитекторов своего времени (Santa Chiara, Filippo Campello).

3 октября 1260 г. мощи Клары была перенесены из часовни Сан Джорджио и захоронены глубоко под землёй, под главным алтарём вновь отстроенной церкви, недоступно взгляду и досягаемости.

Пролежав там шесть веков, как и останки св. Франциска, после долгих поисков могила Клары была обнаружена в 1850 г., к великой радости ассизцев. 23 сентября того же года гроб был вынут из земли и открыт, тело и одежда были изъедены пылью, но скелет остался в прекрасном состоянии. Наконец 29 сентября 1872 г. кости святой были перенесены с большими почестями архиепископом Печчи (Pecci), впоследствии Львом XIII в склеп церкви Санта Кьяра, построенной для этого, где они и находятся сейчас. День св. Клары празднуется Церковью 12 августа; праздник первого перемещения останков остался в календаре 3 октября, и день обретения её мощей отмечается 23 сентября.

Осталось мало источников сведений о истории св. Клары, а именно:

  1. Завет, приписываемый ей и несколько прекрасных Писем, адресованных ею блаженной Агнесе, княгине Богемской;
  2. Устав кларисок, и несколько ранних Папских булл, относящихся к ордену;
  3. прижизненная Биография, записанная в 1256 по приказу Александра IV. Это жизнеописание, обычно приписываемое Фоме Челанскому (Thomas of Celano), является источником более поздних биографов, почерпнувшими из него сведения.


Святые на входе в Северную Колоннаду


Saints Clair and Ursula

Saints from Left
Clair, Ursula, Agatha, Elizabeth, Albert

В иконографии Клара Ассизская традиционно изображается в виде монахини, одетой в тёмное монашеское облачение и держащей в руках дароносицу или чашу. Реже встречаются изображения с распятием, книгой и лилией — символом девственности и простоты. Также Клара изображается в кругу других францисканских святых.

17 февраля 1958 года папа Пий XII объявил ее покровительницей телевидения [Pope Pius XII LETTRE APOSTOLIQUE PROCLAMANT Ste CLAIRE PATRONNE CÉLESTE DE LA TÉLÉVISION (French) (August 21, 1958).], на том основании, что, когда незадолго до своей смерти в 1253 году она была прикована к своей постели и не могла участвовать в мессах, ее посещали видения: она ясно видела мессу на стене своей комнаты, словно там был телевизор.

Высота скульптуры - 3,1 метра (10 футов 4 дюйма).

Скульптор - Лаззаро Морелли



По материалам:
Colonnade Saints
www.catholic-forum.com
Catholic Encyclopedia
Wikipedia


Ресурсы:
1 Roma Sacra - San Pietro in Vaticano, Itineraries 21-22, ©Fabbrica of St. Peter's, July 2001
2 Le statue berniniani del Colonnato di San Pietro, ©1987 by de Luca Editore s.t.l.


Добавил: Tatyana_Art | | Теги: Ассизская, святая, клара
Просмотров: 3164 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "буквенный".
Крест монограммный "доконстантиновский".
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест "якореобразный".
Крест Т-образный "антониевский".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz