Пятница, 29.03.2024, 07:23
Христианское искусство
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Меню сайта

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Новое в библиотеке

Борис Деревенский. Евангельский Иисус в мусульманских источниках

Гладкая М.С. Были ли изначально покрашены рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Гладкая М.С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы

Флоренский П.В., Соловьева М.Н. Белый камень белокаменных соборов.

Гладкая М.С. Тимпанные рельефные композиции собора св. Димитрия во Владимире

Батарин В. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (2)

Георгий Святогорец. Житие преподобных отцов наших Иоанна и Евфимия (1)


СПРАВОЧНИКИ
Исторические личности [1]
Святые [2]
Словари [2]
Ветхий Завет с толкованием [50]
Мировые шедевры [21]
Апостолы [3]

Галерея
Фрески и убранство храмов [136]
Мозаика в храмах [75]
Скульптуры в храмах [33]
К статьям [136]
Фотографии к статьям [244]
Иконы [35]
Иконописные школы [248]
Храмы и монастыри [93]
Иконография Христа [117]

Главная » Справочники » Апостолы » Апостолы. Общее

Двенадцать апостолов
23.11.2012, 23:11

В Евангелиях более 30 раз вместо слова «Апостолы» употребляется слово «Двенадцать» (οἱ δώδεκα), которое, таким образом, является его синонимом. Сам Господь после избрания 12 Своих ближайших учеников называет их Апостолами. (Лк 6. 13). Синонимия обоих терминов особенно характерна для Евангелия от Иоанна, в к-ром слово «Апостол» встречается всего один раз в общем значении «посланник» (Ин 13. 16). Число 12 глубоко символично. Подобно сыновьям Иакова, основоположникам 12 колен богоизбранного народа, Апостолы должны стать во главе Церкви Христовой и быть центром, вокруг которого соберется новый эсхатологический Израиль; именно они будут в последний день судить 12 колен нового Израиля (Мф 19. 28; ср.: Лк 22. 30). Небесный Иерусалим из Откровения св. Иоанна Богослова имеет 12 ворот с написанными именами 12 колен Израилевых (Откр 21. 12) и 12 оснований, которыми являются 12 Апостолов. (Откр 21. 14).

АНДРЕЙ

Первозванный. Брат апостола Петра.

Матфея 4:18-19; Мк. 1:16; 1:19; 3:18; 13:3Проповедовал в Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византий; во Фракии и Македонии; в землях Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида. Принял мученическую смерть в Патрах.

ПЕТР

Называемый Кифа, бывш. Симон
Матфея 4:18-19; 10:2; 14:28-30; 16:16-19; 16:22-23; 17:1; 17:4; 17:25-26; 18:21-22; 19:27; 26:33-35; 26:37 ; Мк. 1:16 ; 1:29 ; 3:16 ; 10:28; 14:72; 14:68; Лк.18:28; 26:58; 26:70; 26:74; 5:37; 9:2; 11:21; 13:3; 14:29; 14:33; 14:66-67Проповедовал в Иерусалиме и Риме. Принял мученическую смерть на кресте в 64 году в Риме.

ИАКОВ

Иаков Старший. Братья Зеведеевы.«Сыны Громовы»
Матфея 4:21;10:2; 17:1; 20:20-22; Мк. 1:19; 1:29; 3:17; 3:18; 5:37; 9:2; 13:3; 14:33; Лк. 6:14; Деян. 1:13-14Проповедовал, был убит в 44 году в Иерусалиме.

ИОАНН

Богослов. Братья Зеведеевы. «Сыны Громовы».
Матфея 4:21;10:2; 17:1; 20:20-22; Мк. 1:19; 1:29; 3:17; 3:18; 5:37; 9:2; 13:3; 14:33;Проповедовал в Эфес и других Малоазийских городах. Сослан в заточение на остров Патмос. Прожил на земле более 100 лет.

МАТФЕЙ

Мытарь. Левий Алфеев.
Матфея 9:9; 10:2; Мк. 2:14; 3:18 ; Лк.5:27 ; 6:14; Деян. 1:13Проповедовал в Эфиопии.

ФИЛИПП

Матфея 10:3; Мк. 3:18; Лк. 6:14; Ин. 1: 43-46; 6, 5-7; 12: 20-22; 14: 8-9; Деян. 1:13Проповедовал в Галилее, в Греции; в Парфах, в Азоте, в Иераполе; в Сирии, Малой Азии, Лидии. Принял мученическую смерть в 87 году во Фригии.

ВАРФОЛОМЕЙ

Нафанаил
Матфея 10:3; Мк. 3:18; Лк. 6:14; Деян. 1:13Проповедовал в Малой Азии (вместе с апостолом Филиппом - во Фригии и Ликаонии), Месопотамии, Персии и Индии, Великой Армении. Принял мученическую смерть в городе Албанополе.

ФОМА

Дидим то же,что Близнец.
Матфея 10:2; Мк. 3:18; Ин.20:25-28;Проповедовал в Индии, принял мученическую смерть в индийском городе Мелипура.

ИАКОВ

Алфеев. Иаков Младший.
Матфея 10. 3; Мк. 3:18; Лк. 6:15; Деян 1:13Проповедовал в палестинских городах Элевтерополе, Газе и Тире. Принял смерть на кресте в егип. Острацине.

СИМОН

Кананит. Зилот (ревнитель).
Матфея 10:2; Мк. 3:18;Проповедовал в Иудее, Египте и Ливии. Принял мученическую кончину в Абхазии.

ИУДА

Леввей, брат Иакова Алфеева (Иаковлев), Фаддей
Матфея 10:2; Мк. 3:18;Проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э.

ИУДА

Искариот. Иуда Сын Симона
Матфея 10:2; 26:14-16; 26:25; 26:47; Мк. 3:19; Мк. 14:10

Об Иуде "да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой (Пс 108:8).

ИЗБРАНИЕ НОВОГО АПОСТОЛА МАТФИЯ (ДЕЯН. 1:23-26).

Двенадцать избраны, чтобы пребывать со Христом, проповедовать и свидетельствовать об исполнении во Христе древних пророчеств (Мк 3. 14; Лк 24. 46-48). Причем если во время земной жизни Господа им запрещается идти к язычникам (Мф 10. 5), а их проповедь ограничивается «погибшими овцами дома Израилева» (Мф 10. 6), то после Воскресения эта задача коренным образом меняется: апостольское провозвестие должно охватить весь мир (Мф 28. 18; Лк 24. 47). Апостолы должны быть вестниками того, что с пришествием Христа началась окончательная победа Бога над сатаной (Лк 10. 18). Им поручено делом (Мф 10. 8) свидетельствовать, что «враг мира сего изгнан будет вон» (Ин 12. 31). Данной им силой (Мк 6. 7) Апостолы изгоняют бесов и исцеляют больных (Мк 6. 13), им не может повредить никакое зло (Мк 16. 18). Господь дает Апостолам власть провозглашать мир либо суд (Мф 10. 12-13; Лк 10. 5-6), прощать либо удерживать грехи (Ин 20. 23).

Неотложность миссии Апостолов как проповедников приблизившегося Царствия (Мф 4. 17; 10. 7; Лк 10. 9) определяет особо строгие наставления, данные им Господом. «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф 10. 9-10; Мк 6. 8-9; Лк 9. 3; 10. 4). Ничего не должно отвлекать их во время выполнения поручения, данного им Господом, поскольку они - «ловцы человеков» (Мк 1. 17).

Само выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа (ὄ[ χλοι - Мф 4. 25; 9. 36; 12. 15; Мк 3. 7; Лк 5. 15 и др.) происходило достаточно длительное время. Если толпа (ὄ[ χλοι) может быть настроена ко Христу как положительно, так и отрицательно (ср.: Ин 7. 12), то ученики Господа (μαθηταί) - это те, кто уже уверовал в Него. Однако не все ученики стали Апостолами, ибо Господь избрал в Апостолы «кого Сам хотел» (Мк 3. 13).

Согласно евангельской истории, первыми к апостольству были призваны Андрей Первозванный, Иоанн (евангелист не называет своего имени), Иаков Зеведеев, Симон, нареченный Петром, Филипп и Нафанаил (Ин 1. 35-49), из которых по крайней мере Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя (Ин 1. 35-40). Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру (Ин 2. 11), после первой встречи с Учителем они еще на некоторое время возвращаются к своим привычным делам. Следуя описанию призвания Апостолов, предложенному евангелистом Лукой, можно предположить, что, продолжая заниматься рыболовством, будущие Апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь (ср.: Лк 4. 31 - 5. 1). Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков» (Мк 1. 17; Лк 5. 10), явился чудесный улов рыбы (Лк 5. 2-12). Пережив мистический «ужас» (Лк 5. 9), они смогли «оставить все» (Лк 5. 11) и последовать за Учителем. Евангелист Лука в этом рассказе говорит о Петре, Иакове и Иоанне (Лк 5. 10), др. синоптики еще указывают и на четвертого - Андрея (ср.: Мф 4. 18-22; Мк 1. 16-20). По сообщению синоптических Евангелий, следующим был призван Матфей в Капернауме (Мф 9. 9; Мк 2. 14; Лк 5. 27), что произошло еще до 2-й Пасхи общественного служения Господа. И наконец, уже после 2-й Пасхи, когда число последователей Христа умножилось и люди, жаждавшие назидания, были «изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф 9. 36), из множества учеников (ср.: Лк 6. 13) Господь избрал 12 Апостолов. Перед этим событием Он молился Отцу всю ночь (Лк 6. 12). С этого времени и вплоть до заключения Христа под стражу Двенадцать уже не отлучались от Господа, даже когда от Него уходили многие смутившиеся новым учением (ср.: Ин 6. 66-69).

Окончательное избрание Апостолов произошло между 2-й и 3-й Пасхами общественного служения Господа, когда устами ап. Петра (Мф 16. 16) была исповедана их общая вера в мессианское достоинство Спасителя. Однако и после этого события Христос продолжал укреплять их веру (Мк 4. 34). В Евангелиях описаны примеры маловерия Апостолов (ср.: Мф 14. 25-31; 16. 8; 17. 20; Мк 4. 37-40), непонимания ими слов и дел Христа (ср.: Мф 15. 15-16; 26. 7-13; Лк 9. 45; 18. 34; Ин 12. 16). Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве восстановленного Израиля (ср.: Мк 10. 32-37), они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом (Мф 20. 20-24; Мк 9. 33; Лк 9. 46). Во время Тайной вечери, когда Христос открыто изобличил предателя, они продолжали спорить о том, «кто из них должен почитаться большим» (Лк 22. 24). Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют своего Учителя (Мф 26. 56; Ин 16. 32), а Петр трижды отрекается от Него (Мф 26. 69-75). Один из Двенадцати стал предателем (Мф 26. 14-16; 27. 3-10 и пар.). Даже после Воскресения Христа нек-рые из них еще могут сомневаться (Мф 28. 17), продолжают по-земному понимать учение о Царствии (ср.: Деян 1. 6). Однако и в этом состоянии несовершенства и человеческой слабости их апостольство есть особое избранничество, их отношения со Христом характеризуются близостью и доверительностью. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин 15. 15). Окончательно Апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы дар Св. Духа, Который «научил их всему» (Ин 14. 26).

Имена 12 Апостолов в синоптических Евангелиях перечислены в рассказе об их избрании и послании на проповедь (в Деян 1. 13-26 этот список повторяется, за исключением имени Иуды Искариота, которое заменяется на имя Матфий (ст. 26)).

Несмотря на расхождения в порядке имен и некоторых вторых именах, можно с уверенностью утверждать, что в новозаветных апостольских списках речь идет об одних и тех же лицах. Все исчисления начинаются с ап. Петра, при этом приводится его первое имя - Симон. Имя Петр было дано Симону Спасителем, когда его брат Андрей привел его к Иисусу (Ин 1. 42). Во всех списках названы Филипп (№ 5), Иаков Алфеев (№ 9) и на последнем месте - впоследствии отпавший Иуда Искариот (имя его не упомянуто в Деян 1. 13 и заменено в 1. 26 на Матфия). В разной последовательности названы: Андрей (брат ап. Петра, названный Церковью Первозванным), Иаков Зеведеев, его брат Иоанн (Богослов), Варфоломей, Фома (который в Ин 20. 24; 21. 2 назван «близнецом») и Матфей (согласно Мк 2. 14 и Лк 5. 27, его звали Левий).

Упомянутый во всех 4 списках ап. Варфоломей обычно отождествляется с отсутствующим в этих списках Нафанаилом, о котором сообщает евангелист Иоанн. Их отождествление основано на том, что все списки 12 Апостолов синоптических Евангелий и Деяний называют только Варфоломея, тогда как Иоанн, который вообще не упоминает Варфоломея, относит к Апостолам Нафанаила (Ин 1. 35-51; 21. 1-2). Кроме того, в списках 12 Апостолов синоптических Евангелий Варфоломей всегда упоминается вместе с Филиппом, и объяснением этой связи может служить рассказ в Евангелии от Иоанна о том, что Филипп привел Нафанаила, чтобы он увидел Мессию Иисуса (Ин 1. 35-51). Иоанн, возможно, предпочитает употреблять более выразительное имя Натанаил (евр. - дар Божий), а имя Варфоломей опускает, т. к. последнее является отчеством (арам. - сын Толами (ср.: LXX Нав 15. 14)). Полное арам. имя ап. Варфоломея в таком случае было Натанаэль бар Толами (арам. ).

Употреблением нескольких имен для обозначения одного и того же лица объясняется и тот факт, что ап. Иуда, которого Лука, чтобы избежать путаницы с предателем Иудой Искариотом (ср.: Ин 14. 22), называет Иудой Иаковлевым (братом Иакова), в перечнях Матфея и Марка назван Фаддеем (хвалящий от евр. - хвалить) или Леввеем (сердечный от евр. - сердце).

Ап. Симон у Матфея и Марка назван Кананитом (Κανανίτης) (евр. и арам. - ревновать) (некоторые ранние рукописи (B, C) дают вариант Καναναῖος) - прозванием, которое указывает на его приверженность закону Моисееву или принадлежность к партии «ревнителей» - зилотов. Для читателей евангелиста Луки, видимо, требовалось дать перевод этого прозвища, поэтому у него апостол назван Симоном Зилотом (ζηλώτης от ζηλόω - ревновать).

МАТФИЙ

Один из учеников Иисуса Христа, по жребию занявший место среди двенадцати апостолов вместо отпавшего Иуды Искариота..

Деян.1:15-26; Лк.10:1; Деян.6:2, 8:14

Проповедовал в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами. По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности. Принял мученическую кончину в Иудее.

На формально-иерархические различия среди Апостолов Священное Писание нигде не указывает. Этому не противоречат рассказы евангелистов о том, что Петра, Иоанна и Иакова Спаситель неоднократно выделял, делая их свидетелями важнейших событий: воскрешения дочери Иаира (Мк 5. 37; Лк 8. 51), Преображения (Мф 17. 1; Мк 9. 2; Лк 9. 28), ночной молитвы в Гефсиманском саду накануне взятия под стражу (Мф 26. 37; Мк 14. 33). В ряде мест Священного Писания показано первенствующее положение ап. Петра. Не только в общих списках Апостолов он называется первым, но также среди 3 избранных (Лк 8. 51; Мф 17. 1; Мк 14. 33 и др.). Выражение «Петр же и бывшие с ним» (Лк 9. 32), несколько раз встречающееся в Евангелии, также подтверждает его авторитет среди других учеников. Господь особым образом выделял и дом Петра (Мф 8. 14; Мк 1. 29-30; Лк 4. 38). Христос совершает чудо, чтобы заплатить за Себя и Петра подать на храм (Мф 17. 25-27). От имени Двенадцати Петр исповедует Иисуса Христом и Сыном Божиим (Мф 16. 16), за что особым образом ублажается Спасителем (Мф 16. 17-19). Евангелие от Матфея чаще других акцентирует эту особую роль Петра в кругу Двенадцати. Деяния также рассказывают о его руководящей роли избрания 12-го апостола (Деян 1. 15-22) в день Пятидесятницы (Деян 2. 14-36) и других случаях. Но когда Петр по-человечески не понимает слов Христа о грядущих страданиях и пытается Его остановить, Господь резко обрывает его (Мф 16. 23). Евангелия рассказывают о падении Петра и о том, что Христос восстановил его в апостольском лике (ср.: Ин 21. 15-19). «Сопоставление новозаветных текстов убеждает нас, что Петру апостолу принадлежало, действительно, особое, первое место среди Двенадцати, но это был примат не власти, а авторитета, старшинства, первостоятельства, который притом принадлежал ему в соединении со всеми, но не без всех и не помимо всех» (Булгаков. С. 30). Православное богословие решительно стоит на том, что особое место Петра среди Апостолов не дает ни малейшего основания для утверждения примата римской кафедры. По мнению прот. Сергия Булгакова, речь должна скорее идти о «двух приматах двух первоапостолов - примата любви (ап. Иоанн) и примата авторитета (ап. Петр)» (Там же. С. 46).

Добавил: Tatyana_Art | | Теги: двенадцать, апостол
Просмотров: 10939 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ветхий Завет

C толкованием


Виды креста
Крест "Египетский иероглиф Анх".
Крест монограммный "доконстантиновский".
Крест "якореобразный".
Крест Т-образный "антониевский".
Крест "буквенный".

Икона дня


МОЛИТВА

Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей...

Святитель Петр, митрополит Московский,
всея Руси, чудотворец. (XIV век)


Поиск

НЗ в искусстве
Благовещение
Рождество Христово
Рождество Христово (2)
Рождество Христово (3)

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСНЫЕ СТИЛИ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz